Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
не ок
Либертарианцы постоянно повторяют, что существует лишь две модели отношений между людьми - это насилие или торговля. Даже самые романтичные любовные отношения будут торговлей нежностью и заботой, утверждают они, и если одна из сторон ничего не получает в ходе таких отношений, то долго они не продлятся.

Это хорошая формула, немного парадоксальная, но лаконичная и действенная. Она может работать в этике, а может, к примеру, использоваться в ходе объяснения богатства Запада. Но все же здесь есть, возможно, один подвох.

Я размышлял сегодня о причинах, почему я сторонюсь московских тусовок. В сущности, в Москве только одна тусовка, исторически известная как "честные люди". Она совершенно тотальна, репрессивна. В ней действует тошнотворная внутренняя логика "нерукоподаваемости" (это слово - само по себе пример радикальной пошлости и отсутствия чувства языка). Здесь требуется мгновенная присяга на верность "нашим парням", проклятия в адрес едва знакомых или вовсе неизвестных чужаков. Шизофренические представления о допустимых и недопустимых поступках, распространенные в тусовке, предполагают, например, что брать деньги у власти и потом работать на власть нельзя, в то время как воровать у Кремля или кормящихся вокруг него бизнесов - даже почетно. Мы теряем там, в недрах паба, зачем-то названного в честь "английского поэта метафизической школы", друзей.

Поражение группы Liberty состояло в том, что мы не смогли пробить тотальность тусовки и создать ей действенную альтернативу. Причем причина этой неспособности лежит на поверхности - мы не готовы к такой фети- и фашизации собственных иллюзий, ведь всерьез играть в этот бисер отъявленных гнид могут только люди, начисто лишенные воображения. Мы стараемся быть открытыми к разговору, к новым мыслям и новому опыту, и именно это делает невозможным вести за собой сколько-нибудь стабильную группу неофитов. Неофиты быстро соскакивают - либо становятся самостоятельными, либо уходят пить сидр. Я бы не стал оценивать как-то этот факт, просто он имеет место.

Так вот, может быть апатия по отношению к тусовке, - это следствие моих комплексов, а может быть, моего снобизма. Но я очень хорошо помню один день из своей относительно недавней юности. Один блогер, который и сегодня является моим френдом, помогал мне в последующих моих неприятностях, и которого я глубоко уважаю, показывал мне "ОГИ" в период, скажем так, расцвета этого заведения. Там я впервые увидел некоторых наших лидеров общественного мнения. К столику постоянно подходили пьяные молодые люди и сообщали, что они чуть было не выиграли выборы с "Яблоком", а именно набрали 5%. Зрелище было довольно жалким. В "ОГИ" я больше никогда не ходил.

Сегодня я подумал, что причина может быть в том, что мне нечему научиться у этих людей. И мне тоже нечему их научить. Я вижу, как люди, выглядящие физически вот так (это, так сказать, upper level), годами сидящие, как выразился инсайдер Сапрыкин, в "Жан-Жаке" и ругающие Путина, не представляют никакого интереса. Это застывшая гоголевская сцена - "опять хорошо посидели". Где эмоциональный опыт сводится к дележу гонораров. Где интеллектуальный опыт сводится - как максимум - к краткому пересказу новой книги Проханова "про жену Путина", но чаще - к пересказу последних сплетен. Где социальный опыт сводится к обмену женами и любовницами. К чапаевско-пелевинской пустоте.

Ключевое слово - научиться и научить. Я подумал, что это основной медиум человеческой жизни, понятной вполне в духе Сартра, как нарастающий, падающий и вновь поднимающийся поток событий, обращенный в будущее. Завтра мне хочется знать - в широком смысле - больше, чем вчера. Если у меня нет завтра большего знания, включая социальное и эмоциональное, жизнь, как принято говорить в среде поп-экономистов, "теряет качество". Но если ты чувствуешь себя носителем какого-то знания (пускай, и ошибочно), то система запускает вторую скорость, жизненная динамика заставляет тебя искать людей, которые готовы принять твое знание. Человек всегда одновременно ученик и учитель, с тех пор как он в возрасте трех лет впервые показывает родителям, что его мнение нужно принимать к сведению, по крайней мере, в моральном смысле слова.

Теперь вернемся к нашим либертарианцам. Являются ли отношения учителя и ученика торговлей? Что отдает взамен ученик, на что надеется учитель? Тут можно, конечно, рассуждать о том, что ученик отдает уважение и бессмертие идей своего учителя. Но мне кажется, симметрия вовсе не является ни строгой, не обязательной. Можно отдавать опыт, не надеясь получить ничего взамен. И это естественное состояние человека как с точки зрения культурной антропологии, так и с точки зрения эволюционной психологии.

Вновь я нахожу, что главная теоретическая иллюзия либертарианцев заключается в концепции индивида - замкнутного на себя, осознающего свои интересы и потребности существа, понятого статически, as is. В то время как индивидов не существует ни в силу известного анализа, проделанного Марксом в отношении общественных отношений, ни в силу временной размокнутости человеческого существования, нашей реальной надежды, что мы немного сделали мир лучше - хотя бы рассказав о том, что нам удалось узнать о нем в ходе жизни нашим биологическим потомкам или культурным последователям.

Источник

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Человек мало отличается от животного, если он использует свой разум лишь в тех же целях, в каких животное использует свои инстинкты
Кант
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.