Бунт воспринимается людьми как какое-то негативное, непонятное явление, которое присуще в основном молодежи, наивной и глупой, в которой еще «гуляют гормоны» и «дурь еще не вышла из головы». Вспомним хотя бы движение хиппи или знакомых "неформалов", эти воспоминания есть, наверное, у каждого нормального человека. Да, это проходит. В основном, со временем "бунтари" становятся приличными людьми (в мещанском понимании этого слова, конечно).
В первую очередь, бунт ассоциируется с детством. Детский бунт в современной литературе по возрастной психологии часто рассматривают как спутник и (или) результат физиологических процессов в развивающемся организме ребенка. Но, разве можно объяснить бунт развивающегося – действующего и мыслящего человека, физиологией. Если так, то ребенок ничем не отличается от котенка или обезьянки. Но такого не могут утверждать даже те, кто списывают бунт на физиологию. Очевидно, все не так просто?
Миллионы мальчиков и девочек живут в режиме «тихого бунта» не в определенные моменты, как об этом думают взрослые, а каждую минуту, каждую секунду, поскольку действуют вразрез с логикой вещей и явлений человеческого мира. Почему они так делают? Да потому, что самим ребенком эта логика еще не освоена, предмет еще не стал для него своим, и он попросту не знает как с ним правильно (по-человечески) обращаться. Взрослые, конечно, все ему рассказывают, имея при этом благородные помыслы сразу же дать готовые ответы на все житейские вопросы, надеясь, что это поможет избежать многих ошибок. При этом они даже не догадываются, что такой способ знакомства детей с логикой предметов может привести только к знанию слов, названий, но не к способности мыслить, самостоятельно находить решения. Ребенок же не может долго пребывать в заблуждении относительно такого нехитрого способа обучения, поскольку бесполезность его он испытывает на собственной шкуре при каждом столкновении с реальными жизненными ситуациями. Только уходя от такой «бережной опеки», ребенок как раз и может освоить то, о чем ему толкуют взрослые. Только самостоятельно преобразовывая окружающий мир, он делает историю становления всего человечества историей своего собственного развития. Преодоление конфликта, созданного ситуацией несоответствия логики, применяемой к предмету, и логики самого предмета, является одним из важнейших моментов освоения мира и его законов. Ведь, как это не странно звучит для некоторых педагогов и родителей, человек в своем становлении вынужден самостоятельно делать для себя те открытия, которые уже сделаны до него.
Сам акт бунта это только первое отрицание – уничтожение ребенком своего (точнее, не своего, а чужого, полученного ребенком в готовом виде) старого понимания предмета, поскольку оно оказывается неверным, не выдерживающим испытания собственной практикой ребенка. Оно создает ситуацию, в которой человек становится перед необходимостью поиска адекватного способа действия с предметом, а значит познания его логики. Это отрицание требует разрешения противоречия, то есть нахождения нового и более универсального подхода к предметам и явлениям человеческого мира. Если у родителей и педагогов хватает ума и такта помочь ребенку это сделать, то его бунт становится продуктивным, он становится основанием «второго отрицания», формирующего человека в качестве творческой личности. Если же старшие больше озабочены тем, чтобы подавить этот бунт, они очень быстро отбивают у ребенка охоту что-либо понимать самостоятельно.
До какого-то момента общественные условия практической деятельности почти каждого человека создают ему возможность действительного универсального освоения мира. Поэтому все дети до определенного возраста – творческие личности. Но только до определенного предела. Современному обществу, основанному на разделении труда, не нужно создавать условий для развития универсального человека. Поэтому люди с какого-то момента начинают рассматривать собственное развитие с точки зрения выгоды и «пользы» для себя, заглушая свою жажду познания и стремление научиться все делать самому. Аргумент отказа от активного подхода к жизни довольно простой: «А оно мне надо?..» или «А какой в этом прок?..» Замена всех вопросов, поставленных жизнью, этими двумя, просто атрофирует в человеке решимость самостоятельно мыслить и действовать - действовать как настоящий человек.
Напомним так же педагогике, что она должна создавать человека как универсально развитую личность, а не удовлетворять рынок труда, штампуя односторонних людей. Потому-то педагогика должна создавать такие условия для каждого человека, чтобы его развитие начиналось с пеленок и заканчивалась только смертью. Для этого нужно ставить перед человеком такие задачи, чтобы он создавал себя в борьбе не с химерной случайностью, а в борьбе с собой, со своим незнанием и неумением, с общественными условиями, которые мешают развиваться ему и другим людям.
При нормальном развитии человека бунт должен завершаться революцией, то есть преодолением старого метода познания, старого способа действия, овладением совершенно новым, более универсальным методом – методом диалектической логики, в конечном счете, делая революцию главным принципом развития не только себя, но и всего окружающего мира. Но жизнь заставляет большинство людей свернуть с такой сложной дороги, оставляя за человеком выбор – или отречься от бунта, стать «нормальным» человеком и бунтовать себе формально, например, в семье, выпивая и колошматя жену по вечерам, или стать прилежным бездумным винтиком в бездушной машине воспроизводства капитала... |