Как и книги, фильмы бывают разные и имеют различные цели. Есть фильмы развивающие, которые можно отнести к классике мирового кинематографа, а есть фильмы, которые, если провести параллель с литературой, как карманные романы, детективы, не несут никакой идейной нагрузки, не содержат социальной проблемы, требующей решения. Они способны удовлетворить потребности лишь низшего потребительского уровня. А хуже всего, когда эти книги, фильмы имеют совершенно определенную манипулятивную цель.
Именно к такой категории фильмов можно отнести не только широко известные «ЗОО Спартанцев» - идеологическую подготовку США в преддверии войны с Ираном, но и так называемый фантастический экшн «Трансформеры», который в Украине увидит свет 5 июля.
Предшественником фильма было несколько поколений мультсериалов с одноименными названиями, которые смогли покорить сердца миллионов детей: чуть ли не каждый ребенок мечтал о игрушке-трансформере, на школьных переменах в коридорах, то тут, то тат были слышны восклицательные крики: «Трансформируемся!». Трудно оценивать положительность или отрицательность той моды выходцу из того же поколения, но факт остается фактом. Последователем того мультика можно с легкостью назвать такой мультсериал как «Покемоны»: дети теперь бегают и кричат «Пикачу». О полной бестолковости, как детей, так и взрослых создателей такого «шедевра» можно судить даже по этому боевому кличу.
Но мода на трансформеры была, от нее уже ни куда не даться. Поэтому множество, миллионы молодых людей с нетерпением ожидали премьеры фильма. Учитывая же огромное количество рекламных роликов, бигбордов о фильме, ажиотаж – смеем предположить, что рыночный успех фильму обеспечен заранее. Но тем ужаснее результат, учитывая, что фильм несет лишь манипулятивную нагрузку. Возможно, скажете вы, автор статьи просто «перечитал советских газет» и потому так строго судит о фильме. Поэтому, давайте обратимся к сюжету.
Первый кадр фильма сразу создает подсознательный стереотип. Действия происходят на вертолете, который перевозит американских солдат какого-то особого подразделения на базу, и они вслух высказывают свои мечты. Первым высказывается явно эмигрант в США первого или второго поколения по поводу приготовления его мамой различных дикарских блюд (жареного крокодила и тому подобное), английский язык у него плавно переходит в испанский, и все остальные начинают злиться и требовать, чтобы он разговаривал на нормальном, понятном всем языке – английском.
Из Латинской Америки в США эмигрируют миллионами люди. В основном это молодые трудоспособные люди, которые своим трудом создают процветание капиталистической метрополии. Но в штатах их продолжают считать дикарями, будто бы специально рожденными для низкооплачиваемой «грязной» работы, которую «белый мистер» выполнять не будет.
В том же вертолете берет инициативу в свои руки уже настоявший белый американский воин-герой. Мечты у «героя» конечно же, как несложно догадаться, 100%-но американские. Он грезит о доме, о встрече со своей прекрасной семьей (маленькой дочуркой и женой). Кстати, по словам этого ковбоя, своей дочки вживую он не видел вообще, но жена его все равно обожает.
Эта история, похожая на анекдот про Штирлица, которому из «центра» сообщили, что у него родился сын, в то время как он уже 7 лет не был дома, призвана «поддержать» боевой дух оккупационных войск США в Ираке и Афганистане.
Параллельно развивается другой сюжет, другая сторона американской мечты, точнее, мечта каждого американского подростка. Молодой парень, Сэм Уитвицки, отличающийся лишь своей посредственностью, как и все американские подростки, мечтает о своем первом автомобиле (именно на этом делается акцент в этом эпизоде). Ради этой цели он готов на все, даже продать вещи, которые принадлежали его пра-пра какому-то деду. Но кроме финансовой стороны дела, для достижения цели родители паренька ставят перед ним еще одну непосильную задачу, получение аж трех высоких оценок (переводчики перевели их как «пятерки»). И он добивается этого. Тяжело сказать, как он добился предыдущих двух, но судя по последней «пятерке», явно не своими знаниями. Сем ее получил методом активных уговоров учителя, основным же его доводом было приведение финансовой стороны дела (покупки машины), и слова «Поступите, как вы считаете, поступил бы Бог», что подействовало на учителя моментально. Учитель, конечно, не стал раздавать имущество бедным, как призывал легендарный Иисус Христос, но «пятерку» поставил - с него не убудет, а уподобиться богу ой как хочется…
Дальше фильм знакомит зрителей с трансформерами. Хороший трансформер (из Автоботов) оказывается машиной, которую по случайному совпадению покупает именно Сем. У него, как в плохом учебнике по психологии тут же возникает новая цель – заиметь девушку (это слово наиболее точно отображает мечту Сема). Плохой трансформер (из группы Десептиконов) в это время – видимо, помогая международному терроризму, - уничтожает полностью военную базу США, и, конечно же, по счастливой случайности, выжила в этом побоище только группа солдат с вертолета.
Две группы трансформеров ищут очки, на которых отражена карта с месторасположением Искры. Нет, они ищут не архив газет, которые выпускались социал-демократами во главе с Лениным и Плехановым. Эту штуковину производители фильма определяют как «сущность трансформеров». Это цифровая ДНК или душа, которая обитает в любом трансформере, в хранилище его сердца и ума. В общем, некий аналог денег, которые в капиталистическом обществе становятся «сущностью всего» и подчиняют себе ум и сердце большинства.
Очки же принадлежали именно деду Сема, поэтому парень оказывается в центре всей войны. По ходу фильма выясняется, что Искра уже давно найдена и находится в сверхсекретной лаборатории сверхсекретной американской группы «7». Там же находится и глава Десептиконов в замороженном виде. Над этими музейными экспонатами люди постоянно проводят исследования, и именно благодаря им современная техника вообще развивается.
Об этом узнают все трансформеры, и плохие и хорошие. В ходе борьбы освобождается глава Десептиконов, идет настоящая война за владение Искрой, с одной стороны Десептиконы, с другой, Автоботы и люди. Сначала битва идет в безлюдном месте, если не считать работников секретной базы. Но непонятно для чего, пользуясь какими аргументами, возникает задача отвезти Искру в центр города-миллионника, а оттуда уже вывезти ее на вертолете с целью понадежнее спрятать. В итоге, в городе борьба продолжается. В ходе ее уничтожают всех Десептиконов и саму Искру. Конечно же, все положительные герои-люди остаются целыми и невредимыми, из хороших трансформеров погибает лишь один (тоже закон жанра).
Не последнюю роль здесь играют американские солдаты. Вообще на протяжении всего фильма они действуют невероятно слаженно. Как один механизм взаимодействуют все подразделения. А группа с вертолета, которая также проходит через несколько боев с трансформерами, вообще не теряет не одного бойца. В общем, некая псевдохудожественная компенсация за потерю контроля над ситуацией в Ираке.
Кроме того, тот американский ковбой, мечтающий увидится со своей семьей, достоин невероятной похвалы. Мало того, что он руководит отрядом, он еще берет инициативу на себя: в финальном бое находит брошенный кем-то мотоцикл, разгоняется на нем до невероятной скорости, перед злым и коварным трансформером специально падает на бок, проскальзывает по асфальту на спине под ним и делает сокрушительные выстрелы подствольными гранатами в это железное чудовище. Без таких героев Америка обязательно проиграет в войне с «осью зла» и ее злобными агентами – трансформерами и Усамой Бен Ладеном.
В продолжении всего фильма все хорошие трансформеры постоянно проводят линию защиты людей, все спецназовцы постоянно кричат об защите и выводе гражданского населения. При этом никто не обращает внимания на море трупов: в фильме взрываются десятки движущихся, то есть как минимум с водителем, автомобилей, несколько самолетов-истребителей врезаются в небоскребы, а два трансформера вообще пробивают насквозь одну из высоток, и это все происходит днем. Кому, как ни американцам судить о количестве жертв после 11 сентября. Но все это уходит на задний план, как место для спецэффектов. Отвлекает от этих ненужных для киномана «мелочей» мелодия, которая проходит через весь фильм и сопровождает каждое действие хороших трансформеров, каждый патриотический подвиг американцев, которыми пропитан весь фильм. Посреди сеанса в киевском кинотеатре несколько человек не выдержав, начали петь с издевкой гимн США, после чего весь зал громко хохотал несколько минут.
Следует обратить также внимание на перевоплощения трансформеров. Все Автоботы перевоплощаются в современные «тачки» последних моделей. Злые Десептиконы превращаются в современную американскую военную технику. Вот вам еще одна нестыковка, американские солдаты – герои, американская военная техника – ужас во плоти.
Таким образом, этот фильм можно со спокойным сердцем отнести к тем Голливудским блокбастерам, которые можно один раз посмотреть лишь ради спецэффектов и выкинуть в корзину, как это уже было сделано с «Миссией невыполнимой 3», последними «Пиратами Карибского моря», последним «Человеком Пауком» и прочими. Или вообще не тратить 2,5 часа своего драгоценного времени, ведь Голливуд снимет новое, с более крутыми спецэффектами кино: «Крепкий орешек 4», «Гари Поттер 5» и так далее.
Однако, даже этот фильм не обошелся без критических в отношении американского общества моментов. Это доказывают две сцены из фильма. Первый – это очень короткий момент с Президентом США, когда все уже в панике оттого, что разгромлена военная база США, а Президент лежит в своей опочивальне, задрав ноги, и просит шоколадное пирожное. Явная критика Буша. Второй момент происходит в вперемешку с титрами фильма, когда берут интервью у родителей подростка Сема; они тоже принимали пассивное участие в борьбе трансформеров. Журналисты у них спрашивают, насколько они верят правительству, и думают ли они, что правительство от них что-то скрывает. Родители начинают иронично выступать в обоих случаях за свою страну. Тонкий намек, что демократией в США и не пахнет, и политика страны держится на обмане.
И все же, несмотря даже на эти критические намеки, вставленные, вероятно, чтобы зрителей, настроенных против американских ценностей, не так сильно тошнило, фильм представляет собой классическую голливудскую жвачку с максимумом спецэффектов, минимумом сюжета и полным отсутствием смысла. Фильм «Трансформеры» является обыкновенным «карманным чтивом» для тех, кто даже читать уже ленится.
|