Вот чего в России нет, так это солидарности трудящихся. Впрочем, и других видов солидарности негусто, общество атомизировано, но уж на месте солидарности трудящихся - прямо-таки чёрная дыра. Сейчас принято обвинять в этом самих трудящихся, что на мой взгляд, столь же глупо (если, конечно, не ангажировано), что и выказывание де Местра "Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает". Что и высказывание Монтескье «Каждый народ достоин своей участи». Глупо, потому что отождествлять достоинство или заслугу с существующим положением означает попросту сделать бессмысленными и излишними слова "достоинство" и "заслуга". Если любой защитник чьих бы то ни было прав решит, что его подзащитный достоин своей участи, сам во всём виноват, получил по заслугам, то защита станет противоестественной. Так ему и надо. Впрочем, странно обвинять в отсутствии солидарности трудящихся и правящий класс, и его государство - понятно, что им такая солидарность невыгодна. Я бы воздержался вообще от обвинений кого бы то ни было. Скорее всего, время ещё не пришло. Живём мы в довольно отвратительную эпоху нарастания индивидуализма. Всяк от него страдает, но пока что мера страдания не перешла в осознание "так жить нельзя". Пока что представляется, что вполне себе можно. У многих есть ещё надежды, что ежели пролезть по головам "неудачников", то можно обрести искомое благополучие, хотя разумеется, никому не хочется, чтобы лезли именно по его голове, сочтя "неудачником". По чьей-нибудь другой, и так думают все. Осознание того, что рано или поздно пройдут именно по твоей голове, и что чем большему количеству людей будет свойственная сия психология, тем ходить будут чаще, отсутствует. У многих, у большинства есть надежды, что если жить конформистской частной жизнью, то всё будет в порядке. Нет понимания, что частная жизнь в современном обществе невозможна. Что все сейчас зависят от всех, а островки суверенной стабильности с лица земли постепенно исчезают. Ещё пока есть надежды, что как-то оно всё само собой когда-нибудь и кем-нибудь образуется и сделается. Возьмёт - и улучшится. Внезапно повезёт. А те, у кого вышеперечисленные надежды исчезли, предпочитают уезжать. Туда, где жить хорошо, потому что кто-то другой эту лучшую жизнь уже построил. Все эти иллюзии должны пройти у больших масс населения, прежде чем станет возможным говорить о солидарности. К солидарности в деградировавшем обществе толкает ощущение, что никаких надежд на лучшее нет, что дальше будет только хуже, что сбежать невозможно и что терять уже нечего. Когда люди перестают надеяться на богов, царей и героев, на государство и законы, и понимают, что опереться можно только на таких же, как и они сами. Свобода, равенство и братство возникают лишь после исчезновения позиции войны всех против всех или "моя хата - с краю". Но, повторюсь, от чьего-то прекраснодушного мечтания индивидуализм не исчезнет. Должно появиться настроение безысходности и стать всеобщим, овладеть массами. В том довольно-таки жутковатый смысл коммунистической идеологии: она именно говорит о тех, кому нечего терять, кроме своих цепей. О движении отчаявшихся и потому отчаянных. Тут работает пресловутая "диалектика", если угодно: к позитивному изменению ситуации можно прийти лишь от потери всех надежд на её изменение, когда люди хватаются за соломинку солидарности, даже толком не веря в неё, просто потому, что все прочие пути закончились тупиками. Впрочем, возможен, конечно, и сценарий тихого умирания, замещения русского народа какими-то иными солидарными народами. Почему нужно думать, что на суицид способен лишь индивидуум. Возможно, и народы могут стремиться к смерти. Но всё-таки хотелось бы думать, что у России и её народа будущее имеется, а потому солидарность трудящихся ещё будет востребована. И первомайский праздник перестанет быть днём дачника и огородника, к чему (вполне естественно) призывает народ правящий класс, а будет выражать то чувство, которое ему и подобает - солидарной решимости в борьбе за свою лучшую жизнь.
Источник |