2. Место стран региона в международном разделении труда 
Сегодня  и уже оч.-оч. давно ни в одной стране мира процессы, происходящие в  ней, не являются изолированными. Системный анализ ситуации требует учета  всех вовлеченных сил. Обрезать картинку и ограничиваться лишь  страновыми рамками — это фарисейство. При таком кадрировании запросто от  спрута в поле зрения может остаться лишь кончик щупальца, сильнейший  может превратиться в слабейшего, а пожирающий и пожираемый могут  поменяться местами. 
В табл. 1 приведены некоторые существенные  экономические характеристики по странам региона (Ливия и ее окружение).  Данные взяты из ангажированного ЦРУшного источника [1], от чего они  здесь только выигрывают, ибо это снимает возможные обвинения в  предвзятости. 
Таблица 1. Экономические характеристики Ливии и ее окружения 
 
| 
 Показатели 
 | 
 Ливия 
 | 
 Египет 
 | 
 Судан 
 | 
 Чад 
 | 
 Нигер 
 | 
 Алжир 
 | 
 Тунис 
 | 
 
| 
 GDP (purchasing power parity), billion $ 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
| 
 2010 
 | 
 89,03 
 | 
 500,90 
 | 
 98,79 
 | 
 18,59 
 | 
 10,58 
 | 
 254,70 
 | 
 100,30 
 | 
 
| 
 2009 
 | 
 86,19 
 | 
 475,70 
 | 
 93,91 
 | 
 18,20 
 | 
 10,22 
 | 
 244,60 
 | 
 97,03 
 | 
 
| 
 2008 
 | 
 86,77 
 | 
 454,80 
 | 
 90,12 
 | 
 18,49 
 | 
 10,35 
 | 
 239,40 
 | 
 94,22 
 | 
 
| 
 GDP (official exchange rate), billion (2010 est.) 
 | 
 77,91 
 | 
 216,8 
 | 
 65,93 
 | 
 7,59 
 | 
 5,6 
 | 
 159 
 | 
 43,86 
 | 
 
| 
 GDP - real growth rate 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
| 
 2010 
 | 
 3,30% 
 | 
 5,30% 
 | 
 5,20% 
 | 
 2,00% 
 | 
 3,50% 
 | 
 4,10% 
 | 
 3,40% 
 | 
 
| 
 2009 
 | 
 -0,70% 
 | 
 4,60% 
 | 
 4,20% 
 | 
 -1,60% 
 | 
 -1,20% 
 | 
 2,20% 
 | 
 3,00% 
 | 
 
| 
 2008 
 | 
 2,70% 
 | 
 7,20% 
 | 
 6,60% 
 | 
 10,70% 
 | 
 9,30% 
 | 
 2,80% 
 | 
 4,60% 
 | 
 
| 
 GDP - per capita (PPP), $ 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
| 
 2010 
 | 
 13 800 
 | 
 6 200 
 | 
 2 200 
 | 
 1 800 
 | 
 700 
 | 
 7 400 
 | 
 9 500 
 | 
 
| 
 2009 
 | 
 13 600 
 | 
 6 000 
 | 
 2 200 
 | 
 1 800 
 | 
 700 
 | 
 7 200 
 | 
 9 300 
 | 
 
| 
 2008 
 | 
 14 000 
 | 
 5 900 
 | 
 2 200 
 | 
 1 800 
 | 
 700 
 | 
 7 100 
 | 
 9 100 
 | 
 
| 
 GDP - composition by sector 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
| 
 agriculture 
 | 
 2,60% 
 | 
 13,50% 
 | 
 32,10% 
 | 
 50,50% 
 | 
 39,00% 
 | 
 8,30% 
 | 
 10,60% 
 | 
 
| 
 industry 
 | 
 63,80% 
 | 
 37,90% 
 | 
 29,00% 
 | 
 7,00% 
 | 
 17,00% 
 | 
 61,50% 
 | 
 34,60% 
 | 
 
| 
 services 
 | 
 33,60% 
 | 
 48,60% 
 | 
 38,90% 
 | 
 42,50% 
 | 
 44,00% 
 | 
 30,20% 
 | 
 54,80% 
 | 
 
| 
 Labor force, million 
 | 
 1,729 
 | 
 26,100 
 | 
 11,920 
 | 
 4,293 
 | 
 4,688 
 | 
 9,877 
 | 
 3,860 
 | 
 
| 
 Labor force - by occupation 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 (1995) 
 | 
 | 
 | 
 
| 
 agriculture 
 | 
 17,00% 
 | 
 32,00% (2001) 
 | 
 80,00% 
 | 
 80,00% 
 | 
 90,00% 
 | 
 14,00% 
 | 
 18,30% 
 | 
 
| 
 industry 
 | 
 23,00% 
 | 
 17,00% 
 | 
 7,00% 
 | 
 20,00% 
 | 
 6,00% 
 | 
 13,40% 
 | 
 31,90% 
 | 
 
| 
 services 
 | 
 59,00% 
 | 
 51,00% 
 | 
 13,00% 
 | 
 | 
 4,00% 
 | 
 72,60% 
 | 
 49,80% 
 | 
 
| 
 Unemployment rate 
 | 
 | 
 | 
 | 
 NA 
 | 
 NA 
 | 
 | 
 | 
 
| 
 2010 
 | 
 — 
 | 
 9,70% 
 | 
 — 
 | 
 — 
 | 
 — 
 | 
 9,90% 
 | 
 14,00% 
 | 
 
| 
 2009 
 | 
 — 
 | 
 9,40% 
 | 
 — 
 | 
 — 
 | 
 — 
 | 
 10,20% 
 | 
 13,30% 
 | 
 
| 
 2008 
 | 
 30,00% (2004) 
 | 
 — 
 | 
 18,70% (2002) 
 | 
 — 
 | 
 — 
 | 
 — 
 | 
 — 
 | 
 
| 
 Population below poverty line (~2003-2007) 
 | 
 NA 
 | 
 20,00% 
 | 
 40,00% 
 | 
 80,00% 
 | 
 63,00% (1993) 
 | 
 23,00% 
 | 
 3,80% 
 | 
 
| 
 Investment (gross fixed), of GDP 
 | 
 13,20% 
 | 
 18,40% 
 | 
 20,20% 
 | 
 14,80% 
 | 
 — 
 | 
 27,50% 
 | 
 26,10% 
 | 
 
| 
 Industries 
 | 
 petroleum, petrochemicals, aluminum, iron and steel, food processing, textiles, handicrafts, cement 
 | 
 textiles, food processing, tourism, chemicals, pharmaceuticals, hydrocarbons, construction, cement, metals, light manufactures 
 | 
 oil,  cotton ginning, textiles, cement, edible oils, sugar, soap distilling,  shoes, petroleum refining, pharmaceuticals, armaments, automobile/light  truck assembly 
 | 
 oil, cotton textiles, meatpacking, brewing, natron (sodium carbonate), soap, cigarettes, construction materials 
 | 
 uranium mining, cement, brick, soap, textiles, food processing, chemicals, slaughterhouses 
 | 
 petroleum, natural gas, light industries, mining, electrical, petrochemical, food processing 
 | 
 petroleum, mining (particularly phosphate and iron ore), tourism, textiles, footwear, agribusiness, beverages 
 | 
 
| 
 Industrial production growth rate (2010) 
 | 
 2,70% 
 | 
 5,50% 
 | 
 3,50% 
 | 
 3,00% 
 | 
 5,10% 
 | 
 4,80% 
 | 
 1,60% 
 | 
 
| 
 Exports, billion $ 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
| 
 2010 
 | 
 44,89 
 | 
 25,34 
 | 
 9,78 
 | 
 3,04 
 | 
 — 
 | 
 52,66 
 | 
 16,11 
 | 
 
| 
 2009 
 | 
 37,16 
 | 
 23,09 
 | 
 7,56 
 | 
 2,71 
 | 
 — 
 | 
 43,69 
 | 
 14,42 
 | 
 
| 
 2008 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 0,43 (2006) 
 | 
 | 
 | 
 
| 
 Exports — commodities 
 | 
 crude oil, refined petroleum products, natural gas, chemicals 
 | 
 crude oil and petroleum products, cotton, textiles, metal products, chemicals, processed food 
 | 
 oil and petroleum products; cotton, sesame, livestock, groundnuts, gum arabic, sugar 
 | 
 oil, cattle, cotton, gum arabic 
 | 
 uranium ore, livestock, cowpeas, onions 
 | 
 petroleum, natural gas, and petroleum products 97% 
 | 
 clothing,  semi-finished goods and textiles, agricultural products, mechanical  goods, phosphates and chemicals, hydrocarbons, electrical equipment 
 | 
 
| 
 Exports — partners 
 | 
 Italy 37.65%, Germany 10.11%, France 8.44%, Spain 7.94%, Switzerland 5.93%, US 5.27% (2009) 
 | 
 US 7.95%, Italy 7.26%, Spain 6.78%, India 6.69%, Saudi Arabia 5.53%, Syria 5.3%, France 4.39%, South Korea 4.27% (2009) 
 | 
 China 58.29%, Japan 14.7%, Indonesia 8.83%, India 4.86% (2009) 
 | 
 US 90.06%, France 4.81%, China 1.6% (2009) 
 | 
 France 52.63%, Nigeria 22.43%, US 18.24% (2009) 
 | 
 US 23.2%, Italy 17.23%, Spain 10.83%, France 7.97%, Canada 7.65%, Netherlands 5.19%, Turkey 4.22% (2009) 
 | 
 France 29.6%, Italy 21%, Germany 8.8%, Libya 5.8%, Spain 5%, UK 4.8% (2009) 
 | 
 
| 
 Imports, billion $ 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
| 
 2010 
 | 
 24,47 
 | 
 46,52 
 | 
 8,48 
 | 
 2,63 
 | 
 — 
 | 
 37,07 
 | 
 20,02 
 | 
 
| 
 2009 
 | 
 22,01 
 | 
 45,56 
 | 
 8,25 
 | 
 2,54 
 | 
 — 
 | 
 39,10 
 | 
 18,12 
 | 
 
| 
 2008 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 0,80 (2006) 
 | 
 | 
 | 
 
| 
 Imports — commodities 
 | 
 machinery, semi-finished goods, food, transport equipment, consumer products 
 | 
 machinery and equipment, foodstuffs, chemicals, wood products, fuels 
 | 
 foodstuffs, manufactured goods, refinery and transport equipment, medicines and chemicals, textiles, wheat 
 | 
 machinery and transportation equipment, industrial goods, foodstuffs, textiles 
 | 
 foodstuffs, machinery, vehicles and parts, petroleum, cereals 
 | 
 capital goods, foodstuffs, consumer goods 
 | 
 textiles, machinery and equipment, hydrocarbons, chemicals, foodstuffs 
 | 
 
| 
 Imports — partners 
 | 
 Italy 18.9%, China 10.54%, Turkey 9.92%, Germany 9.78%, France 5.63%, Tunisia 5.25%, South Korea 4.02% (2009) 
 | 
 US 9.92%, China 9.63%, Germany 6.98%, Italy 6.88%, Turkey 4.94% (2009) 
  
 | 
 China 21.87%, Saudi Arabia 7.22%, Egypt 6.1%, India 5.53%, UAE 5.3% (2009) 
 | 
 France 17.74%, Cameroon 12.7%, China 11.23%, US 7.59%, Italy 6.54%, Ukraine 5.33%, Netherlands 4.37% (2009) 
 | 
 China  16.32%, France 15.95%, Netherlands 7.66%, Algeria 7.15%, French  Polynesia 6.11%, Nigeria 5.48%, Cote d'Ivoire 4.15%, US 4.05% (2009) 
 | 
 France 19.7%, China 11.72%, Italy 10.19%, Spain 8.13%, Germany 5.77%, Turkey 5.05% (2009) 
 | 
 France 20.1%, Italy 16.4%, Germany 8.8%, China 5%, Spain 4.5%, US 4% (2009) 
 | 
 
| 
 Public debt 
 | 
 3.3% of GDP (2010 est.) 
3.9% of GDP (2009 est.) 
 | 
 80.5% of GDP (2010 est.) 
80.9% of GDP (2009 est.) 
 | 
 94.2% of GDP (2010 est.) 
105.1% of GDP (2009 est.) 
 | 
 — 
 | 
 — 
 | 
 25.7% of GDP (2010 est.) 
20% of GDP (2009 est.) 
 | 
 49.5% of GDP (2010 est.) 
47.1% of GDP (2009 est.) 
 | 
 
| 
 Debt - external, billion $ 
 | 
 $6.378 billion (31 December 2010 est.) 
$5.891 billion (31 December 2009 est.) 
 | 
 $30.61 billion (31 December 2010 est.) 
$29.66 billion (31 December 2009 est.) 
 | 
 $37.98 billion (31 December 2010 est.) 
$35.71 billion (31 December 2009 est.) 
 | 
 $NA (31 December 2010 est.) 
$1.749 billion (31 December 2008 est.) 
 | 
 $2.1 billion (2003 est.) 
 | 
 $4.138 billion (31 December 2010 est.) 
$5.413 billion (31 December 2009 est.) 
 | 
 $18.76 billion (31 December 2010 est.) 
$19.6 billion (31 December 2009 est.) 
 | 
 
| 
 Внешний долг, % (расчетн., отношение последнего долга к последнему ВВП по обменному курсу) 
 | 
 8,19% 
 | 
 14,12% 
 | 
 57,61% 
 | 
 23,04% 
 | 
 37,48% 
 | 
 2,60% 
 | 
 42,77% 
 | 
 
| 
 Stock of direct foreign investment - at home, billion $ 
 | 
 $18.64 billion (31 December 2010 est.) 
country comparison to the world: 70 
$15.56 billion (31 December 2009 est.) 
 | 
 $72.41 billion (31 December 2010 est.) 
$66.71 billion (31 December 2009 est.) 
 | 
 — 
 | 
 $NA (31 December 2010) 
$4.5 billion (2006 est.) 
 | 
 — 
 | 
 $19.34 billion (31 December 2010 est.) 
$17.34 billion (31 December 2009 est.) 
 | 
 $33.56 billion (31 December 2010 est.) 
$31.86 billion (31 December 2009 est.) 
 | 
 
| 
 Stock of direct foreign investment - abroad, billion $ 
 | 
 $15.32 billion (31 December 2010 est.) 
country comparison to the world: 49 
$13.92 billion (31 December 2009 est.) 
 | 
 $4.9 billion (31 December 2010 est.) 
$4.272 billion (31 December 2009 est.) 
 | 
 — 
 | 
 NA 
 | 
 — 
 | 
 $1.844 billion (31 December 2010 est.) 
$1.644 billion (31 December 2009 est.) 
 | 
 $251 million (31 December 2010 est.) 
$233 million (31 December 2009 est.) 
 | 
 
 
Какие выводы можно сделать из этих данных? Данные по экспорту, импорту, прямым инвестициям, а также оценки ВВП позволяют заключить, что все эти страны: а) в значительной степени вовлечены в международное разделение труда; б)  практически все ориентированы на США или страны ЕС (за исключением  Судана, он ориентирован на Китай, Индию и арабские страны); в) выполняют роль сырьевых придатков; г)  в большей или меньшей степени, выполняют роль поставщика рабочей силы  (это те страны, где и сосредотачивается реальное производство, в котором  и создается прибавочная стоимость; т.е., другими словами можно сказать,  что именно на рабочих таких стран ложится основное бремя в  международной системе эксплуатации). 
Пункты (а-в), полагаю,  очевидны: (а) следует из значительного объема внешнеторговых сделок; (б)  — из структуры экспорта и импорта по торговым партнерам; (в) — из  структуры экспорта и импорта по товарным категориям. 
На п. (г) следует остановиться подробнее. 
Обратите  внимание на показатели прямых иностранных инвестиций (Stock of direct  foreign investment - at home/abroad). Это ни что иное как переток  капитала в погоне за большей нормой прибыли. Это одна из форм вывоза  капитала, того явления, которое Ленин выделял в один из признаков  империализма. 
Превышение входящих инвестиций над исходящими  характеризует страну как страну, где создается реальная стоимость,  страну-рабочего. Ранее такие страны называли государства-должники. Если с  инвестициями дела обстоят с точностью до наоборот, — страна  экспортирует капитал, — то такую страну характеризуют как  страну-капиталиста, или как говорили раньше государство-ростовщика или  государство-рантье. 
Мы видим, что для всех стран, кроме Ливии, по  которым данные представлены, величины входящих в страну прямых  инвестиций превосходят исходящие, на порядки. По Судану, Чаду и Нигеру  данные по прямым иностранным инвестициям отсутствуют. Это глубоко  аграрные страны, что можно видеть из структуры ВВП и структуры  занятости. По странному стечению обстоятельств это те страны, которые  изначально ориентировались на кап. лагерь. Из них совсем чуть-чуть по  экономическим показателям выбивается Судан, где в начале 1970-х был  небольшой крен в сторону социализма. Судан имеет внешнеторговые  отношения с Китаем, Индией, др. странами Азии и арабского мира. Сегодня,  экономические отношения Запада с Суданом разорваны. На тамошнего  президента Омара Хасана Ахмеда аль-Башира выдан международный ордер на  арест (я запамятовал, есть ли преступления в которых не обвинил его  Международный уголовный суд (МУС) из Гааги). Пендосы котируют его как  худшего диктатора современности, и бабла ему больше не дают. Китайцы,  индийцы и японцы, между тем, не гнушаются. Те же страны, для которых  отмечен значительный приток иностранных инвестиций, — это Египет, Алжир,  Тунис, Ливия, — являются странами индустриально развитыми. Интересная  закономерность: наблюдается отчетливая корреляция между более высокими  уровнем экономического развития и качеством жизни — и историческим  опытом социалистических преобразований и их глубиной. Государства этого  региона, которые стартовали в буржуазные отношения с социалистических  позиций сегодня «мистическим образом» являются более развитыми и более  социально благополучными. Что касается Ливии, то, в отл. от других  индустриальных стран региона, разрыв между входящим и выходящим потоками  прямых инвестиций для нее не столь значителен (18,64 млрд долл. / 15,32  млрд долл.; у др. стран, повторюсь, разница на порядки). Это может  говорить, либо о том, что через Ливию идут транзитные финансовые потоки  (о ливийском офшоре мне не известно); либо о том, что ливийская сторона  из продажи ресурсов западным странам извлекает более высокую ренту, чем  соседи, и имеет возможность этот доход реинвестировать (были  многочисленные сообщения об участии ливийского капитала в различных  европейских компаниях, в т.ч. весьма прибыльных). Это же значит,  что западные партнеры выжимают из сегодняшней Ливии меньшую часть  прибавочной стоимости, чем они могли и хотели бы выжимать. 
Левыми,  которые «за порядок», в качестве аргумента выдвигался тезис о том, что,  мол, в странах этого региона нет сформировавшегося рабочего класса, а  посему нет действительной силы для осуществления прогрессивных  преобразований, даже если действительно есть революционная ситуация  (зачастую в обоснование этого приводились мнения о том, что тамошние  арабы-мусульмане криворуки и не умеют работать, или вообще глубокие  наблюдения, типа: «я был в Египте на пляже, они  все-там-черные-и-чмошные,-не-то,-что-мы-б
 елыеипотомкивеликихпредков, явсехихненавижу,онинеумеютработать!»).
 Объем прямых иностранных инвестиций в индустриальные страны данного региона эти инсинуации опровергает. 
Вот, для наглядности, сравните объемы этих инвестиций: Ливия — 18,64 млрд долл. Египет — 72,41 млрд долл. Алжир — 19,34 млрд долл. Тунис — 33, 56 млрд долл. с ВВП (по обменному курсу) знакомых вам стран: Латвия — 23,39 млрд долл. Литва — 35,73 млрд долл. Эстония — 18,8 млрд долл. Молдова — 5,357 млрд долл. Грузия — 11,23 млрд долл. Сербия — 38,92 млрд долл. Т.е.,  напр., в Египте одним только иностранным капиталом в течение года 7  раз, как минимум (мы не знаем норму отдачи на инвестиции, можем лишь  догадываться, см. ниже), воспроизводится весь ВВП Грузии. Обратите  также внимание на то, что объемы прямых иностранных инвестиций в Ливию и  Алжир существенно ниже, чем в Тунис и Египет. Это указывает на  сравнительную степень интегрированности этих стран в систему  международного разделения труда (и, соотв., зависимости их от  иностранных партнеров). 
Такие объемы инвестиций говорят нам,  во-1х, о том, что для приведения в движение и умножения такой массы  капитала нужна соответствующая масса рабочих. Переток капитала это не  благотворительность, не забота о всемирной модернизации и проч.  благодушное бла-бла, это погоня за прибылью (к сожалению, ЦРУшные  составители умалчивают о самом интересном, о норме прибыли, о ROI; самый  важный для капитала показатель скрыт от любопытных глаз). А  единственный источник стоимости — труд. И такая масса рабочих есть, см.  структуру занятости по секторам. Причем индустриальный сектор наиболее  выражен в Тунисе, Ливии и Египте, а структура занятости схожа со  структурой занятости в таких странах как: Белоруссия, Болгария, Чили,  Колумбия, Греция, Казахстан, Перу, Филиппины, Польша, Португалия,  Румыния, Россия, ЮАР, Таиланд, Турция, Украина, Венесуэла, Вьетнам. Для  сравнения также можно указать, что в предреволюционной России доля  занятых в аграрном секторе оценивалась величиной от 76,5 % [2] до 80 %  [3]; доля занятых в промышленности — от 11,6 % [2] до 17 % [3]. Это  гораздо ближе к сегодняшнему Судану, чем к др. индустриальным странам  региона, но революционный потенциал Российской Империи вряд ли у кого  вызывает сомнения. 
Во-2х, этим (объемами инвестиций)  доказывается, что рабочие данных стран работать-таки умеют (в  практичности капитала сомневаться оснований нет), что бы там ни  причудилось российскому туристу-хомячку в образах египетских официантов  (видимо они хорошо работают, раз всякий клиент-задрот, наскребший на  Египет, может на недельку почувствовать себя там поистине белым  человеком и отдохнуть от постоянного пребывания в коленно-локтевой  позе).  
Таким образом, эти страны-рабочие (мировые мастерские, а  заодно и мировые массажные, если хотите) в мировом масштабе  эксплуатируются странами-капиталистами (центры финкапа) совершенно так  же, как это происходит при эксплуатации рабочего капиталистом на  микроэкономическом уровне. С другой стороны, существуют и иные механизмы  обеспечения перелива доходов. К каковым, к примеру, относятся различия в  валютных курсах (за счет отклонения от реального). 
Превышение  ВВП по паритету над ВВП по обменному курсу характеризует страну как  зависимую, эксплуатируемую: фактическая стоимость, производимая в стране  выше чем ее цена на мировом рынке (за счет занижения курса валюты).  Чтобы наглядно пояснить это, условно ограничимся экономикой с  единственным товаром, скажем «гвоздем», и упрощенно представим, что в  стране А наш гипотетический «гвоздь» стоит 10 руб., в стране Б — 1  долл., официальный обменный курс — 30 руб./долл. Тогда для капиталиста  страны Б тот же гвоздь в стране А стоит не 1 долл., а всего 1/3 долл. и  он на тот же доллар, что стоит его гвоздь в стране Б, теперь может  купить целых 3 гвоздя. Соответственно, при прочих равных, валюта страны А  недооценена в 3 раза. Обратное соотношение характеризует страну как  бенефициара, эксплуатирующую: фактическая стоимость, производимая в  стране ниже, чем ее цена на мировом рынке (за счет завышения курса  валюты, обеспечиваемого финансовыми и политическими средствами,  происходит перераспределение стоимости в пользу данной страны: на свои  переоцененные деньги она может приобрести у стран с недооцененной  валютой больше реальной стоимости; или капиталист страны-бенефициара  может приобрести или произвести продукт по ценам зависимой страны,  снабдить его атрибутами собственного бренда и продать фактически тот же  самый продукт на защищенном барьерами рынке страны-бенефициара по иным,  более высоким ценам). Степень отклонения друг от друга этих двух  показателей указывает на степень перелива стоимости, создаваемой этой  страной, в пользу внешнеторговых партнеров (впрочем, при достижения  определенного уровня экономической мощи, эта разница потенциалов может  быть полем для маневра, чем, напр., активно пользуется легко проникающий  через барьеры Китай, вызывая лютый батхёрт у западного мира своей  «искусственно заниженной» валютой). Разрыв между оценками ВВП  представлен в табл. 2. 
Таблица 2. Разрыв в оценках ВВП по паритету покупательной способности и по официальному курсу 
 
| 
 Показатели 
 | 
 Ливия 
 | 
 Египет 
 | 
 Судан 
 | 
 Чад 
 | 
 Нигер 
 | 
 Алжир 
 | 
 Тунис 
 | 
 
| 
 GDP (purchasing power parity), billion $ (2010 est.) 
 | 
 89,03 
 | 
 500,90 
 | 
 98,79 
 | 
 18,59 
 | 
 10,58 
 | 
 254,70 
 | 
 100,30 
 | 
 
| 
 GDP (official exchange rate), billion (2010 est.) 
 | 
 77,91 
 | 
 216,8 
 | 
 65,93 
 | 
 7,59 
 | 
 5,6 
 | 
 159 
 | 
 43,86 
 | 
 
| 
 Разрыв, млрд долл. 
 | 
 11,12 
 | 
 284,1 
 | 
 32,86 
 | 
 11 
 | 
 4,98 
 | 
 95,7 
 | 
 56,44 
 | 
 
| 
 Разрыв, в % от ВВП по официальному курсу 
 | 
 14,3 
 | 
 131,04 
 | 
 49,84 
 | 
 144,93 
 | 
 88,93 
 | 
 60,19 
 | 
 128,68 
 | 
 
 
Как мы видим, из всех стран разрыв минимален у  Ливии, причем с большим отрывом от остальных. Это указывает на то, что,  участвуя в международном разделении труда, Ливия из всех рассматриваемых  здесь стран подвергается наименьшей межстрановой эксплуатации, т.е.  ливийский режим оставляет значительную часть выжатой из рабочих  прибавочной стоимости в распоряжении страны (абсолютные величины разрыва  в международном масштабе можно рассматривать как своего рода  прибавочную стоимость, а относительные — как норму прибавочной  стоимости). Это, опять же, не может не огорчать западных партнеров. Вы только посмотрите, условно говоря (можете представить себе  гипотетический пример, когда иностранный капиталист-инвестор  производит/покупает в зависимой стране продукт «алюминиевая ложка» по  локальным ценам и перепродает его в метрополии под модным брендом «ИКАЮ»  по ценам метрополии): процент на вложенный капитал в Египте не менее  131 % — вау! это оч. вкусно!; а в Ливии несчастному капиталисту с  уникальной ложки достается каких-то 14,3 % — да это же полное отсутствие  Свободы и Демократии! куда же смотрит, блин, Клинтон?! 
Хотя из  всех стран Ливия является наиболее урбанизированной и демонстрирует  наиболее высокую степень индустриализации (возможно соперничая здесь с  Тунисом), структуры экономик Египта и Туниса представляются более  диверсифицированными, что можно видеть по разнообразию экспортируемых  товаров и по глубине просаживания темпов прироста во время последнего  кризиса (более глубокое просаживание этого показателя, с уходом в минус,  во время мирового финансового кризиса может говорить об узкой  экспортной специализации, меньшей устойчивости (падение спроса на одни  товарные группы не компенсируется за счет других товарных групп) и  большей чувствительности экономики страны к колебаниям мировой  конъюнктуры). Значительный вклад в ВВП Египта и Туниса вносит туризм  (продажа внешнему миру рекреационных услуг, для чего регион подходи  идеально), поэтому (львиная доля выручки от связанных с туризмом услуг  не учитывается в экспорте) объемы их экспорта заметно уступают объемам  экспорта Ливии и Алжира, которые ориентированы больше на индустриальную  составляющую и не имеют возможности развивать туристическое направление  по понятным причинам (в Алжире, после свертывания соц. режима,  стартовало кровавое противостояние с исламскими радикалами, с их  риторикой джихада против внешних врагов; Ливия подвергалась  международным санкциям, последний бан продлился с 1992 по 2004 гг. и был  окончательно снят лишь к 2006 г., и постоянной травле/демонизации в  западных СМИ, что исключало развитие данного направления). Интересно  будет заметить, что структура экспорта перечисленных стран (из числа  индустриальных) в целом совпадает с российской (если оставить в стороне  гражданскую и военную продукцию дожираемых советских производств,  которая в российском экспорте не является определяющим компонентом,  где-то 5 %, а после таких закидонов, как отказ поставлять Ирану  оговоренное контрактом вооружение; или голосование за эмбарго против  Ливии и требование расчетов за непоставленное оружие, думаю, все меньше и  меньше будет дураков связываться с Россией). На примере  данных стран видно, что политика это продолжение экономики. Такие страны  как Египет и Тунис полностью и без оговорок интегрированы в  вертикальные экономические структуры Запада (на правах зависимых  стран-рабочих), в проводимой ими политике они полностью следуют в  западном фарватере. Поэтому и Бен Али и Мубарак, как показали недавние  события, для США, ЕС и их клевретов, «свои сукины сыны» не только на  словах, но и на деле. Ливия, осуществляющая относительно независимую  экономическую политику, тем самым снижая уровень эксплуатации и уменьшая  прибыли стран-капиталистов, способна проявлять независимый характер и  на политической сцене (см., напр., контакты Ливии со странами нон грата,  политические войны с отдельными европейскими странами, или скандальный  демарш Каддафи на Генассамблее ООН в 2009 г.). Отсюда и всегда  раздраженное отношение к Каддафи, даже при, казалось бы, полностью  нормализовавшихся отношениях (западные СМИ никогда не переставали  клевать его, представляя как что-то извращенно-ненормальное и чуждое  (ливийский фрик), с чем приходится мириться, «потому что у него есть  нефть»). Суданский же режим, совершенно выпавший из западных  экономических схем, и, что даже хуже, полностью переключившийся на  восточных гигантов, вообще вычеркнут из списка рукопожимаемых и  поставлен в стек на уничтожение (просто, пока руки заняты).
  
Содержание: 
Ливия, ее соседи и немного политэкономии: Место стран региона в международном разделении труда. — http://comrade-vader.livejournal.com/23195.html Ливия, ее соседи и немного политэкономии — продолжение 2: Демография и социальная политика. — http://comrade-vader.livejournal.com/23405.html Ливия, ее соседи и немного политэкономии — продолжение 3: Классовый анализ. — http://comrade-vader.livejournal.com/23772.html Ливия, ее соседи и немного политэкономии — продолжение 4: Ход событий и стратегии. — http://comrade-vader.livejournal.com/23850.html  |