Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Кризис. Общество. Конституция.
 
            Общественность Украины в растерянности. Большинство людей не понимает  природы политических потрясений, переживаемых государством.
На традиционные вопросы: «что делать?» и «кто виноват?», «элита» государства не может дать аргументированного ответа.
Даже политические теледебаты напоминают не серьезный разговор, а интеллектуальные гладиаторские бои. В них многие телезрители играют роль пресыщенных римских плебеев, которых привлекает скорость реакции и острота языка оппонентов, но не суть проблемы.
Совершенно очевидно, что мы не сможем объяснить причины происходящего, отсчитывая историю политического спора между ветвями власти с весны 2007 года.
Для этого необходимо оценить  всю историю независимой Украины, в которой события логически вытекая из предыдущих, являются следствием последующих.
От 2007 года к расколу «оранжевой» коалиции; далее - к причинам выступлений на майдане осенью 2004 года; от них к первым массовым выступлениям оппозиции 2000-2002гг.
Так нам придется вернуться к причинам распада СССР.
Какое это имеет отношение к событиям 2007 года в Украине?
"Родовая травма" постсоветских государств
Обычно создающиеся государства являются оформлением долгого (десятки, сотни лет) вызревания социально-экономических и политических противоречий и компромиссов. А правовым оформлением этих противоречий в устоявшейся практике их разрешения является Конституция государства или аналогичные документы.
            При создании независимой Украины и большинства республик СНГ логика этого процесса (появление имущественного, социального неравенства, борьба за господство в обществе, создание аппарата подавления недовольных, оформление ситуации законодательно) сохраняясь в целом, была нарушена на отдельных этапах. В результате, на политическом развитии сказались национальные, демократические иллюзии трудящихся. Многие психологически не смогли воспринять вчерашних партийных и советских руководителей как новых собственников – «хозяев жизни».
            Обретение частной собственности бывшей номенклатурой проводилось не в результате длительной борьбы, расслоения общества, а командно-административным способом. Больше получал не тот, у кого был больше капитал, а тот у кого был выше занимаемый пост, крепче связи. Разумеется, эффективным собственником этот социальный слой просто не мог быть. Источником капиталистической прибыли этого периода (1989-1999) был «дерибан» государственной собственности и торговля сырьем с западными странами.
            Гигантский объем всего созданного советскими людьми сыграл роль «подушки», смягчающей противоречия между слоями предпринимателей. Поэтому данные противоречия носили характер личностных, а не социальных. И поэтому устранялись они не созданием действующих законов, а взяткой, пулей или высокой должностью. Были ослаблены и основные противоречия: между трудящимися и олигархами.
      Правовым оформлением такого государства, где господствовали иллюзии, что "верхи" хорошо живут не за счет "низов", а исключительно благодаря своим талантам и способностям, и стала конституция 1996 г.
   В ряду современных буржуазных конституций она не столь уж плоха, если учесть условия ее принятия: шантаж со стороны президента Кучмы, угроза принятия более реакционной конституции, введение прямого президентского правления. В духе времени эта конституция гарантирует трудящимся ряд серьезных социальных, экономических, политических прав. Конституцию 1996 г. можно считать трехсторонним компромиссом: между ошалевшими от вседозволенности олигархами, романтиками украинской национальной идеи и грозной, но не пробудившейся силой – народом Украины.
   Уровень гражданского самосознания, социальная структура общества 90-х годов были столь незрелыми, что о конституции вспоминали только в годовщины ее принятия на  тошнотворных официозных мероприятиях госадминистрации. Главный закон страны в обыденном сознании воспринимался как некий абстрактный атрибут государственности, которым никто не пользуется (так как для этого нет социально-экономических причин), но который должен существовать "для порядку", как флаг, герб, булава и т. д.
  Ситуация стала меняться после того как укрепившиеся рыночные отношения стали вторгаться в "жовто-блакитную" идиллию. Отношения купли-продажи рабочей силы втянули в свою орбиту миллионы людей со своими интересами и надеждами. Бизнес стал получать живой доход уже не только от разграбления государственной собственности и перекачки нефти. Соответственно, увеличилось количество и вес спорных "лакомых кусочков" и уже целые социальные слои буржуазии стали группироваться по интересам.
   Мелкая и средняя буржуазия, выросшая в 90-ые годы начала давить на бизнес "первой волны" – бывших партноменклатурщиков, уцелевших криминальных авторитетов. Последние все больше стали опираться на административные методы борьбы с конкурентами.
   Рост этих противоречий в "верхах" привел к сужению социальной базы режима Кучмы и к сворачиванию демократических прав в конце 90-х годов. У первых массовых антипрезидентских выступлений 2000 – 2002 гг. есть более глубокое – экономическое обоснование, чем обычные политические репрессии и убийства журналистов. Развивающийся бизнес Украины был готов признать "сильного" президента-арбитра только в том случае, если бы он был равноудален от всех промышленно-финансовых группировок. Таким требованиям не соответствует ни Кравчук, ни Кучма, ни Ющенко, ни Янукович, ни тем более Тимошенко и Ко.
   Отсюда – попытка бизнеса создать "коллективного арбитра" – парламентскую или парламентско-президентскую республику.
   Вот тут и сработала заложенная в 91-99 гг. мина замедленного действия. Эта "мина" – непритертость узлов и шестеренок машины буржуазного государства, которое было создано не входе длительного созревания социально-экономических противоречий, а в ходе распада СССР.
   Эту машину первые годы государственности Украины только обмахивали от пыли, да совершали вокруг нее ритуальные танцы с пением гимна. Любой чиновник госадминистрации, Верховного Суда, Конституционного суда, прокуратуры, ЦИК, знал, какую волю какого вышестоящего начальника он должен защитить и обосновать ссылками на закон. Все было просто и понятно.
   С осени 2004 г. (выступление на Майдане) застоявшуюся государственную машину пришлось включить сразу на полную мощность. Оживились целые социальные слои бизнеса, каждый из которых имел "своего" начальника, "свою" партию, свои интересы.
  В результате трещат по всем швам не только отдельные институты государства, но и сама Конституция, составленная "для приличия" таким образом, что при любом социально-политическом конфликте, каждая из сторон (олигархи, национал-патриоты, трудящиеся) может найти в ней правовые обоснования своих действий.
   Противоречия конституции
   Озадачивает уже преамбула этого документа. Если Украина – светское государство, то почему одним из мотивов его создания стала ответственность перед богом? Каким богом? Богом – некой высшей силой, или христианским Богом, или Аллахом, или Яхве?
   Ст. 3 гласит, что смыслом деятельности государства является защита главной ценности – прав, свобод, жизни и здоровья людей. Но если государство не хочет или не может выполнять эти задачи, что с ним должны делать люди, народ? Тот самый народ, который, согласно ст. 5 является единственным источником власти в государстве.
   Вроде бы интересы народа выше интересов какой-либо нации или какого-либо класса общества. Согласно Конституции только народ может определять форму государственной власти, внешнеполитические приоритеты да и саму судьбу государства.
   Однако ст. 17 тут же одергивает горячие головы и утверждает, что защита суверенитета, целостности, уважение символов государства – важнейшая функция государства, дело всего народа. Здесь мы явно сталкиваемся с элементами "обязательной государственной идеологии", идеологии выживаемости государственности как абсолютной ценности.
   А это уже противоречит ст. 15, которая декларирует, что Украина – демократическая страна и в ней не может быть государственной идеологии, тотальной идеи, управляющей обществом.
   Ст. 27 заявляет о праве каждого человека защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств. Как должен вести себя человек, уважающий Конституцию и сталкивающийся с постоянной угрозой жизни и здоровью со стороны государственных институтов Украины?
   Дело даже не в том, что угрозу жизни и здоровью косвенно приносит невыполнение государством ст. 28 – 35, гарантирующих ряд личных прав и политических свобод. Эти случаи распространены, многократно освещены в СМИ, но пока (!) не носят массового характера. Речь идет о другом. Ряд положений из раздела экономических прав (ст. 42) говорят о праве на достойную оплату за труд. В этом смысле любая начисленная оплата труда, которая неспособна обеспечить право на жизнь и здоровье человека, является юридически зафиксированным фактом угрозы со стороны работодателя, учреждения, государства.
   При разных методиках подсчета минимальный уровень зарплаты, снимающей экономическую угрозу "жизни и здоровью человека", колеблется очень сильно, но в любом случае выше прожиточного минимума и составляет от 1600 до 2200 грн./мес. Как говорится – комментарии излишни.
   В одной статье конституции гарантируется незыблемость института частной собственности, в другой – что частная собственность должна приносить пользу обществу в целом, не вредить экологии и т. д. То есть из конституции следует, что если частное предприятие задерживает зарплату, мало платит или вредит экологии, то оно должно быть национализированно?
   Неспособность постсоветских государств обеспечить выполнение конституционных норм, в том числе, той, которая гарантирует равенство всех граждан перед законом и судом, сегодня признается добросовестными юристами (Касынюк Л. А. Основы конституционного права Украины, Харьков 1998, стр. 28; Козлова Е. И. Кутафин О. Е. Конституционное право России, Москва 1996, стр. 187-189). В Конституции Украины пункт о равенстве людей перед законом декларирует ст. 24. Разумеется, она не оговаривает, что среди всех равных есть "более равные". Это те – у кого есть деньги на дорогого адвоката, есть время, чтобы судиться, а не работать. Даже само Украинское государство вынужденно официально признать, что неспособно обеспечивать декларируемые им же обязательства перед людьми. Закон Украины "О временном запрещении взымания пени" начинается со слов: "в связи с невыполнением государством обязательств по выплате зарплат и пенсий..." (Голос Украины 25 февраля 1999 г. № 35, С. 3).
   Какого же развития событий следует ждать гражданам Украины сегодня, учитывая все вышесказанное?
Выводы
   Главный источник нестабильности государства – не за границей (в Америке или России). Он в самих основателях этого государства, в слабости, непоследовательности господствующего социального слоя: бизнесменов, чиновников.
   Они никак не могут подняться выше сиюминутных шкурных интересов. Отсюда их метание от президентской к парламентской республике. В одном случае есть опасность, что бизнес,  близкий к президентской вертикали подомнет весь остальной (ситуация 1998 – 2004 гг.), в другом – что парламент превратится в "банку с пауками", где каждый лоббирует свои интересы (ситуация 2004 – 2007 гг.).
   Противоречия, раздирающие Украину идут не по линии "Восток – Запад". Этот опасный миф искусственно внедряется в головы наименее политически зрелой части общества. Противоречия идут по линии: "промышленный – финансовый капитал", "мелкий – крупный бизнес", "экспортеры – те, кто производит на внутренний рынок".
            Усиливают нестабильность государства не «плохие» законы, а несоответствие между законом и установившейся в 90-е годы социально-политической практикой разрешения конфликтов и противоречий. Это несоответствие может быть ликвидировано двумя способами.
   Способ первый: Изъять из Конституции декларируемые сегодня права и свободы, "опустить" их до уровня ситуации, когда олигархи господствуют, чиновники безнаказанны и безответственны. Для этого часть политической элиты не желает отдавать свои полномочия местным органам власти, вновь пытается усилить «президентскую вертикаль», снова как при Кучме, говорит о двухпалатном парламенте.
   Второй способ: "поднять" общество до уровня демократических норм Конституции, т. е. изменить социально-политическую практику разрешения противоречий, научить людей бороться за свои права в соответствии с декларируемыми нормами закона. Этот путь более долог и сложен. По нему идут народы европейских стран. События последних двух-трех лет свидетельствуют, что Украина также вступила на этот путь. «Прививка демократии», полученная обществом не прошла бесследно.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Когда чиновники воруют быстрее, чем народ производит, они говорят, что народ не умеет работать
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.