Присутствовал сейчас на совершенно феерическом мероприятии c ничего не предвещающим анонсом – презентация “Логоса” об университетском образовании. Впечатления сильнейшие, причем в основном политического характера.
Сначала все шло ровно. Многомудрый Маяцкий выступил о судьбе университета, Бикбов рассказал о коммерциализации образования, Миронов посетовал на то, что ЕГЭ создан по египетскому образцу.
А потом случился взрыв. Пришел бывший замминистр Ливанова Федюкин, недавно уволившийся из министерства по собственному желанию. Насколько я могу судить, у него репутация молодого профессионала, весьма почетная и редкая у нас.
У Федюкина при этом полная деформация личности, очень, видно, устал на работе. Начать с того, что он считает, что все его знают, что все в курсе, как именно он увольнялся и почему. То есть можно не представляться, а лишь смутно намекать на то, что обстоятельства заставили его недавно покинуть государственную службу. Ну правда, все заголовки газет сегодня только про Федюкина. Явный след психологическо-административной травмы.
Дальше Федюкин специально оговорился, что он частное лицо, исключительно частное лицо, и что он даже совершенно не хотел сюда идти, а вот только Мау его упросил. Мау уместно пошутил, что эта риторика напоминает речь Сталина на встрече с советскими избирателями в 1946 году: “Никита Сергеевич чуть ли не силой меня сюда привел, товарищи”.
О, а что было после этого! Федюкин всех отчитал. Как малых детей. Умнейшего тонкого Бикбова он назвал “гуманитерием” и обвинил в том, что тот “впадает в миф о золотом веке”. Миронову Федюкин бросил упрек, что он не умеет считать деньги – денег-то в государстве нет на всю эту роскошь типа образования. И общество – тут Федюкин взял многозначительную паузу – должно сделать выбор, кого сокращать, а кого оставить.
Под обществом, конечно, Федюкин имел в виду себя. Ну не доверять же этим гуманитариям, изовравшимся про золотой век, такой важный вопрос как деньги? Исторически все решения Минобраза последнего времени этот тезис полностью подтверждают: общество должно решить, но чтобы снять с него такую непосильную ответственность, Федюкин готов сделать все сам. Это так называемое частное лицо всем показало, кто тут главный.
Кто такие преподаватели, например? Ну это орава дармоедов, многие из которых даже штуки баксов в месяц не имеют. Дети, полуидиоты, баласт, о которых таким людям как Федюкин приходилось заботиться. То закрыть философский факультет РГГУ, например, то приоткрыть назад, перераспределив бюджетные места из магистратуры в бакалавриат. Эти скоты – то есть мы – все скушают.
А при этом ведь рынок, правда? То есть студенты – это клиенты, которым как в парикмахерской и прачечной предлагают услуги. Преподаватели – прачки. Скоро в принципе будет нанимать на эти должности таджиков, и уровень зарплат у доцентов из Душанбе как раз нормализуется. В конце концов какая разница, кто вам продает диплом? Главное, чтобы они, эти академические таджики, были правильно и эффективно организованы.
В принципе я готовился это сказать господину Федюкину в лицо, поблагодарить за его отповедь, но сложилось так, что пришлось промолчать. Поэтому я сейчас вышел – ну буквально с глазами, налитыми кровью, полный ярости.
Знания, их получение, осмысление, распространение, имеют ценность сами по себе. Это еще со времен Аристотеля известно. Утверждать, что образование – рыночная отрасль (про отрасль ясно сказал Федюкин) – и платить преподавателям по 15 тысяч рублей, означает признавать, что это что-то вроде строительного бизнеса, важно как можно больше сэкономить на работниках и продать квартиры в кое-как сданном доме первым попавшимся лохам.
Что будут делать те, кто не готов стоять с протянутой рукой перед Минобразом, и для кого действует аргумент про самоценность знаний? Ответ уже сформулирован некоторыми моими коллегами: они создают образовательные структуры, параллельные официальной академии. Структуры, свободные от комплексной заботы со стороны отцов-рыночников.
Я рассуждаю о гипотезе, связанной с будущим онлайнового образования. Диплом становится никому не нужной бумажкой, справкой об отсрочке от армии, в лучшем случае. У вас есть портфолио и навыки? Вам не нужен Минобраз РФ. Когда студенты по всей России смогут выбирать между онлайновым образованием у лучших преподавателей, в том числе у зарубежных, Федюкин останется руководить оравой птушников.
В добрый путь.
Федюкин вдруг взял микрофон и стал “и в завершении подводить итоги дискуссии”, хотя его никто об этом не просил, а модератор сидел рядом. Все приходится самому делать человеку среди этих слабоумных.
Originally published at kmartynov.com. You can comment here or there.