...Стоит мальчишка, стиснув зубы А рядом вся его семья "Бежать нельзя!" Но как нам любо В мальчишках узнавать себя
Михаил Рудерман. "Побег".
Товарищ Скутин написал пост про буржуазную семью и ответственность.
С моей точки зрения, здесь имеет место диалектическое противоречие. "Юные противники буржуазной семьи" видят одну его сторону. Её разновозрастные сторонники - другую. Товарищ Скутин, кажется, нащупал это противоречие, но почему-то не обозначил его явно.
С одной стороны, буржуазная семья, как и любые другие структуры буржуазного общества, представляет собой репрессивный институт. С другой стороны, вне буржуазного репрессивного общества нет ничего. Там голая степь.
Известная фраза про "тралала нет сердца, тралала нет ума" отражает объективный процесс. Молодые люди, рождённые в буржуазном обществе, остро чувствуют его репрессивность, угрозу, исходящую для своей личности от подчинения им, и бегут от него. Видя по пути людей, бредущих обратно, они отмахиваются от них, объясняя это тем, что они "продались".
Но за пределами буржуазного общества, повторюсь, нет ничего. Выйдя из него, ты не оказываешься в социалистическом обществе, ты оказываешься в социальной невесомости. Именно об этом культовый среди меня роман Оруэлла "Да здравствует фикус!". Главный герой, начинающий поэт, исключил себя из буржуазного общества, чтобы защитить свой талант - и не смог написать ничего вообще. В итоге он возвращается. И заводит буржуазную семью.
Посмотрев на это ничего, люди возвращаются в буржуазное общество. Общество не стало менее репрессивным, поэтому они объясняют себе это тем, что они "поумнели" - а в этом время новые поколения смотрят на них с презрением, думая, что они продались и что фу такими быть. Старшие, в свою очередь, разрываются между раздражающей снисходительностью и откровенно агрессивным желанием "поделиться опытом". Пелевин бы, наверное, написал, что эти два потока людей и крутят реактивный двигатель, питающий репрессивное общество. Отчасти это верно, только не надо видеть тут интенцию. Всё это движется само.
Осталось осветить последний пункт, об ответственности. Почему участие в буржуазных структурах учит человека ответственности? Потому что структуры эти, по большей части, отражают некую социальную (социально-экономическую) реальность, активное участие в которой только и может сформировать у человека чувство ответственности. Потому что ответственность это когда ты отвечаешь за что-то реальное. Некоторые родители пытаются воспитывать в своих детях "ответственность", понимая её как беспрекословное исполнение их шизофренических требований; почему-то такая ответственность упорно не желает прививаться. Зато она очень легко возникает, когда ребёнок получает контроль над чем-то настоящим.
Так вот, буржуазные структуры, с реальностью не связанные (церковь, например) ответственность у своих участников не формируют. Небуржуазные - тем более. Скутин пишет:
Семья, жена, дети - плохо, но пусть будет что-то другое, настоящее, лучшее: коммуна, кружок по изучению революционной литературы или другое.
Ни кружок, ни коммуна, ни марксистский семинар с реальностью (по крайней мере, с реальностью современной России) не связаны. Они не смогут стать настоящим. Тем более лучшим. Именно поэтому большинство людей в гробу видали тот социализм, и отчётливо предпочитают ему участие в структурах буржуазного общества. Не потому, что они "дураки" или "продались", а потому что не только синица, но даже журавль в небе лучше, чем воображаемый буревестник.
|