26-27 апреля в Ростове-на-Дону состоялись очередные Ильенковские чтения. Место проведения выбрано не случайно. В последние годы уже сложилась традиция – проводить чтения в тех городах, где продолжатели дела Эвальда Васильевича Ильенкова действуют наиболее активно. В 2005 году конференция перекочевала из Москвы, где она проводилась перед этим лет десять, в город Воронеж, в котором действует группа сторонников ильенковского учения во главе с Аидой Николаевной Шиминой. В прошлом году Ильенковские чтения состоялись в Киеве, где идеи Ильенкова получили на сегодняшний день самое широкое распространение, поскольку его активные популяризаторы работают сразу в нескольких крупных вузах этого города.
Сейчас выбор пал на Ростов. В Ростовском государственном университете долгие годы работал Юрий Андреевич Жданов – один из ближайших соратников и единомышленников Ильенкова, всегда его поддерживавший и сделавший много для популяризации его идей. Поэтому в Ростове сегодня есть много людей, лично знавших Эвальда Васильевича, слушавших его лекции, учившихся у него. Важным является также и то, что рядом, в Таганроге плодотворно работает Андрей Дмитриевич Майданский, благодаря неутомимой деятельности которого все тексты Ильенкова стали доступны в Интернете www.caute.net.ru.
Конференцию открыл президент общества «Философия и культура» Г.В. Лобастов. Среди прочих мыслей его доклада была одна, которую необходимо считать крайне важной не только с точки зрения теоретической и, но и с точки зрения практического действия. Геннадий Васильевич высказал идею, что философия Ильенкова представляет собой не что иное, как продолжение дела Гегеля и Маркса. Она составила основу того, что можно назвать «классической советской философией». Так совпало, что именно в течение последнего года ушли из жизни последние представители этой эпохи в развитии философии – Ю.А. Жданов и В. А. Босенко. Другими словами, самое время говорить о «конце классической советской философии». Но мы не были бы диалектиками, если бы усматривали в факте конца этой эпохи исключительно отрицательную сторону и не воспринимали бы ту сторону дела, что конец старой эпохи означает начало нового этапа, очертания которого сегодня еще весьма туманы, но необходимость его ясна и определенна.
Успехи развития марксистской философии на этом этапе будут всецело зависеть от того, насколько основательно мы усвоим уроки этапов предыдущих, сумеем освоить все достижения наших предшественников и учесть все их ошибки.
Если сравнивать Ильенковские чтения – 2007 с любыми из тех, которые проходили в предшествующие несколько лет, то сравнение будет в пользу сегодняшних. И уровень опубликованных тезисов заметно вырос, и выступления стали интереснее, и, самое главное, сегодня уже никого не удивляет и не пугает, что философия Ильенкова – это марксизм. Казалось бы, остается только радоваться такому повороту событий. Но все не так просто. Ибо признание философии Ильенкова прямой наследницей философии марксизма немедленно обнаружило новую опасность. Некоторые участники конференции попытались объявить Ильенкова эдаким «приличным», чисто философским, академическим марксистом, не имеющим ничего общего с такой стороной марксизма, как классовая борьба, социалистическая революция и диктатура пролетариата. К счастью, такую точку зрения разделяли не многие.
С особым интересом участники конференции слушали выступления В. Терещука, пафос которых сводился к тому, что марксистская диалектика должна как можно скорее стать теоретическим инструментом практического преобразования мира, то есть, стать идейным оружием в руках класса, кровно заинтересованного в уничтожении господствующих отношений.
Жаль только, что к идее практического применения диалектики основная масса участников конференции проявляла исключительно теоретический интерес, стараясь не столько самим найти свое место в движении за революционное преобразование мира, сколько найти причины для того, чтобы избежать борьбы.
Так, например, многие выступающие преподаватели жаловались на студентов, что они, мол, и пассивны, и не хотят думать, и не интересуются ничем. В последнее время это, похоже, стало ритуалом – обвинять молодое поколение в том, что у него полностью атрофировалась способность самостоятельного суждения, и все помыслы устремлены исключительно на обогащение или на алкоголь с наркотиками. Конечно, было бы глупо спорить с тем, что эти сетования имеют под собой очень серьезное основание. Но, во-первых, означает ли это, что молодежь столь уж безнадежна, и, во-вторых, означает ли это, что сетования сами по себе могут что-то исправить в этом деле? Конференция показала, что это не совсем так.
С одной стороны, на ней выступила довольно значительная группа молодежи из Киева. С другой же, эта группа привезла с собой выпущенный собственноручно журнал «Пропаганда», полностью посвященный проблемам образования, его сегодняшнему плачевному состоянию и неясным перспективам, анализу отношения молодежи к навязываемой сегодня сверху Болонской системе и основанным на идеях марксизма вообще и Э.В. Ильенкова в частности, предложениям, которые могли бы составить ей альтернативу. Ребята очень старались успеть выпустить журнал к началу Ильенковских чтений, чтобы приятно удивить их участников, которых они уже давно воспринимают как своих старших товарищей, очень надеются на них. И каково же было их удивление и разочарование, когда оказалось, что журналом участники конференции практически не интересуются! За два дня было продано всего 14 экземпляров журнала. Притом, половину из них купили не участники конференции, а студенты гуманитарных факультетов университета, в корпусе которого она проходила.
Те преподаватели, которые активнее всего жаловались на пассивность студентов, даже не подошли к столику с литературой, на котором продавался студенческий журнал.
Ситуация более, чем странная. Но остается вопрос, что же делать? Глупее всего было бы, если бы студенты начали жаловаться на преподавателей, которые жалуются на студентов. Жаловаться нет смысла, особенно в случае, когда жаловаться бесполезно, поскольку пассивность как студентов, так и преподавателей, диктуется объективными обстоятельствами: экономическими, политическими, идеологическими, всей обстановкой гниения, разложения, которая царит в современном обществе.
Для таких случаев макаренковские коммунары в свое время выработали короткую, но очень полезную формулу: «Не пищать!» Не сетовать на обстоятельства и на то, что у тебя не осталось сил, что все обстоятельства против тебя, а, собрав в кулак волю и плотнее сомкнув ряды, учиться преодолевать как обстоятельства, так и самих себя. Учиться бороться, и учиться побеждать.
|