С марксистской точки зрения, угнетение любой не являющейся классом социальной группы можно свести к ее классовому положению - т.е., чтобы доказать, что в Руритании угнетают чернокожих, мы должны показать, что доля пролетариата среди чернокожих Руритании выше, а буржуазии - ниже, чем среди коренных руританцев, средний доход рабочего-потомка ввезенных в Руританию африканских рабов - ниже, чем средний доход руританских рабочих и т.д.
Есть, конечно, и угнетение, выражающуюся через явную и законодательно закрепленную дискриминацию - но оно тоже имеет легко видимую классовую суть (хотя может затронуть и буржуазию угнетенной нации). "Буржуазия командующей нации – все равно, является ли она мелкой или крупной – получает возможность “быстрее” и “решительнее” расправиться со своим конкурентом. “Силы” объединяются, и – начинается целый ряд ограничительных мер против “инородческой” буржуазии, переходящих в репрессии. Борьба из хозяйственной сферы переносится в политическую, Ограничение свободы передвижения, стеснение языка, ограничение избирательных прав, сокращение школ, религиозные стеснения и т.п. так и сыплются на голову “конкурента”."
Разумеется, что было сказано выше на примере национального угнетения, относится и к угнетению женщин. Более низкая зарплата женщин в капстранах безусловно доказывает их дискриминацию - но столь же безусловно из этого не следует, что низкооплачиваемый пролетарий-мужчина является их угнетателем или что женщина-крупная собственница или буржуазная чиновница является меньшим угнетателем, чем мужчина в ее кресле.
Для марксистов всё это было ясно как божий день, но представлявшие точку зрения радикально мелкой буржуазии развитых стран послевоенных лет "новые левые" всё это "забыли" (или никогда не знали), в итоге эксплуатация у них заменилась не имеющим отношения к собственности "отчуждением", пролетариат объявлен нереволюционным, а революционным субъектом объявлены "меньшинства" - без деления на их пролетарские элементы (хотя они имеют быть недовольными капитализмом вдвоне - за классовое и иного рода угнетение) и более или менее интегрированную в кап. систему буржуазию. На этой базе и выросли разного рода мелкобуржуазные радиклаьные движения - от феминистского сепаратизма до негритюда.
С тех пор капитализм, оставаясь капитализмом, шагнул вперед, и к идиотскому ужасу консерваторов и не менее идиотскому вострогу леволиберальных "сторонников умеренного прогресса в рамках законности" США возглавил темнокожий (хотя никоим образом не принадлежащий к собственно афроамериканскому населению США - отец его был кенийцем, а вырастила белая семья матери) Обама, а половина Европы оказалась под пятой рейхсканцлера и фюрера бундесканцлерин и фюрерин Меркель.
Положения чернокожих трудящихся США и трудящихся женщин Европы это, разумеется, ни на йоту не изменило, буржуазия осталась буржуазией, пролетарии - пролетариями, а мелкобуржуазные радикалы - мелкобуржуазными радикалами.
И если какая-нибудь однопартийка Соланы заявляет, что ей ни социализм, ни коммунизм не нужны, то марксист долджен удивляться разве что тому, что это было заявлено открыто. |