Пессимизм – штука неприятная и неблагодарная, быть пессимистом никому не посоветуешь. Стоны и слезы, умноженные на бездействие, или наоборот, активное переживание и пережевывание своей несчастной судьбы, убили, наверное, не одну тысячу людей. Пока пессимисты активно скорбят, оптимисты действуют.
Но было бы ошибкой считать любой оптимизм созидательным. Важно, к чему стремятся оптимисты, на что направлены их усилия. Есть ребята, весьма активные в дегустации всевозможных психотропных веществ, в открытии новых развлечений, в пикапе. Они общительны и заряжают своей энергией других. Нужны ли пессимистам такие друзья-энерджайзеры?
Вот мучается пессимист вопросами о смысле жизни, о своей роли в обществе, а тут приходит такой оптимист и говорит: «Братуха, какие проблемы! Живи здесь и сейчас, бери от жизни все, что можешь. Если кто-то или что-то тебя напрягает – забей! По косячку – и пошло все туда-то».
Тем более интересно рассмотреть этот феномен, когда он становится частью пропаганды определенного образа жизни – через СМИ, кино, литературу.
Недавно в издательстве «Факт» вышла книга молодого украинского поэта, драматурга, а теперь уже и прозаика Сашка Ушкалова «БЖД» (безпека життєдіяльності) о стиле жизни молодых людей из спальных районов Харькова. Это произведение дает отчетливое представление о мыслях и чувствах парней, перед которыми в обществе открыто не так уж и много возможностей, но выводы, к которым приходит автор, мягко говоря, сомнительны.
Жизнь героев «БЖД» протекает, в общем, по банальному сценарию: утром они ходят на работу, на которой их оскорбляют, унижают, дают нелепые, абсурдные задания, а вечером – в кабак, чтобы забыть о рабочих неприятностях. И друзья плыли бы по течению и дальше, если бы не разнахальничался работодатель-бандит, внесший в их и без того проблемную жизнь дополнительные трудности.
Как герои борются с трудностями? Силы изначально неравны. Они пробуют взять выдумкой, изворотливостью, старыми дружескими связями. Но, как бы не распускались их павлиньи хвосты от маленьких побед над обстоятельствами, жизнь дает им очередную дозу сильных пинков.
До самого конца книги я ждала развязки. Но ее нет! Ребята просто убегают из города. И вместо разрешения сюжета оптимистично настроенный писатель ни с того ни с сего вкладывает в уста главного героя сентенцию типа «Вся наша жизнь – это когда на тебя наступают невидимые, воображаемые противники. Этому даже в школе учат. Вы же должны были учиться в школе? И вот они наступают, а мы должны оборонять свои метры и кубометры, а если повезет – то и захватить чужие…».
Сашко Ушкалов как будто не замечает, что это как раз и есть философия тех бандитов, начальников-самодуров и преподавателей, вымогающих взятки, с которыми боролись его белые и пушистые герои. И было бы неплохо, чтобы и писатель, и читатели все-таки определились, воображаемые ли у них противники, или реальные, действительные.
Сейчас принято считать, что человек сам виноват в своих затруднениях. Плохо тебе, негде жить, работа не нравится – значит, не стараешься. Не нарастил ни физических, ни интеллектуальных мускулов, стало быть. Работай над собой – и обстоятельства изменятся. Другая популярная точка зрения на эту ситуацию – признать, что обстоятельства не так уже и плохи. Нет интересной работы, нет жилья – так ведь есть же пока здоровье, друзья, любимый человек. Надо просто временно попуститься, оглядеться, помедитировать – и все наладится.
Я ни в коем случае не отрицаю важного значения работы над собой, а также необходимости здоровья, дружбы и любви, но считаю, что подобные интерпретации мешают посмотреть на жизнь объективно и не дают оценить ситуацию трезво. Бороться ведь надо не только со своими недостатками, но и с совершенно реальными, а не воображаемыми, пороками мира. Иначе убегать от них и радоваться только тому, что в очередной раз пронесло, придется всю жизнь. |