В необходимости получения высшего образования сейчас мало кто сомневается. Как мало кто сомневается и в том, что система образования далека от идеала. Для многих весь вопрос состоит в выборе вуза. Т.е. в одном институте професора преподают лучше, чем в другом. Но вопрос, к сожалению, этим не ограничивается, так как, если преподавательский состав и разный, результат получается почти одинаковый.
Абитуриент, выбирая вуз и специальность, надеется обрести в нем что-то качественно новое, чего не было в школе. С учебой в университете у него связываются надежды на саморазвитие. Но что же он имеет на самом деле? Скучные лекции, неинтересные преподаватели, все то же заучивание и запоминание, которое не приносит ничего, кроме впустую потраченного времени. Точно так, как и в школе.
Но если подобная «школьная» форма обучения не приносит желаемого результата в, то как может она быть эффективной в стенах вуза? Школа по сути должна готовить человека, формировать его. Но та форма обучения, которая ей присуща, не способствует этому. Многие видят проблему в том, что программа школы не соответствует вступительным требованиям вуза. Хотя это и так, проблема этим не исчерпывается. Ученик, заучивающий на память формулы, стихи, исторические события, не получает развития. Например, на уроках химии сначала изучают состав вещества, формулу, свойства, реакции, а уж в последнюю очередь бегло рассказывают о его практическом применении. Но и просто знать, где применяется вещество – недостаточно. Ребенок должен своими глазами увидеть и своими руками произвести что-то из этого вещества. Иначе разницы между калием и кальцием он не увидит. Интерес к учебе пропадает у большинства. И вместо того, чтобы ученик вышел со стен школы человеком, выходит оттуда абитуриентом и то не всегда.
Формирование человека невозможно без предметно-практической деятельности, направленной на изменение окружающей среды. Только в ходе такой деятельности и развивается человек. Но игнорируя этот принцип в процессе обучения, школа не выполняет свои функции формирования человека. Мало того, не дает основы для последующего развития.
Ситуация в вузе похожа. Высшее образование должно основываться на творческом подходе к проблеме, на знаниях, которые можно применить в любой сфере деятельности. Вместо этого студента обучают тому же, чему и в школе – заучиванию. Но если в школе предметы – из разных сфер знаний, то в институте специализация ставит перед студентом задачу изучить очень узкую их часть, а потом с этим кусочком знаний, выдают диплом. Нетрудно догадаться, что очень скоро бывший студент побежит на курсы переквалификации, т.к. те навыки, которые он имеет, не подходят для столь быстро меняющегося рынка. Такое вот неполное «полное» высшее образование! А для этого уже существуют условия. Практически в любом вузе есть подобные программы по переподготовке кадров. И кадры эти (как ни странно) - их же вчерашние выпускники. А вузы с удовольствием поддерживают такую инициативу, ведь приобретение новой профессии обычно обходиться довольно дорого, что приносит вузу определенную материальную выгоду. Понимая это, учебное заведение, если и осознает неполноту предлогаемого им образования, не будет менять ситуацию и даже наоборот, поддержит узкую специализацию, аргументируя тем, что оно более глубокое, более нужное, редкое, подходящее к современным требованиям рынка. Только забывают указать, что требования эти меняются со скоростью звука.
Только человек с творческим воображением сможет быть полноценным человеком, а для этого необходима основа из практических знаний. Т.е. таких, с помощью которых человек и сможет решать вопросы разного плана. Но знания, которые студент получает в вузе, не имеют под собой основ практики. Простое же заучивание не дает результатов. Например, на факультете права студенты обычно пересказывают статьи законов, и это при том, что закон меняется почти каждый день. Практика занимает около трех недель за четыре года обучения.
Нужно бы создать такие условия для студента, что бы он стал не только (и не столько) профессионалом в своей сфере, а был способен «безболезненно» реагировать на изменяющиеся требования к его профессии. Т.е. человек с высшим образованием должен быть свободен от всех изменений рынка труда. Его уровень подготовки, навыков, практических знаний должен быть таким, который позволил бы ему быть не просто специалистом в узкой сфере человеческого бытия, а человеком во всей человеческой деятельности. Но получиться такое может, только если человек обучается в процессе практической деятельности, такой, которая направлена на изменение окружающей среды – как природной, так и общественной, органично сочетая производительную деятельность и умственный труд. А это почти отсутствует в современной высшей школе. Но только в таких условиях и может сформироваться творческий (настоящий) человек.
|