Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР от 4 октября 1963 г. "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И УСИЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА"
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

4 октября 1963 г.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И УСИЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 Народное хозяйство СССР успешно развивается по единому общегосударственному плану, обеспечивающему и направляющему деятельность всех предприятий и организаций, коллектив­ный труд советского народа.

 Социалистическая промышленность является основой нашей экономики, базой могущества страны. От уровня и масштабов ее развития, от результатов ее работы зависит успешный рост всех отраслей народного хозяйства, повышение благосостояния советского народа. В ходе выполнения семилетнего плана до­стигнуто значительное увеличение объема производства, улуч­шилась его структура; наиболее передовые отрасли растут опе­режающими темпами. Промышленное производство развивается на здоровой и прочной основе социалистических производствен­ных отношений.

 Осуществление поставленных задач по созданию материаль­но-технической базы коммунизма, неуклонному подъему мате­риального и культурного уровня жизни народа требует обеспе­чения высоких темпов развития промышленного производства, внедрения в народное хозяйство новейших достижений науки и техники, научной организации труда, улучшения качества про­дукции и повышения эффективности общественного производ­ства.

 Важнейшим условием решения этих задач является более полное использование преимуществ системы социалистического хозяйства, дальнейшее улучшение планового руководства про­мышленностью.

 Существующие методы и формы планирования и стимулиро­вания в промышленности имеют крупные недостатки и не отве­чают новым требованиям хозяйственного строительства, современным технико-экономическим условиям и уровню развития производительных сил.

 В плановом руководстве промышленностью чрезмерно боль­шое место занимают административные формы и методы, а роль экономических методов принижена. Плановые задания ориенти­руют предприятия главным образом на выполнение количествен­ных показателей. Самостоятельность предприятий в развитии производства и изыскании наилучших способов выполнения госу­дарственных планов необоснованно ограничена. Не создана должная материальная заинтересованность [659] работников в улучшении общих итогов работы предприятия, в ис­пользовании своих внутренних резервов и повышении рентабель­ности производства. Недостаточна ответственность предприятий за нарушение сроков поставки продукции потребителям и за вы­пуск продукции низкого качества. Хозяйственный договор еще не занял должного места в отношениях между предприятиями. Хозяйственный расчет на предприятиях является в значительной мере формальным. Прибыль, премии, кредит и другие экономи­ческие рычаги слабо используются в планировании и хозяйст­венной деятельности. Имеются крупные недостатки в ценообра­зовании.

 В целях повышения эффективности общественного производ­ства, увеличения темпов роста национального дохода и на этой основе дальнейшего подъема благосостояния народа Централь­ный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают необхо­димым изменить методы планового руководства промышленно­стью в следующем направлении:

 обеспечить наиболее правильное сочетание централизован­ного государственного планирования с широкой хозяйственной инициативой предприятий и усилением экономического стимули­рования промышленного производства;

 расширить права предприятий на основе полного хозяйствен­ного расчета. По мере повышения эффективности производства и роста ресурсов предприятий увеличивать размер средств, остав­ляемых в распоряжении предприятий для развития производства и поощрения работников;

 оценивать результаты деятельности предприятий по реализо­ванной продукции, полученной прибыли (рентабельности произ­водства) и по выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции;

 поставить оплату труда работников промышленности в непо­средственную зависимость не только от результатов их индиви­дуального труда, но и от общих итогов работы предприятий;

 положить в основу экономических отношений между пред­приятиями принцип взаимной материальной ответственности. Развивать постоянные прямые связи между предприятиями-из­готовителями и потребителями. Повысить роль хозяйственных договоров.

 Системы планирования и экономического стимулирования должны создавать у коллективов предприятий заинтересован­ность в разработке более высоких плановых заданий, предусмат­ривающих полное использование производственных фондов, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, совершенст­вование техники производства и улучшение качества продукции.

 Повышение роли экономических методов в плановом руко­водстве промышленным производством и расширение хозяйст­венной самостоятельности предприятий должны осуществляться на основе дальнейшего совершенствования централизованного [660] планирования, проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита и оплаты труда, в интересах дальнейшего роста и эффективности производства, пропорционального развития народного хозяйства. Все это позволит более полно использовать преимущества социалистического способа производства и откроет новые возможности для подъема экономики страны.

 Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР п о с т а н о в л я ю т:

 I. По улучшению планирования промышленности и  расширению хозяйственной  самостоятельности  предприятий

1. Повысить роль перспективных планов развития народного хозяйства как важнейшего условия непрерывного роста и совершенствования производства, широкого внедрения достижений науки и техники, более полного обеспечения пропорциональности в развитии отраслей народного хозяйства и районов страны.

 Установить, что пятилетний план (с распределением важней­ших заданий по годам) является основной формой государст­венного планирования развития народного хозяйства.

 Задания пятилетних планов конкретизируются и уточняются в годовых планах с учетом хода развития экономики и измене­ний в ресурсах и потребностях народного хозяйства и населения.

 Пятилетние и годовые планы предприятий разрабатываются ими на основе устанавливаемых вышестоящей организацией контрольных цифр.

 Предприятия-изготовители, исходя из контрольных цифр, за­благовременно договариваются с предприятиями-потребите­лями или сбытовыми и торгующими организациями об объеме, ассортименте, качестве и сроках поставки продукции и форми­руют портфель заказов.

 Вышестоящие хозяйственные органы рассматривают с уча­стием предприятий их планы и составляют отраслевые планы. Утверждаемые показатели плана должны доводиться до пред­приятий не позже чем за два месяца до начала планируемого года.

 2В целях наиболее полного учета в планах достижений науки и техники поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Академией наук СССР разрабатывать с участием министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик и представлять в Совет Министров СССР заблаговременно, до составления народнохозяйственных планов, предложения об основных направлениях развития науки и техники, об использовании в народном хозяйстве научно-технических достижений, имеющих важное народнохозяйственное значение.

 [661] Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и сове­там министров союзных республик с учетом этих предложений предусматривать в пятилетних и годовых планах конкретные задания и мероприятия по разработке и внедрению в промыш­ленное производство высокоэффективных машин, оборудования; технологических процессов, методов организации производства и труда, новых, более экономичных материалов, а также по ком­плексной механизации и автоматизации производства.

 3. Считать одной из главных задач плановых органов, хо­зяйственных организаций и предприятий обеспечение всемерного повышения качества продукции, создание более производитель­ных машин и оборудования, эффективных видов сырья и мате­риалов, удовлетворяющих требованиям потребителей и соответ­ствующих современному техническому уровню.

 В этих целях предусматривать в пятилетних и годовых пла­нах показатели технического уровня и качества продукции и не­обходимые материальные, финансовые и трудовые ресурсы, а также организационно-технические и экономические мероприя­тия, обеспечивающие надежность, долговечность и высокие по­требительские свойства изделий.

 Повысить роль государственных стандартов как важнейшего средства улучшения качества продукции. Совершенствовать стандарты с учетом достижений науки и техники и обеспечивать быстрейшее их внедрение. Всемерно расширять практику гарантирования предприятиями надежности и долговечности выпускае­мых ими изделий и установления длительных сроков гарантии.

 Признать необходимым ввести государственную аттестацию качества продукции.

 Поручить Государственному комитету стандартов, мер и из­мерительных приборов СССР разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке установления госу­дарственной аттестации качества продукции.

 4. Признать необходимым расширить хозяйственную само­стоятельность промышленных предприятий. В связи с этим сократить число показателей плана, утверждаемых предприятиям вышестоящими организациями, ограничив их, как правило, сле­дующими показателями:

 по производству:

общий объем реализуемой продукции в действующих опто­вых ценах. В отдельных отраслях в случае необходимости может применяться показатель.— объем отгруженной продукции;

важнейшие виды продукции в натуральном выражении (с указанием в том числе продукции для экспорта), включая по­казатели качества продукции;

 по труду — общий фонд заработной платы;

 по финансам:

общая сумма прибыли и рентабельность (к сумме основных фондов и оборотных средств);

[662] платежи в бюджет и ассигнования из бюджета;

 по капитальному строительству:

общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ;

ввод в действие основных фондов и производственных мощ­ностей за счет централизованных капитальных вложений;

 по внедрению новой техники — задания по освоению произ­водства новых видов продукции и по внедрению новых техноло­гических процессов, комплексной механизации и автоматизации производства, имеющих особо важное значение для развития отрасли;

 по материально-техническому снабжению - объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организацией.

 Утверждаемые предприятию показатели определяются в го­довом плане, как правило, с разбивкой по кварталам, а показа­тели производства продукции в натуральном выражении в ис­ключительных случаях устанавливаются с распределением также по месяцам, с учетом заключенных предприятием договоров на поставку продукции.

 Установить, что все остальные показатели планов предприя­тий утверждению вышестоящими организациями не подлежат, а разрабатываются самими предприятиями и используются пла­новыми органами как расчетные материалы к составлению планов.

 Поручить ЦСУ СССР по согласованию с Госпланом СССР внести необходимые изменения в государственную статистическую отчетность предприятий,сохранив в ней такие показатели, как валовая продукция, производительность труда, численность работающих, средняя заработная плата, себестоимость продукции, внедрение новой техники и другие показатели, необходимые для анализа и Оценки экономических итогов работы промышленности.

 5. Установить, что предприятия самостоятельно решают во­просы производственно-хозяйственной деятельности, имея в виду при этом обязательное выполнение заданий государственного плана, и в частности:

 планируют объем производства, детальную номенклатуру и ассортимент продукции на основе доводимых до предприятий вышестоящими организациями плановых заданий, а также заказов, принятых предприятиями в порядке прямых свя­зей с потребителями или сбытовыми и торгующими организа­циями;

 планируют и осуществляют за счет нецентрализованных ка­питальных вложений мероприятия по совершенствованию производства, в частности по замене устаревшего и малопроизво­дительного оборудования, внедрению новых технологических процессов, методов и средств контроля, устранению узких мест [663] производства, и другие мероприятия, обеспечивающие повыше­ние эффективности производства;

 устанавливают и расширяют там, где это хозяйственно целе­сообразно, долговременные связи с потребителями продукции и поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, обо­рудования и других изделий на основе планов материально-тех­нического снабжения;

 планируют производительность труда, численность работни­ков и среднюю заработную плату, устанавливают наиболее ра­циональную структуру управления предприятием;

 используют часть прибыли и другие средства, оставляемые в распоряжении предприятий, на материальное поощрение ра­ботников, социально-культурные мероприятия и жилищное стро­ительство, на развитие производства и совершенствование тех­ники;

 определяют наиболее рациональные формы материального поощрения, условия и размеры премирования на основе отрас­левых типовых положений.

 При разработке планов и в процессе их выполнения предприятия должны обеспечивать систематический рост производства за счет всемерного увеличения выпуска продукции, необходимой народному хозяйству и для поставки на экспорт, постоянно повышать технический уровень производства, улучшать эксплуатационные и потребительские качества продукции, снижать издержки производства, увеличивать прибыль и рентабельность.

 Особое внимание должно уделяться неуклонному повышению производительности труда, как решающему условию ускорения темпов роста производства и подъема благосостояния народа.

 6. Обязать плановые органы, хозяйственные организации и предприятия повысить уровень технико-экономического обосно­вания планов путем тщательной разработки и более широкого использования в планировании прогрессивных нормативов и балансовых расчетов — ежегодных балансов производственных мощностей и нормативных сроков их освоения, нормативных ре­жимов работы и производительности оборудования и механизмов, норм расхода материалов, сырья, топлива и электроэнер­гии, нормативов трудовых и денежных затрат, материальных и стоимостных балансов.

 Госплану СССР с привлечением заинтересованных организа­ций пересмотреть систему применяемых в планировании тех­нико-экономических нормативов и разработать методические указания по составлению и порядку утверждения этих нормативов хозяйственными и плановыми органами.

 Министерствам и ведомствам СССР на основе методических указаний Госплана СССР организовать разработку отраслевых технико-экономических нормативов применительно к особенно­стям соответствующих отраслей, с учетом широкого внедрения [664]  в производство достижений современной техники и передового опыта.

 7. Обязать плановые органы и хозяйственные организации обеспечивать устойчивость плановых заданий, устанавливаемых
предприятиям, путем тщательной увязки всех показателей плана.

 Прекратить неправильную практику внесения частых изме­нений в утвержденные планы, а также изменений отдельных показателей плана без соответствующего уточнения других по­казателей. Изменения планов предприятий вышестоящими орга­низациями могут допускаться в исключительных случаях после предварительного обсуждения этих изменений с руководством предприятия, с одновременным внесением в установленном порядке необходимых поправок во взаимосвязанные показатели плана и взаимоотношения с бюджетом.

 Поправки в планы производства товаров народного потреб­ления, вызванные обоснованным изменением заказов торгую­щих или сбытовых организаций, могут вноситься в течение года самим предприятием в пределах установленных ему плановых заданий по прибыли, а при необходимости уменьшения плате­жей в бюджет поправки вносятся по согласованию с вышестоя­щей организацией за счет имеющихся у нее резервов, с тем чтобы не допустить при этом сокращения объема товарных ре­сурсов и доходов государства.

 8. Поручить Госплану СССР с привлечением министерств и ведомств СССР и Госпланов союзных республик разработать и представить в Совет Министров СССР проект Положения о порядке и сроках составления, утверждения и доведения до предприятии контрольных цифр и плановых заданий на соответствующие периоды.

 Министерствам и ведомствам СССР на основе методических указаний Госплана СССР разработать и утвердить формы техпромфинпланов предприятий и инструкции по их составлению с учетом особенностей соответствующей отрасли промышлен­ности.

 9. Поручить разработать и утвердить номенклатуру промышленной продукции, предусматриваемой в пятилетних и годовых планах:

 Госплану СССР — по продукции, включаемой в Государст­венный план развития народного хозяйства СССР;

 министерствам и ведомствам СССР, советам министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР — по планируемой ими продукции.

 Номенклатуру планируемой продукции, по которой задания предприятиям в планах утверждаются вышестоящей организа­цией, следует сократить, особенно по товарам народного потреб­ления, производство которых планируется непосредственно пред­приятием с учетом заказов потребителей.

 [665] 10. В интересах последовательного осуществления хозрасчет­ных отношений между предприятиями, а также между пред­приятиями и сбытовыми, снабженческими, торговыми, сель­скохозяйственными, заготовительными и другими организациями установить, что хозяйственный договор должен являться основ­ным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставкам всех видов продукции, включая продукцию, распре­деляемую в централизованном порядке. В соответствии с этим, как правило, отказаться от действующего ныне порядка реали­зации продукции по квартальным, месячным и разовым наря­дам, имея в виду, что наряды на централизованно распределяе­мую продукцию должны служить преимущественно основанием для заключения договоров.

 Договоры на поставку продукции должны заключаться прежде всего в соответствии со сложившимися рациональными производственно-хозяйственными связями, при этом предприя­тие-изготовитель не может нарушать эти связи без согласия за­казчика. Новые связи по поставкам централизованно распреде­ляемой продукции устанавливать по согласованию с соот­ветствующими сбытовыми и снабженческими организациями. Заключать, где стороны найдут это целесообразным в интересах устойчивых связей, хозяйственные договоры на несколько лет, с ежегодным уточнением ассортимента и количества продукции, сроков и других условий поставок.

 Повысить материальную ответственность предприятий и ор­ганизаций за невыполнение договорных обязательств по постав­кам продукции, с тем чтобы, как правило, возмещать причинен­ные убытки. Установить, что платежи по возмещению убытков, штрафам и пени относятся на результаты хозяйственной дея­тельности предприятий или организаций, по вине которых нару­шен договор.

 Усилить материальную ответственность железнодорожных, водных, автомобильных и других транспортных организаций за несвоевременный вывоз с предприятий и задержку доставки потребителям продукции, а также за сохранность продукции при ее перевозке.

Установить материальную ответственность проектных и кон­структорских организаций за допущенные ими в проектах, тех­нологических схемах и конструкциях дефекты, приведшие к потерям и дополнительным затратам в строительстве и при ос­воении введенных в действие объектов.

 Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по, материально-техническому снабжению, Госстрою СССР, Государственному арбитражу при Совете Министров СССР и Юридической комиссии при Совете Министров СССР совместно с заинтересованными организациями разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о матери­альной ответственности промышленных, транспортных, [666] проектных и конструкторских организаций, а также должностных лиц этих организаций за невыполнение соответствующих заданий обязательств.

 11. В целях улучшения организации материально-техниче­ского снабжения считать необходимым:

 а) разработать рациональные схемы устанавливаемых на длительное время прямых связей между предприятиями, имея в виду создание наиболее целесообразно территориального и отраслевого разделения общественного труда и обеспечение наименьших издержек на производство продукции и ее транспортировку;

 б) обеспечить дальнейшее расширение системы снабжения предприятий материальными ресурсами через территориальные снабженческие и сбытовые базы в районах потребления и организовать оптовую торговлю средствами производства;

 в) укрепить хозяйственный расчет в деятельности снабженческих и сбытовых органов, усилить их материальную заинтересованность и ответственность за организацию рациональных хозяйственных связей между предприятиями, обеспечение бесперебойного снабжения народного хозяйства и ускорение оборачиваемости товарно-материальных ценностей.

 Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению и Госплану СССР с привлечением министерств и ведомств СССР и соответ­ствующих республиканских органов в 3-месячный срок разра­ботать и представить в Совет Министров СССР конкретные предложения по улучшению организации и планирования материально-технического снабжения в указанных направлениях.

  II. По усилению экономического стимулирования предприятии и укреплению хозяйственного расчета

12. Признать необходимым усилить роль прибыли в экономическом стимулировании предприятий и повышении материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников предприятий в достижении лучших результатов работы. Размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, должны находиться в зависимости от улучшения результатов их хозяйственно-финансовой деятельности.

 Прибыль должна быть источником образования фондов пред­приятий, финансирования собственных капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат предприятий.

 13. Установить, что в распоряжении предприятий за счет прибыли и других собственных ресурсов создаются:

а) фонд материального поощрения;

б) фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;

[667] в) фонд развития производства.

Неиспользованные остатки указанных фондов переходят на следующий год и изъятию у предприятия не подлежат.

14. Фонд материального поощрения предназначается для премирования работников предприятий, вознаграждения за го­довые итоги работы предприятий, а также для оказания едино­временной помощи работникам.

15. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства используется для строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений, а также улучшения культурно-бытового обслуживания рабочих, инже­нерно-технических работников и служащих предприятия.

Предприятия могут использовать средства указанного фонда для долевого участия в совместном строительстве жилых домов и учреждений культурно-бытового назначения.

Установить, что вся жилая площадь, построенная за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, используется для удовлетворения нужд работни­ков предприятия и распределяется самим предприятием с после­дующим сообщением исполнительному комитету Совета депута­тов трудящихся.

16. Фонд развития производства предназначается для финансирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации, модернизации оборудования, обновлению основных фондов, совершенствованию организации производства и труда, а также на другие мероприятия по развитию производства, направленные на освоение новых видов изделий, рост производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества продукции, повышение рентабельности производства.

 Этот фонд образуется за счет отчислений от прибыли пред­приятия, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, и выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества (основных фондов).

 Размеры амортизационных отчислений, направляемых в фонд развития производства, устанавливаются Госпланом СССР и Министерством финансов СССР дифференцированно по отрас­лям промышленности в пределах от 30 до 50% амортизацион­ных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, с учетом структуры, технического состояния основных фондов и особенностей развития отрасли.

 Отчисления в фонд развития производства от прибыли про­изводятся по нормативам, определяемым в зависимости от уве­личения объема реализации продукции или размера прибыли (в сопоставимых ценах) и от уровня рентабельности, предусмот­ренных в годовом плане. Нормативы устанавливаются стабиль­ными на ряд лет исходя из указанных показателей в процентах [668] к стоимости производственных основных фондов по отраслям промышленности, а в необходимых случаях — по группам пред­приятий с учетом также состава и возраста фондов.

 В планово-убыточных предприятиях фонд развития производства образуется за счет части экономии (против прошлого года) от снижения уровня убыточности (в пересчете на фактический объем реализованной продукции и услуг) и от снижения себестоимости продукции, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, и выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества.

 Поручить Министерству финансов СССР, Госплану СССР и Госбанку СССР с участием министерств и ведомств СССР и со­ветов министров союзных республик:

 а) подготовить и представить в Совет Министров СССР проект нормативов отчислений от прибыли в фонд развития производства по отраслям промышленности, предусмотрев при этом, что указанные нормативы в необходимых случаях могут дифференцироваться министерствами и ведомствами по группам предприятий;

 б) утвердить инструкцию о порядке образования и использования средств фонда развития производства.

 17. Установить, что капитальные вложения, производимые за счет фонда развития производства и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также кре­дита банков, должны полностью обеспечиваться в государствен­ном плане развития народного хозяйства необходимыми мате­риально-техническими ресурсами и фондом заработной платы и включаться в планы подрядных строительно-монтажных работ (в части строительства, осуществляемого подрядным способом).

 18. Установить следующий порядок использования аморти­зационного фонда:

 а) амортизационные отчисления в части, предназначенной для капитального ремонта, остаются в распоряжении предприятия для использования по прямому назначению. Разрешить предприятиям расходовать эти средства также на модернизацию основных фондов, приобретение деталей и узлов, необходимых для проведения капитального ремонта, и нового оборудования взамен устаревшего, капитальный ремонт которого экономически нецелесообразен.

 Предоставить вышестоящим организациям право создавать резерв за счет амортизационных отчислений, предназначенных для капитального ремонта, в размере до 10% общего объема этих отчислений для использования на тех предприятиях, у ко­торых собственных средств на осуществление капитального ре­монта недостаточно;

 б) амортизационные отчисления, предназначенные для полного восстановления основных фондов, в размерах, установленных [669] в соответствии с п. 16 настоящего постановления, остаются в распоряжении предприятия и включаются в фонд развития производства.

 Остальная часть амортизационных отчислений, предназна­ченных для полного восстановления основных фондов, в соот­ветствии с действующим порядком используется как источник финансирования централизованных государственных капиталь­ных вложений.

 19.  Разрешить за счет средств фонда освоения новой техни­ки производить не только плановые затраты предприятий на конструкторские, опытные и другие работы по подготовке про­изводства новых видов гражданской продукции, осуществлен­ные до начала серийного выпуска продукции, но и единовремен­ные дополнительные затраты, связанные с повышением качест­ва, долговечности и надежности готовых изделий, а также по­вышенные затраты первого года массового производства от­дельных вновь осваиваемых изделий (разницу между себестои­мостью, принятой при утверждении цен на эти изделия, и плановой себестоимостью первого года их массового производ­ства).

20.  Установить, что предприятия, допустившие по своей вине невыполнение плана прибыли (сверхплановые убытки) и не обеспечившие в связи с этим сохранность собственных оборот­ных средств, обязаны возмещать образовавшийся недостаток собственных оборотных средств путем проведения организацион­но-технических мероприятий, обеспечивающих получение сверх­плановой прибыли (экономии) в последующие периоды, а в необходимых случаях также за счет временного (до двух лет) снижения отчислений от прибыли (экономии) в фонды пред­приятий в размере до 30%.

 В связи с этим:

 прекратить возмещение за счет бюджета недостатка собст­венных оборотных средств, образующегося по вине пред­приятий;

 разрешить Госбанку СССР предоставлять предприятиям кре­дит на срок до двух лет на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств под их обязательства о проведе­нии конкретных мер, обеспечивающих восполнение недостатка собственных оборотных средств.

 Обязать Министерство финансов СССР и Госбанк СССР:

установить порядок восполнения недостатка оборотных средств, предусмотрев при этом льготы для вновь вводимых в строй предприятий;

 подготовить и представить в Совет Министров СССР пред­ложения об обеспечении необходимыми оборотными средствами промышленных предприятий.

 21.В целях повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных основных фондов  и [670] оборотных средств установить отчисления предприятий в бюджет из прибыли в зависимости от стоимости производственных основных фондов и оборотных средств — плату за основные фонды и оборотные средства.

 Отчисления от прибыли производить в процентах к стоимости: производственных основных фондов; сверхплановых не прокредитованных банком запасов неустановленного оборудования на действующих предприятиях;  не прокредитованных банком нормируемых запасов товарно-материальных ценностей (кроме сверхнормативных сезонных запасов).

Не взимать плату за производственные основные фонды, созданные за счет фонда развития производства, в течение двух лет и за счет кредитов банка — до погашения ссуды. Освобо­дить вновь вводимые в действие предприятия, а также действу­ющие предприятия в части производственных фондов вновь вво­димых цехов от платы за основные фонды и оборотные средст­ва на срок освоения производственных мощностей, установлен­ный отраслевыми нормативами.

Разрешить министерствам и ведомствам СССР и советам министров союзных республик по согласованию с Министерст­вом финансов СССР устанавливать временно, в пределах пла­новых сроков освоения мощностей, льготы по платежам за ос­новные фонды и оборотные средства для отдельных предприя­тий, на которых в течение короткого времени в значительных размерах вводятся в действие новые основные фонды.

Уровень банковского процента по кредитам, предоставляе­мым под сверхнормативные запасы (кроме кредитов под сезон­ные запасы материальных ценностей и сезонные затраты на производство), устанавливать применительно к размерам платы за основные фонды и оборотные средства.

Министерству финансов СССР и Госплану СССР с участием министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик определить размеры, порядок введения у. взимания платы за производственные основные фонды и оборотные сред­ства, предусмотрев при этом установление платы за основные фонды и оборотные средства в отраслях промышленности, где уровень рентабельности позволяет ее ввести, с тем чтобы после осуществления пересмотра оптовых цен распространить плату за основные фонды и оборотные средства на другие отрасли промышленности.

Разрешить министерствам и ведомствам СССР и советам министров союзных республик в пределах установленной нормы платы за производственные основные фонды и оборотные сред­ства в необходимых случаях дифференцировать ее по группам предприятий.

Нормы платы за производственные основные фонды и обо­ротные средства (в процентах к их стоимости) устанавливаются на ряд лет, при этом должно быть обеспечено оставление у [671] нор­мально работающего предприятия прибыли, необходимой для образования фондов предприятия и покрытия плановых затрат (прироста собственных оборотных средств, капитальных вложе­ний и других). Следует исходить из того, что в перспективе пла­та за фонды, являющаяся частью прибыли (чистого дохода) предприятия, должна стать основной формой платежей в бюджет и важнейшим источником централизованных финансовых ресурсов государства.

22.   В связи с тем что у предприятий, находящихся в особо благоприятных природных и транспортных условиях, образуется дифференциальный чистый доход, установить для таких пред­приятий, в отношении которых не применяются расчетные цены, фиксированные (рентные) платежи в бюджет за счет при­были.

23. Установить, что проценты за пользование банковским кредитом относятся на результаты деятельности предприятий и не включаются в себестоимость продукции.

24. Установить следующий порядок распределения прибыли, полученной предприятием:

а) из прибыли предприятие в первую очередь вносит в бюджет плату за основные фонды и оборотные средства и фиксированные платежи, а также уплачивает проценты за банковский кредит;

 б) после внесения указанных платежей прибыль предприятия направляется на образование фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонда развития производства. Для определения нормативов отчислений эти фонды принимается прибыль за вычетом из нее платы за производственные основные фонды и оборотные средства, фиксированных платежей и процентов за банковский кредит;

 в) из оставшейся части прибыли осуществляется погашение кредита, предоставленного на капитальные вложения (кроме кредита, погашаемого за счет фонда развития производства), финансирование централизованных капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств и других затрат в пределах сумм, предусмотренных по плану, а также производятся отчисления в резерв для оказания финансовой помощи и на другие цели в соответствии с решениями правительства СССР. Разница между общей суммой прибыли и указанными платежами и отчислениями, а также частью прибыли, используемой на покрытие плановых затрат, направляется в бюджет в виде взноса свободного остатка прибыли.

 Поручить Министерству финансов СССР, Госплану СССР и Госбанку СССР с участием ВЦСПС, министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик:

 а) подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке образования резерва министерств и [672] ве­домств для оказания финансовой помощи предприятиям и хо­зяйственным организациям;

 б) разработать и утвердить Положение о порядке распре­деления прибыли (плановой и сверхплановой).

 III. По усилению материальной заинтересованности работников  в улучшении  работы  предприятий

25. В целях усиления материальной заинтересованности ра­ботников промышленных предприятий в повышении эффектив­ности производства, улучшении качества продукции, росте объ­ема реализации продукции и прибыли признать необходимым увеличить в оплате их труда ту часть, которая непосредственно зависит от улучшения общих итогов работы предприятия.

В соответствии с этим наряду с периодическим пересмотром в централизованном порядке тарифных ставок (окладов) по­вышать долю премий в заработной плате рабочих, инженерно-технических работников и служащих, а также ввести выплату вознаграждения работникам за улучшение общих годовых ито­гов работы предприятия за счет использования части фонда ма­териального поощрения.

Предусматривать в планах, по мере роста прибыли и рен­табельности производства, увеличение размеров прибыли, остав­ляемой предприятиям для материального поощрения работ­ников.

26. Установить, что в фонд материального поощрения кроме отчислений от прибыли включаются суммы премий, выплачива­емых рабочим по фонду заработной платы.

В целях стимулирования заинтересованности работников в повышении качества продукции отчислять в фонд материально­го поощрения предприятий по установленным нормам дополни­тельно часть прибыли, полученной за счет надбавки к цене за улучшение качества продукции, а также часть прибыли от ре­ализации новых высококачественных и улучшенных товаров народного потребления.

27. Размер отчислений от прибыли в фонд материального по­ощрения определяется по нормативам в зависимости от увели­чения объема реализации продукции (или размера прибыли) и уровня рентабельности, предусмотренных в годовом плане. Нор­мативы устанавливаются в процентах к фонду заработной платы:

за каждый процент увеличения объема реализации продук­ции в сопоставимых ценах (или размера прибыли), предусмот­ренный в плане данного года, по сравнению с предыдущим го­дом;

за каждый процент рентабельности, предусмотренный в годовом плане

[673] Нормативы предусматриваются стабильными на ряд лет и дифференцируются по отраслям (а при необходимости по груп­пам предприятий внутри отрасли). Предельные размеры отчис­лений в фонд материального поощрения не устанавливаются.

При утверждении показателей годового плана каждому пред­приятию в соответствии с установленными нормативами опре­деляются, размеры отчислений от прибыли в фонд материально­го поощрения.

При расчете годового уровня плановой и фактической рен­табельности в стоимость основных фондов не включаются фон­ды, вводимые во втором полугодии планируемого года.

Размеры фонда материального поощрения увеличиваются при повышении удельного веса новой продукции в общем объ­еме производства.

В планово-убыточных предприятиях фонд материального поощрения образуется за счет части экономии (против прошлого года) от снижения уровня убыточности (в пересчете на фактический объем реализованной продукции и услуг) и от снижения себестоимости продукции.

28. Отчисления от прибыли в фонд материального поощрения производятся ежеквартально по итогам работы за истекший пе­риод с начала года нарастающим итогом (квартал, полугодие, девять месяцев, год), исходя из данных о выполнении плана по реализации продукции и прибыли.

Отчисления в фонд материального поощрения в установленных размерах производятся при выполнении предприятием плана по прибыли и реализации продукции в номенклатуре, предусмотренной в плане.

При перевыполнении предприятием плана прибыли и реали­зации продукции производятся дополнительные отчисления в фонд материального поощрения.

При невыполнении предприятием плана прибыли и реализа­ции продукции в установленной номенклатуре отчисления в фонд материального поощрения производятся в пониженных размерах. Номенклатура продукции, при невыполнении плана по которой снижаются отчисления в фонд материального поощ­рения, устанавливается предприятиям вышестоящими органами при утверждении показателей годового плана. Другие ограничения по отчислениям в фонд материального поощрения не уста­навливаются.

Установить, что на поощрение работников предприятия рас­ходуется ежеквартально не более 90% средств, поступающих в фонд материального поощрения. Остальная часть фонда расхо­дуется на эту цель по окончании года при условии выполнения предприятием годовых плановых заданий по реализации про­дукции (или по прибыли) и рентабельности производства.

 На предприятиях с длительным циклом производства при отсутствии или незначительном объеме реализации продукции в [674] отдельные кварталы отчисления в фонд материального поощрения могут производиться в зависимости от выполнения плана производства.

 29. Установить, что фонд материального поощрения используется:

 а) на премирование рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и служащих по устанавливаемым премиальным системам;

 б) для единовременного поощрения отличившихся рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и служащих за выполнение особо важных производственных заданий;

 в) для выплаты вознаграждения рабочим, руководящим, инженерно-техническим работникам и служащим за общие результаты работы предприятия по итогам за год;

 г) для оказания единовременной помощи работникам предприятий.

 Распределение фонда материального поощрения по указан­ным в настоящем пункте направлениям производится админист­рацией предприятия с участием профсоюзной организации.

 30. Ввести систему премирования, обеспечивающую заинтересованность всех работников предприятий в росте объема реализации продукции или прибыли, а также повышении рентабельности производства.

 Руководящие работники предприятий и работники аппарата управления предприятий премируются за выполнение и перевыполнение плана по реализации продукции или прибыли при соблюдении условий премирования, устанавливаемых вышестоя­щей организацией с учетом особенностей отдельных отраслей и предприятий. В отдельных отраслях для руководящих, инженерно-технических работников и служащих аппарата управления предприятий могут быть, установлены другие показатели премирования.

 Показатели и условия премирования инженерно-технических работников и служащих цехов, служб и участков предприятия и размеры премий этим работникам устанавливаются руководителем предприятия по согласованию с профсоюзной организацией в пределах сумм, выделяемых из фонда материального поощренияпредприятия.

 Премирование рабочих производить по показателям и условиям премирования, устанавливаемым директором предприятия по согласованию с профсоюзной организацией на основе типо­вых положений, утверждаемых по отраслям промышленности.

 В хорошо работающих предприятиях, у которых за счет при­были образуется достаточный фонд материального поощрения, премии рабочим, выплачиваемые из фонда заработной платы, увеличиваются за счет фонда материального поощрения.

 Показатели, условия и размеры премирования устанавливаются ежегодно при утверждении годового плана. При этом не [675] должна допускаться множественность условий и ограничений в выплате премий.

 Премирование руководящих, инженерно-технических работников и служащих производится по месячным или квартальным результатам работы.

 При поощрении работников исходить из того, что размеры индивидуальной и коллективной оплаты труда должны нахо­диться в прямой зависимости не только от количества, но и от качества произведенной продукции. Сочетать принцип матери­альной заинтересованности с материальной ответственностью работников за результаты труда, для чего наряду с повышени­ем оплаты труда при улучшении качества продукции уменьшать оплату труда при ухудшении качества продукции и выпуске брака по вине работников предприятия.

31. Установить, что премии, начисленные руководящим работникам аппарата управления предприятий, при относительном перерасходе фонда заработной платы по предприятию в целом уменьшаются на сумму допущенного перерасхода, но не более чем на 50% от начисленных премий. Если предприятие в период до шести месяцев возместит допущенный перерасход фонда заработной платы, указанным работникам выплачивается 50% той части премии, которая не была выплачена в предыдущие периоды в связи с перерасходом фонда заработной платы.

В таком же порядке производится выплата премий при пе­рерасходе фонда заработной платы руководящим работникам цехов и служб предприятия. При этом перерасход фонда зара­ботной платы учитывается только по соответствующему цеху и службе предприятия.

Предприятие может использовать полученную в истекших кварталах данного календарного года экономию по фонду за­работной платы, пересчитанному в соответствии с процентом выполнения плана, на выплату заработной платы и премий в последующих кварталах этого же года.

При наличии экономии фонда заработной платы по пред­приятию в целом руководитель предприятия имеет право вы­плачивать премии в полном размере также руководящим работ­никам цехов и служб, улучшивших свою работу, но еще не воз­местивших перерасход фонда заработной платы, допущенный за прошлый период.

32. Выплата вознаграждения работникам предприятий за улучшение общих годовых итогов работы производится за счет части фонда материального поощрения в соответствии с полученной ими заработной платой и с учетом продолжительности непрерывного стажа работы на данном предприятии. Руководителям предприятий предоставляется право по согласованию с профсоюзной организацией уменьшать или увеличивать работникам эти поощрительные выплаты в зависимости от результатов их работы.

33.  [676] Премии и вознаграждения, выплачиваемые из фонда материального поощрения, учитываются при исчислении средней заработной платы работающего. I

34.  В целях повышения материальной заинтересованности рабочих в снижении трудоемкости производства и освоении, но­вых норм выработки и норм обслуживания при пересмотре норм на основе внедрения организационно-технических мероприятий; использовать часть средств полученной в связи с этим экономии для дополнительной оплаты труда рабочих в течение 3—6 месяцев.

Разрешить руководителям предприятий за счет этой экономии премировать также мастеров и других инженерно-технических работников производственных участков, принимавших непосредственное участие в разработке и внедрении указанных организационно-технических мероприятий.

35.  Предоставить право руководителям предприятий по со­гласованию с профсоюзной организацией при недостатке соответствующих категорий рабочих доплачивать за счет экономии фонда заработной платы (пересчитанного на процент выполне­ния плана) рабочим за совмещение профессий в размерах до 30% тарифной ставки или оклада заменяемого рабочего при со­кращении численности по сравнению с численностью, полагаю­щейся по установленным нормам обслуживания.

36.  При введении новой системы премирования работников, предусмотренной настоящим постановлением, сохранить дейст­вующий порядок премирования рабочих, инженерно-технических работников и служащих:

за создание и внедрение новой техники; за поставку продукции на экспорт;

за выпуск предметов широкого потребления из отходов про­изводства;

за лучшие результаты работы по итогам социалистического
соревнования.

Сохранить также на установленные сроки специальные пре­мии, выплачиваемые сверх фонда заработной платы.

37. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства создается за счет прибыли на тех же принципах и условиях, что и фонд материального поощрения.

 Предоставить право директорам предприятий по согласова­нию с профсоюзными организациями перераспределять средства между фондом материального поощрения и фондом социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в преде­лах до 20% суммы каждого фонда.

 38.       Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с Министерством финансов СССР, Госпланом СССР и ВЦСПС и с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР разработать и представить в Совет Министров СССР:

 [677] а) проект нормативов отчислений от прибыли в фонд материального поощрения и в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства по отраслям промышленности.

 Установить, что дифференциация этих нормативов по груп­пам предприятий производится министерствами и ведомствами СССР по согласованию с ЦК профсоюзов.

 При разработке нормативов исходить из того, что улучшение показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприя­тий, учтенное в годовом плане, должно поощряться в больших размерах, чем перевыполнение плановых заданий.

 В тех случаях, когда у предприятия образуется прибыль за счет значительного превышения уровня рентабельности по срав­нению со средней рентабельностью по отрасли, отчисления в фонд материального поощрения от соответствующей части при­были производятся по пониженным нормативам;

 б) проекты положений о порядке образования и расходования фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

 39. Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС и с участием соответствующих министерств и ведомств:

 а) разработать и утвердить в соответствии с настоящим постановлением типовые положения о премировании работников по отраслям промышленности;

 б) разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке и сроках пересмотра норм выработки в промышленности.

 IV. О повышении роли кредита в развитии промышленности

40. Признать необходимым повысить роль кредита в развитии промышленности и стимулировании эффективности производства, с тем чтобы кредит Госбанка СССР более активно содействовал улучшению хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

 Госбанку СССР при кредитовании и расчетах осуществлять дифференцированный подход к предприятиям и организациям в зависимости от выполнения ими основных показателей плана — предоставлять преимущества хорошо работающим предприя­тиям и организациям, выполняющим планы производства и реа­лизации продукции и планы накоплений и сохраняющим собст­венные оборотные средства, и применять в необходимых случаях меры кредитного воздействия к плохо работающим предприя­тиям и организациям.

 41. Установить, что капитальные вложения в промышленности осуществляются:

 на строительство новых предприятий по централизованному [678] плану капитальных вложений в действующем порядке за счет средств государственного бюджета, прибыли и части амортиза­ционных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов, в размерах, предусмотренных по финансовому плану, а по предприятиям, затраты на строительство которых могут быть возмещены в срок до пяти лет с момента ввода эксплуатацию, за счет кредита Стройбанка СССР и предусмот­ренных по финансовому плану на эту цель собственных средств промышленности;

 на реконструкцию и расширение действующих предприятий по централизованному плану капитальных вложений за счет предусмотренной по финансовому плану части прибыли и амор­тизационных отчислений, направляемых на полное восстановле­ние основных фондов, а также за счет кредита Стройбанка СССР. Реконструкция предприятий за счет средств государств венного бюджета производится только с разрешения Совета Ми­нистров СССР.

 Погашение кредита, полученного на строительство новых предприятий и на реконструкцию и расширение действующих предприятий по централизованному плану капитальных вложе­ний, производится за счет прибыли и части амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов.

 Министерству финансов СССР предусматривать в Государ­ственном бюджете СССР необходимые средства для кредитова­ния централизованных капитальных вложений и передавать эти средства Стройбанку СССР в качестве ресурсов.

 42. Установить, что затраты по внедрению новой техники, ме­ханизации и улучшению технологии производства, обновлению оборудования, автоматизации производственных процессов, мо­дернизации оборудования и по осуществлению других мероприя­тий по техническому совершенствованию и улучшению органи­зации производства, а также затраты по расширению и органи­зации производства товаров народного потребления и улучшению их качества могут производиться при недостаточности средств фонда развития производства за счет кредита банк. Этот кредит предоставляется на срок до шести лет со дня вы­дачи первой ссуды при условии окупаемости затрат в пределах указанного срока за счет прибыли (экономии) от осуществле­ния кредитуемых мероприятий и 50% суммы налога с оборота от реализации товаров народного потребления.

 Кредит, выданный на затраты по внедрению новой техники и другие мероприятия по техническому совершенствованию про­изводства, погашается за счет средств фонда развития произ­водства.

 Кредит, выданный на затраты по увеличению производства товаров народного потребления, погашается за счет средств фонда развития производства,  а при  недостаточности  этого [679] фонда — за счет прибыли (экономии) и 50% суммы налога с оборота, полученного от реализации указанных товаров.

 43. В целях более эффективного использования оборотных средств, улучшения расчетов предприятий и усиления банков­ского контроля рублем за выполнением планов реализации про­дукции и прибыли установить, что кредитование предприятий несезонных отраслей промышленности производится Госбанком СССР преимущественно по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату на условиях долевого участия соб­ственных оборотных средств предприятий и банковского кре­дита.

 Проценты за пользование кредитом по обороту материаль­ных ценностей и затрат в пределах суммы, замещающей собст­венные оборотные средства, с предприятий не взыскиваются.

 44. Разрешить Госбанку СССР и Стройбанку СССР предо­ставлять предприятиям, стройкам и подрядным организациям в случаях возникновения у них временных финансовых затрудне­ний краткосрочный (до 30 дней) кредит для расчетов с постав­щиками за поставленные ими материалы, оборудование и ока­занные услуги, с погашением его в очередности, установленной для платежей за материальные ценности. Установить, что выда­ча указанного кредита может не приостанавливаться при нали­чии просроченной задолженности по ссудам длительностью до 30 дней.

 Стройбанку СССР предоставлять стройкам, предприятиям, организациям и учреждениям кредит на оплату оборудования в соответствии с Правилами финансирования строительства.

 45. В целях создания наиболее благоприятных финансовых условий для перехода на выпуск новой продукции и изделий повышенного качества разрешить Госбанку СССР предостав­лять предприятиям кредит:

 под сверхнормативные запасы сырья, материалов, полуфаб­рикатов, незавершенного производства и на расходы будущих периодов (включаемые в себестоимость продукции, вырабаты­ваемой в данном календарном году), образующиеся в связи с переходом на выпуск новой продукции и изделий улучшенного качества,— на срок до одного года;

 на осуществление мероприятий по выпуску новой продукции, повышению качества, надежности и долговечности изделий — на срок до одного года при условии окупаемости и погашения ссуд в течение этого срока за счет прибыли, получаемой от ре­ализации указанной продукции.

 46. Разрешить предприятиям, прекратившим дальнейший вы­пуск изделий, не пользующихся спросом у потребителей, пере­давать накопившиеся остатки этих изделий торговым и снабженческо-сбытовым организациям для реализации на комиссионных началах, а в случае отказа торговых и снабженческо-сбытовых [680] организаций от приема указанных ценностей на комиссию реали­зовать их государственным и кооперативным предприятиям и организациям.

 47. В целях повышения ответственности предприятий за праdильное использование оборотных средств и своевременный возврат кредита установить повышенные, по сравнению с платой за оборотные фонды, проценты за пользование отдельными вида­ми кредитов: на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, под сверхнормативные запасы товарно-ма­териальных ценностей, кредитуемые Госбанком СССР в порядке исключения, а также по просроченным ссудам.

 Повысить размер пени, взыскиваемой с покупателей за не­своевременную оплату расчетных документов за товарно-мате­риальные ценности и услуги.

 Уплаченные пени за задержку оплаты расчетных документов и штрафы за неосновательный отказ от акцепта платежных тре­бований относить непосредственно на результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

 48. Разрешить Госбанку СССР по согласованию с Министер­ством финансов СССР кредитовать, в виде опыта, в 1966—1967 гг. отдельные предприятия на всю совокупную потребность в заем­ных средствах, необходимых для обеспечения выполнения плана производства и реализации продукции.

 49. Госбанку СССР выдавать предприятиям средства для выплаты заработной платы в меру выполнения плана производ­ства продукции. Показатель, по которому устанавливается объем производства при выдаче средств на заработную плату, определяется по отраслям промышленности министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госбанком СССР.

 При перевыполнении плана производства продукции средст­ва на заработную плату выдаются Госбанком СССР с примене­нием соответствующих нормативов за каждый процент перевы­полнения. При недовыполнении плана производства выдача средств на заработную плату производится с применением тех же нормативов.

 50. Установить, что Госбанк СССР осуществляет контроль за расходованием фондов заработной платы поквартально.

 При перерасходе предприятиями фонда заработной платы в целом за квартал против суммы, причитающейся в меру выпол­нения плана, они обязаны возместить допущенный перерасход путем создания экономии по фонду заработной платы в течение одного-двух кварталов.

 51. Поручить Госбанку СССР представить в Совет Минист­ров СССР в 3-месячный срок предложения о внесении в порядок кредитования и расчетов изменений, вытекающих из настоящего постановления.

 [681]

V. О совершенствовании оптовых цен на продукцию промышленности

 52. В целях усиления роли цен в развитии социалистической экономики и повышении эффективности общественного произ­водства обязать Государственный комитет цен при Госплане СССР разработать и представить в Совет Министров СССР к 1 января 1966 г. предложения об основных направлениях и ор­ганизации работы по подготовке новых оптовых цен на промыш­ленную продукцию, исходя при этом из необходимости:

 а) наибольшего приближения цен к уровню общественно необходимых затрат труда, с учетом возмещения всем нормаль­но работающим предприятиям издержек производства и получе­ния ими прибыли в размерах, обеспечивающих, как минимум, плату за производственные фонды и создание устанавливаемых настоящим постановлением фондов предприятий;

 б) установления правильных соотношений цен на взаимоза­меняемую продукцию отраслей промышленности, обеспечиваю­щих стимулирование технического прогресса и оптимальные пропорции в развитии отдельных отраслей производства.

 В указанных предложениях предусмотреть пересмотр уста­ревших стандартов и технических условий, упорядочение норма­тивной базы на предприятиях, а также мероприятия по широко­му использованию современной вычислительной техники для разработки цен.

 Новые цены ввести в действие в 1967—1968 гг.

 Поручить Госплану СССР, Министерству финансов СССР и Государственному комитету цен при Госплане СССР внести не­обходимые поправки в действующие цены на продукцию тех отраслей промышленности, в которых переход на новые условия экономического стимулирования будет происходить ранее ука­занных выше сроков, с тем чтобы устранить в ценах на продук­цию, этих отраслей неоправданные различия в рентабельности.

 53. В качестве первоочередных мер для улучшения действу­ющих оптовых цен признать необходимым:

 а) установить порядок, по которому одновременно с введе­нием новых стандартов и технических условий, предусматрива­ющих повышение требований к качеству, надежности и долго­вечности продукции, должны пересматриваться оптовые цены на эту продукцию с учетом дополнительных затрат и экономи­ческого эффекта для потребителей. Включать в прейскуранты на отдельные виды продукции надбавки к ценам за улучшение эксплуатационных и потребительских свойств продукции по сравнению с показателями, предусмотренными стандартами и техническими условиями.

 Обязать министерства и ведомства СССР и советы минист­ров союзных республик разработать и совместно с Государст­венным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов [682] СССР включить в действующие стандарты и технические условия, в которых это не было предусмотрено, объективные показатели качества, надежности и долговечности продукции; в первую очередь внести указанные дополнения в действующие стандарты и технические условия по изделиям машиностроения.

 Предоставить право предприятиям-изготовителям при выпол­нении разовых заказов по специальным требованиям заказчи­ков, предусматривающим улучшение отдельных технико-эконо­мических показателей поставляемых изделий по сравнению с действующими стандартами и техническими условиями, уста­навливать по договоренности с заказчиками единовременные доплаты к оптовым ценам в тех случаях, когда применение доплат за выполнение указанных требований заказчиков не предусмотрено в прейскурантах;

 б) устанавливать оптовые цены на новую продукцию на та ком уровне, при котором за счет лучших технико-экономических показателей новой продукции по сравнению со старой обеспечивались бы потребителю экономическая выгода, а изготовителю возмещение дополнительных затрат и, как правило, повышенная рентабельность по сравнению с рентабельностью ранее выпускавшейся продукции.

 Обязать Государственный комитет цен при Госплане СССР установить по представлению министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик порядок определения оптовых цен на новые виды продукции;

 в) принять дополнительные меры к выравниванию рента­бельности различных предприятий в пределах одной и той же отрасли путем использования фиксированных платежей в бюд­жет, внесения при необходимости поправок в действующие прей­скуранты, применения групповых расчетных цен;

 г) расширить практику утверждения по продукции, облага­емой налогом с оборота, прейскурантов оптовых цен предприя­тий с изъятием налога с оборота в виде разницы между рознич­ными ценами за вычетом торговых скидок и оптовыми ценами предприятия.

 По продукции, с которой налог с оборота не может взимать­ся в виде разницы в ценах, установить порядок введения ставок налога с оборота одновременно с установлением цен. При этом должна обеспечиваться рентабельность не менее 15%, но не ни­же средней рентабельности по предприятию;

 д) проводить своевременный пересмотр устаревших оптовых цен на отдельные группы изделий в случаях, когда такие цены сдерживают производство и внедрение в народное хозяйство но­вой, прогрессивной техники, а также создают трудности в сбыте продукции.

 54. Считать необходимым иметь в распоряжении Государст­венного комитета цен при Госплане СССР специальный фонд текущего регулирования оптовых цен, за счет которого [683] осуществлять пересмотр оптовых цен по решению государственных органов ценообразования без перерасчетов между предприятия­ми-изготовителями и потребителями данной продукции.

 Разрешить предприятиям при необходимости реализовывать произведенную ими продукцию, не пользующуюся спросом, по более низким оптовым ценам, чем предусмотрено прейскуран­тами, с отнесением потерь на результаты деятельности этих предприятий, но без уменьшения размеров платежей в бюджет, предусмотренных планом.

 Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению по согласованию с Го­сударственным комитетом цен при Госплане СССР дать указа­ния о порядке реализации такой продукции.

 55. Ограничить применение временных цен на вновь осваи­ваемую продукцию, расширить практику установления лимит­ных групповых цен, а также нормативов калькулирования по продукции, цены на которую устанавливаются по соглашению сторон.

56. Повысить ответственность руководителей предприятий и хозяйственных организаций за соблюдение установленных цен и действующего порядка ценообразования. При выявлении фактов завышения оптовых цен изымать всю сумму получен­ной дополнительной выручки в доход государственного бюд­жета.

 Обязать ЦСУ СССР по согласованию с Государственным комитетом цен при Госплане СССР обеспечить своевременную статистическую информацию по вопросам цен, позволяющую осуществлять систематический контроль за правильностью ус­тановления цен и уровнем фактической рентабельности произ­водства отдельных изделий.

 ***

 57. В связи с тем, что осуществление мероприятий, преду­смотренных настоящим постановлением, требует тщательной под­готовки, считать необходимым провести эти мероприятия посте­пенно.

 В 1966 г. осуществить их в отдельных отраслях промыш­ленности. Полностью и повсеместно перевести предприятия на новую систему планирования и стимулирования промышленного производства в 1967—1968 гг.

 Поручить Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Госбанку СССР, Стройбанку СССР, Государственному комите­ту Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Государственному комитету цен при Госплане СССР и ЦСУ СССР в 3-месячный срок представить на рассмотрение Со­вета Министров СССР соответствующий проект плана органи­зационных мероприятий.

 [684] Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР обеспе­чить разработку положений и инструкций по вопросам совершенствования планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства в полном соответствии с настоящим постановлением.

 58. Проведение в жизнь предусмотренных настоящим постановлением мероприятий требует коренного улучшения экономической работы в планирующих и хозяйственных организациях и на предприятиях. В этих целях должна быть серьезно улучшена подготовка кадров экономистов, а также экономическое обучение инженеров в учебных заведениях.

 Поручить Министерству высшего и среднего специального образования СССР:

 а) пересмотреть учебные планы и программы соответствую­щих высших и средних специальных учебных заведений, имея в виду, что они должны готовить экономические и инженерные; кадры для народного хозяйства, обладающие глубокими знания­ми экономики производства, научной организации труда и уп­равления социалистическими предприятиями;

 б) совместно с министерствами и ведомствами организовать переподготовку руководящих и инженерно-технических кадров предприятий, объединений и других хозяйственных организаций, с тем чтобы эти кадры хорошо знали экономику промышленно­сти и умели правильно анализировать работу предприятий.

 ***

 Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР об­ращают внимание всех партийных, хозяйственных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций на то, что прове­дение в жизнь намеченных мероприятий является важнейшей народнохозяйственной задачей.

 Совершенствование планирования и усиление экономического стимулирования промышленного производства позволят полнее использовать преимущества социалистической системы хозяй­ства и будут способствовать успешному решению задач по соз­данию материально-технической базы коммунизма, ускорению темпов роста национального дохода и неуклонному повышению уровня жизни народа. Эти мероприятия представляют собой дальнейшее развитие ленинских принципов социалистического хозяйствования, основанных на сочетании личной материальной заинтересованности с высокой сознательностью активных строи­телей коммунистического общества.

 Внедрение экономических методов хозяйствования неразрыв­но связано с дальнейшей демократизацией управления произ­водством, всемерным повышением роли и творческой активности рабочих, инженерно-технических работников и служащих в уп­равлении производством.

 [685] Партийные, хозяйственные, советские, профсоюзные и комсо­мольские организации должны поставить проведение мероприя­тий по совершенствованию планирования и усилению экономи­ческих методов стимулирования промышленного производства в центр своего внимания, усилить работу по воспитанию работ­ников предприятий в духе сознания высокого долга и ответст­венности за результаты своей работы и работу всего коллекти­ва, обеспечить активное участие широких масс рабочих, инже­нерно-технических работников и служащих в использовании имеющихся резервов для ускорения технического прогресса, по­вышения качества продукции и эффективности производства.

(Источник: Постановления партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 5, М., 1968, стр. 658-685)

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве
Герцен
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2025 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.