Всё бы ничего, если бы подобно вегетарианцам, йогам, ролевикам и уфологам эти свои привычки они не пытались навязывать всему обществу (правда, вегетарианцы тоже в последнее время не особо тихо себя ведут, но может быть, это у них пройдёт).
Если бы индивидуальная вера не претендовала на статус социальной и политической силы.
А так - на индивидуальном уровне, когда у верующего нет желания всех окружающих обратить, просветить и зажить-таки в "православной стране" - религиозность представляется обычным тараканом в голове, не лучше и не хуже других тараканов.
Быть может, с тараканами-то оно даже и веселее в каком-то смысле жить.
Праздник каждый день.
А общество исключительно разумных людей было бы скучным.
Неверие для неверующего представляется просто здравым смыслом, наподобие того, что в дождь лучше выходить с зонтиком, а то промокнешь, а в напёрсток играть не стоит - проиграешься.
Едва ли тут есть что-то экзистенциальное - не верить во всякую дичь.
Время и силы экономятся, это да.
Не надо совершать долгие и утомительные ритуалы, налагать на себя пищевые, сексуальные, какие-то поведенческие запреты. Без этого всего жить проще и приятнее.
Но в целом - что по большому счёту, радикально - для неверующего изменяет в человеке вера? Да ничего особенного. Если уж совсем вера не изуверская и не превращается человек в зомби, готового убивать.
Вот некоторые женщины истощают себя похудательными диетами ещё побольше, чем монахи.
А есть политические активисты, которых хлебом не корми - дай посидеть в кутузке, да чтоб полицейский дубинкой как следует огрел, без этого не чувствуют себя состоятельными. Это уж похоже на средневековых фрагеллянтов, а ведь их сейчас среди верующих практически нет.
Поэтому, если иные верующие и думают, что с ними ведётся некая битва, где полем выступают сердца людей, то они сильно заблуждаются, перенося свои представления в чужие головы.
Клерикализм в обществе - да, вещь неприятная и вредная, и он должен быть преодолён.
И я думаю, он будет преодолён, не только в России, но и во всём мире.
Но индивидуальная религиозность - глубоко частное дело и она, полагаю, будет сопровождать человечество если не вечно (а может быть и вечно), то очень, очень долго.
источник