Вот я написал про прекрасную древнюю книжку Роберта Патнэма “Чтобы демократия сработала”, я думаю, она действительно очень актуальна сейчас.
Базовый тезис там – хорошие институты еще не гарантируют эффективного развития, т.к. их работа зависит от исторических традиций данного общества.
Мой заголовок был – “Приключения аморального фамилизма в России”:
Россия традиционно с подозрением наблюдает за активистами и общественниками. Против этих граждан у нас всегда наготове целый риторический арсенал: от стандартного «тебе что, больше всех нужно, что ли?» до подзабытого и оскорбительного «Гондурас чешется».
Благодетельным человеком в России, если судить хотя бы по нашей классической литературе, считается лицо без особых занятий и интересов за пределами службы, социально спокойное, невзбудораженное. Где искать корни такого отношения – это отдельный непростой вопрос. Очевидно, что свой вклад в рождение русской социальной пассивности внесла советская власть. Хотя она начиналась как дело активистов и в качестве своего основного ресурса использовала первоначально голый энтузиазм масс.
Советский народ очень быстро научился создавать чисто симулятивные, псевдообщественные структуры и события вроде «демонстраций». События 1989-91 годов в этом смысле стали не только крахом империи, но и крахом русской социальной жизни (это можно отследить по тиражам толстых журналов и рождению намеренно асоциального шоу «Поле чудес»). Ведь одно дело говорить об идиотизме властей и лицемерии коллег на кухне и совсем другое – когда соответствующие тезисы превращаются в самосбывающийся прогноз.
Нигилизм и апатия позднего советского общества, кажется, до сих пор являются нашей главной травмой. На территории бывшего Советского Союза расцвели сто цветов застоя.
Originally published at kmartynov.com. You can comment here or there. |