Никто не сомневается, что дисциплина должна быть, что люди должны быть дисциплинированными, ведь от этого зависит успех их деятельности во всех сферах общественной жизни и, в первую очередь, в производстве. Дисциплина имеет огромное значение для общества, для коллектива, для отдельно взятого человека. Это бесспорно, это истина. Но она утверждается только в теории, на практике же ситуация превращается в свою противоположность.
Повсюду слышно жалобы на недисциплинированность, причем, начиная от недисциплинированности отдельного простого человека и заканчивая недисциплинированностью представителей государственной власти, целых коллективов школьников, студентов, рабочих. В литературе, философии, искусстве процветает постмодернизм, означающий, прежде всего, отсутствие дисциплины мысли. Кроме того, чтобы поддерживать дисциплину, общество вынуждено применять все более строгие формы воздействия, вплоть до насилия.
Чтобы разобраться в причинах возникновения такой ситуации, необходимо понять сущность самой дисциплины, проследить причины ее возникновения.
Первое, что нужно отметить, это то, что в разные исторические эпохи дисциплина имела различные формы, но общим у этих форм является то, что «характер дисциплины определяется, в конечном счете, уровнем развитости конкретных производительных сил, которые диктуют определенную свою дисциплину». [1, 198]
Так в первобытном обществе низкий уровень развития производительных сил обуславливает то, что логику дисциплины диктуют, прежде всего, природные факторы. Например, если, охотясь на крупного зверя, первобытные охотники не будут действовать слаженно, синхронно, то они рискуют превратиться из охотников в жертвы.
В основу дисциплины при рабовладельческом строе было заложено прямое физическое принуждение к труду.
Для дальнейшего развития производительных сил создаются новые общественные отношения. Хоть феодализм и был не столько шагом вперед по отношению к античности, сколько шагом назад, в том числе и в организации общества, но в той исторической ситуации благодаря таким именно отношениям и могли развиться дальше производительные силы. С ломкой старых отношений, основанных на рабстве, при феодализме появляется личный и общественный интерес (крестьянин, община, в отличие от рабов отдают владельцу земли уже не весь, а только часть продукта). Но все же без прямого насилия эта система не функционирует. Кроме того, к физическому добавилось духовное насилие – религия.
На смену феодализму приходят новые общественные отношения – капиталистические, которые используют новую форму насилия для поддержания дисциплины. Физическое насилие не исчезает совсем, но уходит на задний план. Главную же роль начинает играть то, что Маркс называл «дисциплиной голода». Но, как и предыдущие формы общественного насилия, она на определенном историческом этапе играет революционную, прогрессивную роль, все более и более совершенствуя производительные силы, доводя разделение труда до предела: отдельные мастера переходят к кооперации, из кооперации вырастает мануфактура, а та, в свою очередь, превращается в машинное производство. «Таким образом, комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?». [5,303] Производство создает новую форму дисциплины – «дисциплину станка», «дисциплину завода», а соответственно и дисциплину рабочего. Именно с полным разделением труда, с полным отупением рабочего класса, производительные силы играют злую шутку с капитализмом, начиная соединять воедино весь производственный процесс, образовывая и воспитывая рабочего – раскрывая перед ним все секреты производства, навязывая новую форму дисциплины. Они начинают требовать не просто образования, а среднего, а потом и высшего образования для каждого рабочего, соответственно, воспитывая у него более высокую форму дисциплины – осознания необходимости определенных действий. Но если рабочий класс становится прогрессивным, то класс буржуазии становится реакционным. Этот класс не только своими руками превращает авторитарную дисциплину в реакционную, но и начинает активно использовать давно исчезнувшие виды насилия, включая самые дикие. Так, МОТ в 2002 году опубликовала доклад, согласно которому принудительным, то есть рабским, трудом в мире занимаются 12,3 млн. человек. Ежегодно в рабство продается 2,5 млн. чел.
И единственное, что может противопоставить класс эксплуатируемых этому процессу деградации – это новую форму дисциплины, диктуемую производственными отношениями. Какой должна быть дисциплина, что она должна из себя представлять? В свое время Ленин отвечал на этот вопрос так: «На место старой муштры, которая проводилась в буржуазном обществе вопреки воле большинства, мы ставим сознательную дисциплину рабочих и крестьян, которые соединяют с ненавистью к старому обществу решимость, умение и готовность объединить и организовать силы для этой борьбы, чтобы из воли миллионов и сотен миллионов разрозненных раздробленных, разбросанных на протяжении громадной страны создать единую волю, ибо без этой единой воли мы будем разбиты неминуемо. Без этого сплочения, без этой дисциплины рабочих и крестьян наше дело безнадежно». [2, 306]
А что такая дисциплина не вымысел, а реальность, уже давно доказано как историей нашей собственной страны, так и многих других стран.
_____________________________________
Босенко В.А. «Воспитать воспитателя. Заметки по философским вопросам педагогики и педагогическим проблемам философии». К: 2004 г. – с. 352
Ленин В.И. «Задачи союза молодежи» Т. 41, 5 издание.
Энгельс Ф. «Об авторитете» т. 18. |