Давно и прочно в центре моих интересов находится многообразие форм сущестования Хлестакова. Хлестаковщина как образ жизни, хлестаковщина как политическое кредо, как семейная практика, как способ управления государством, как академический проект и научная деятельность, - среди тысяч Хлестаковых вокруг попадаются самые невероятные, самые фантастические.
Вот "серый кардинал" российской политики, у которого уже десять лет кончается ресурс. Вот американский профессор-неудачник, который приехал на гастроли в Восточную Европу, где восторженные встречающие зачислили его в звезды современной мысли. Вот молодой человек, который ставит на стекло своего автомобиля "Волга" табличку "ФЭП РФ", сделанную собственными руками. Вот президент, который говорит о борьбе с коррупцией, а на заднем фоне зевают восхищенные воры. Вот философ, который за всю жизни не написал ни одной книги. А вот композитор, который написал уже с десяток философских книг, в которых нет ни единой мысли.
Нет числа этим примерам. Поскольку общественные конвенции в России нарушаются каждую декаду, ни у кого не может быть достаточной уверенности в том, что он именно тот, за кого его принимают. Лучше держаться строгой формы ревизора. Это выглядит безопаснее.
Я думал сегодня о высшей форме хлестаковщины, реализованной в реальности, черты которой становятся все более зримыми для меня. В рамках этой формы Хлестаков не только не является тем, за кого его принимают, он даже не является самим Хлестаковым. Но он действует как человек, который выдает себя за кого-то другого, без особого желания и необходимости, просто потому, что никаких других ролей для него не предусмотрено. Давайте поиграем, конечно.
Источник |