Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Индивидуальное и коллективное в образовании
 

"Через других мы становимся собой"


Лев Семенович Выготский


«Индивидуальный подход» – одно из самых модных выражений в современной педагогической терминологии. Практически все частные школы и образовательные курсы используют лозунг «индивидуального подхода» как приманку для клиентов. 


Что же современные педагоги имеют в виду, употребляя эту словесную формулу? Чему они  противопоставляют это «изобретение»? Попробуем найти ответы на эти вопросы, проследив за тем, как изменялись формы образования со сменой способа общественного производства.


В первобытном обществе, как известно, никакой школы, как и вообще института образования, существующего отдельно от остальных сфер жизни, не существовало. Тут школой выступала сама жизнь, и, причем, школой по-настоящему универсальной – каждый член рода становился человеком лишь тогда, когда он овладевал всем, что умели остальные. Тут ни о какой индивидуальности - в смысле противопоставления себя обществу - не могло быть и речи.  Конечно, было ощущение себя как отдельного члена рода, было желание превзойти остальных, но это делалось исключительно во имя рода, как необходимый индивидуальный вклад в общее дело.


Впервые школа зарождается в рабовладельческом обществе, где она начинает исполнять ту же функцию «очеловечевания», которая в первобытном строе принадлежала самой жизни. Экономическое основание появления института образования состоит здесь в том, что за счет труда рабов освобождается время для непроизводительной деятельности, для развития человеческих способностей вне самого процесса труда. В классическом рабовладельческом обществе древних греков такая школа продолжала исполнять все ту же функцию общего воспитания даже с началом распадения общества на классы. Причем социальный статус не имел никакого значения – образование было родовым по сущности, и поэтому всеобщим (за исключением, конечно, рабов, которые людьми не считались).



С окончательным распадом рода и сменой рабовладельческого строя феодальным пропала всякая необходимость в такой школе, которая существовала в Греции. Культ развитого человека канул в лету. Школа потеряла свое значение. В Средневековье образование существует лишь для духовенства: религия превратилась из частного дела каждого в общегосударственное дело – в идеологию,  и образование священников преследовало лишь одну цель -  дать всем духовникам точную инструкцию правильной идеологической пропаганды. Остальные члены общества в образовании не нуждались – натуральное хозяйство не требовало высокого уровня развития личности, всему необходимому каждый дворянин мог научиться в своем поместье, а крестьянин – в процессе труда.


Разложение феодального строя и развитие капитализма приводит к тому, что возникает необходимость образования масс. Уровень развития производительных сил требует определенных знаний и умений. Вновь появляется массовая школа, однако, совсем на других основаниях, чем это было в Греции. Сущность школы теперь состоит уже не в развитии личности, а в подготовке рабочей силы. Поэтому школа воспитывает человека, наилучшим образом приспособленного к условиям разделения труда – человека, развитого односторонне.    


Как видим, сущность школы во все времена определялась способом общественного производства. Формы школы не придумывались – они вырастали из жизни, из конкретных условий данного типа общественных отношений.



Любое преобразование, как известно, требует действия по логике предмета, нарушение этой логики приведет в лучшем случае к отсутствию желаемого результата. Для того, чтобы вырастить пшеницу или испечь хлеб, нужно произвести определенные действия в определенной последовательности. То же самое и со становлением  человека – оно требует специфического действия, прохождения определенного, продиктованного логикой этого становления, пути. И задание педагогов – понять этот путь и следовать ему, вкладывая в его прохождение всю свою творческую мощь. В ходе научного эксперимента со слепоглухими детьми, из которых нужно было в прямом смысле сделать людей, стало ясно, что становление человека возможно только через «совместно-разделенную деятельность», о которой писал Ильенков, то есть такую  деятельность, в которой индивид как неотъемлемая часть коллектива принимает участие в процессе производства человека.


И так происходит каждый раз – каждый отдельный индивид в своем становлении проходит путь этой «совместно-разделенной деятельности»,  хотя при «нормальных» условиях, когда ребенок рождается здоровым, ни он, ни его воспитатели могут совершенно об этом  не догадываться. Каждый человек есть результатом такой деятельности, и другого пути просто не существует. При разных способах производства сама совместно-разделенная деятельность приобретает, однако, разные формы и – в результате – дает разного человека. 



В буржуазном обществе разделение труда формирует человека односторонним образом, неспособным  постичь всеобщность и познать законы объективной реальности.  Поэтому непонятым остается и механизм становления личности. Противоречие «коллективного» и «индивидуального» оказывается рассудочному сознанию не по зубам. Поэтому и мечутся современные педагоги от одной крайности к другой, превозносят то „индивидуальный поход”, то „корпоративность”, но оказываются не в состоянии постичь основание этого противоречия, найти адекватные способы его разрешения и сформировать эффективные педагогические концепции.    



Босенко В.А. «Воспитать воспитателя. Заметки по философским вопросам педагогики и педагогическим проблемам философии». К: 2004 г. – 352 с.


Ильенков Э.В.Об идолах и идеалах. 2-е изд. К.: «Час-Крок», 2006. – 312с.


Ильенков Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность/ Под. общ. ред. Р.И.Косолапова. – 2-е изд. М.: Политиздат, 1984.- с 319-344. 

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Не доверяйте разочарованным. Это почти всегда бессильные
Флобер
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.