Некоторые “охранители”, например, Юрий Гиренко, который сам при этом ссылается на Марину Юденич и т.п., пишут сейчас о том, что дети, студенты и преподаватели ВШЭ, которые критикуют нынешние действия властей по манифестациям как неадекватные, не просто ошибаются, а вообще выставляют себя идиотами. Аргумент тут такой: Путин знает больше всех о том, что происходит в стране.
Тут можно было постебаться, припомнив известную песню Высоцкого о жирафе, но ситуация, на самом деле, серьезная. Конечно, картина мира, в которой Путину по определению видней, является смехотворной и патерналистской, наивной верой в начальника. Но проблема не в этом.
Авторитарные режимы, как можно прочитать в любом учебнике по политологии, в принципе страдают от нехватки информации для управленческих решений. Правителю в этой системе просто никто не заинтересован сообщать правду – все, кто имеет к нему доступ, сами от него зависят, и их задача, соответственно, не информировать, а прикрывать свои задницы, подсиживать конкурентов и выслуживаться. Из набора таких сообщений ничего общего с реальностью составить невозможно. И рыдающий Путин на Манежке – это пример человека, живущего далеко, далеко отсюда.
Но нас история из учебника отягчена обстоятельствами, которые хорошо известны всем, кто в этой сфере работает. Власть вот уже десять лет создает и поддерживает институты, способные давать хоть какую-то информацию, минуя основную массу посредников-чиновников. Типичным примером такой организации в прошлом был ФЭП Павловского, региональный аналитический отдел которого работал на земле – его сотрудники пили с местными элитами в регионах, которые рубили правду-матку, там постоянно звонили междугородние телефоны, составлялись отчеты по каждому субъекту Федерации и т.п. ФЭПа в том виде сейчас нету, но его ничего не заменило. Поэтому когда социологи в течение всего сезона 2010-11 года предупреждали, что осенью может рвануть – примеры таких докладов легко найти в интернете – власти этого просто не слышали. Им ведь и так виднее, как тому жирафу. И вот, когда в декабре после выборов над группами граждан, собирающимися на бульварах, летали вертолеты, а на каждой станции метро в центре дежурил ОМОН, – это было совсем не потому, что власть все знала и была готова. Это была откровенная истерика.
Ну а сегодня главное событие – это, конечно, не назначение очередного в русской истории Симеона Бекбулатовича на полпредство, а “списки ОП”, которые публикует “Новая газета”. В сопроводительной статье к нему Колесников делает важную ошибку. Он предполагает, что псевдо-общественники нужны властям для того, чтобы проводить атаки на ее врагов, но это не единственная функция палаты, а скорее симптом ее вырождения в логике авторитарного режима. Изначально она как и экспертная “Стратегия-2020″ искренне создавалась как “инструмент обратной связи между государством и обществом”, потому что должен же кто-то с властью разговаривать не только из позиций “чего изволите”. Но в итоге, похоже, все свелось к тому, что других разговоров у нас для вас нет.
18 Мая 2012, 22:02:42
Опубликован документ, в котором, как утверждается, анонимный сотрудник администрации президента дает характеристики членам Общественной палаты России и рекомендует, как поступить с ними в будущем. |