Вопрос о том, существует ли справедливость в принципе - он философский. Сейчас я хотел бы сделать акцент на том, что справедливость нынче - вне зависимости от её существования - демонстративно попирается множеством способов. К чему это приведёт ясно из заголовка, а как это происходит, я сейчас опишу.
В нашем случае общественную справедливость можно представить в виде четырёхгранника, с гранями примерно такого содержания: возможности, цели, средства и внутреннее отношение ко всему этому.
В первую очередь мне хотелось бы отметить такой интересный российский феномен, как "приватизация". Отметить на фоне очень важной новости - о проведении "второй волны" оной приватизации. То есть очередной раздачи земель, заводов, газет и пароходов родственникам, друзьям, одноклассникам, товарищам по кооперативу "Озеро" и другим подобным персонажам.
Как была проведена первая приватизация? Очень просто. Людям раздали бумажки с _ограниченным сроком действия_, за которые можно было купить, например, акции предприятий. Оставим в стороне вопросы о том, что кое-какие акции просто не продавали, что кое-какие акции потом заставляли силой продавать (или просто отдавать) обратно и т.д. и т.п.
Есть огромный пласт людей, родившихся в промежутке года эдак с восьмидесятого (даже чуть раньше) и прямо до самого девяносто четвёртого. Эти люди не имели никакой практической возможности влиять на распределение собственных ваучеров. За них эти ваучеры пристроили малограмотные в плане финансового мошенничества родители. В 1999 году истёк срок исковой давности, то есть если вы родились в 1981 году и вам только в 1999 исполнилось 18 лет, и вы обрели всевозможные и всяческие права, то потребовать обратно свою собственность вы уже не можете.
То есть можете, конечно. У родителей. Они, мол, неверно распорядились вашим капиталом. Но - внимание - кто позволил им это делать? Кто позволил отдать этот капитал родителям, а не открыть традиционный в таких случаях "счёт до совершеннолетия"? Мы не будем показывать пальцем на эту рыжую макушку, все понимают. Рыжая макушка и хапнула все эти "несовершеннолетние" ваучеры.
Ограбленные рыжими дельцами люди еле сводили концы с концами двадцать лет. В то время как сами хапуги стали "олигархами", накупили себе замков, яхт и золотых унитазов. Теперь начинается вторая волна. Внимание, вопрос: так у кого же будут деньги на новую приватизацию, чтобы купить ещё больше государственного имущества? Ответ очевиден. Тем людям, которым когда-то не дали полагающуюся им долю по причине малолетства - сейчас тоже не смогут ничего получить по той же причине: это только у ворья в 20-30 лет порше кайены и миллионы в сумочках, а обычный житель страны, ваучер которого украли прихватизаторы, от какого-нибудь завода не может купить ни кусочка. То есть молодёжь, самая активная, работоспособная, деятельная и прогрессивная часть общества - обманута, обокрадена, отрезана от финансовых потоков и не имеет будущего.
А где молодёжь не имеет будущего - там будущего и нет. Это к вопросу о возможностях.
Но мы всё же пойдем дальше и попробуем поставить вопрос о целях: а именно, как получить возможности. Обычно эта цель формулируется в формате "Ну работай и заработаешь". На эту тему я тоже писал уже немало. В нашем случае важны две вещи.
Первая проблема - невозможно ставить цель в ситуации отсутствия будущего. Например, в России человек, который по любым причинам не может работать больше месяца - умрёт. Если он заболел вполне излечимой болезнью, он умрёт. И так далее. Человек в России не может даже купить квартиру. Даже в ипотеку. Человек не может "работать и зарабатывать" там, где предприниматель может выкинуть его за ворота и поставить волчий билет. Человек не может "открыть своё дело" там, где нужно платить 80% откатов за открытие этого самого дела с заранее неизвестным результатом. Человек не может даже спиздить сраный трактор и сбежать из сраной рашки, потому что за сраные трактора карают особенно жестоко.
В России нет смысла ставить цель, потому что, скорее всего её не достигнешь. Ну а даже если достигнешь - это не окончательное достижение: достигнутую цель немедленно может отобрать любой мент или бандит, которому она приглянулась.
Вторая проблема заключается в том, что стандарты потребления задраны слишком высоко, причём всё потребление, не касающееся концлагерного уровня выживания относится к дополнительному потреблению (это можно видеть на примере нашего прожиточного минимума, куда включено только пять пар носков в год). Система выстроена так, что человек должен есть отруби, ходить в рванине и умирать задолго до пенсии. Всё, что касается поддержания человеческого облика - относится к роскоши и, соответственно, обладает завышенной ценой, которую человек платить не может, потому - см.выше - вынужден есть отруби, ходить в рванине и т.п. Отсюда целью становится "нормально пожить", а поскольку нормальная жизнь по деньгам примерно равна роскоши, то человек тут же ставит себе цель жить роскошно: она настолько же достижима (или недостижима) как и первая.
Отсюда целью становится сиюминутная жизнь - не по причине какой-то приземлённости людей, а просто по причине окружающей ситуации: перед смертью не надышишься, а если тебе не успеть износить одну рубашку, ты не будешь заботиться о моде.
Россия - страна мёртвых, какая здесь может быть цель?
Ну а средства - под стать тому, что принимается за цель. Это особо хитрая ловушка капитализма, заключается она в постепенном, но очень настойчивом изменении восприятия людей в сторону нарушения закона.
Представьте себе классический образец укушенного вмоск Священным Экономиксом продажника. Да что там представлять, такой троллололь приходил в комменты к Другому и там на голубом глазу объяснял буквально следующее: "Надите клиентов в чем трабла? Продайте клиентов директору за 10% и самиже себя загрузите. Придумываете сами что делать чтобы повысить продажи :) Изгаляйтесь как хотите... Придумывайте новые ниши, занимайте их... Словом это ВАШЕ дело... Ставте задачу "как сделать", а не "почему это не возможно""
Это, на минуточку, речь об учреждении образования - а то может кто подумал, что это речь о продаже страховки на домашних животных.
Но средство "найдите того, кто даст вам деньги" плохо не только тем, что превращает человека в тварь дрожащую и заставляет лизать задницу каждому проходящему мимо вне зависимости от его поведения. Нет, здесь есть ещё более глубокая проблема.
Она заключается в том, что самым выгодным способом добыть деньги было и остаётся банальное воровство. Воровство, ограбление, мошенничество и любое другое преступление. Но поскольку преступления расшатывают общество и вредят прогрессу человечества - существуют законы, которые преступления должны бы ограничивать. До тех пор, пока люди могут жить по-человечески не нарушая законов - всё идёт более-менее нормально.
Но капитализм загоняет людей в нищету и заставляет после этого постоянно думать о том, как же начать жить по-человечески. Каждый день, каждую минуту, каждую секунду каждый человек должен ставить перед собой задачу "как сделать" и в девяноста девяти процентах случаев решение такой задачи упирается именно в закон. И человек с промытыми мозгами медленно-медленно стирает в своём сознании грань между законом и преступлением.
Начинается всё с обычного "впаривания" - которое немыслимо для советского человека, но стало уже нормой для капиталистической рашки, более того, здесь даже вполне серьёзно утверждают, мол, нужно каждую сделку проверять на обман, честно говорят "вас все хотят обмануть". Человек человеку волк, да-да.
И вот банки рисуют мелким шрифтом подлые комиссии, страховщики тем же шрифтом - подлые условия невыплаты, пенсионерам продают сломанную китайскую бытовую технику, а договоры долевого участия в строительстве домов превращаются в туалетную бумагу. Всё это "на грани", всё это оправдывается эффективным: "ну надо же смотреть, что подписываешь!".
От этой черты до настоящего воровства и убийства совсем недалеко. Собственно, именно к таким средствам людей и готовят. Так и положено при капитализме-то - воровать и убивать.
Ну и заключительный аккорд: отношение ко всему этому. Оно очевидно - часть населения всего этого не понимает или не желает понимать. Люди скрываются от этого понимания в пьяном угаре, в ложном патриотизме, в "теории малых дел" - мол, я, да на своём месте хорошо работают, а значит и Сколен подыму расею-матушку. Люди не хотят всего этого видеть, потому что видеть означает понять, осознать и принять. А принять такое невозможно для человека, не потерявшего человеческий облик - ведь каждый, кто занимается "поиском клиентов" и "схемами увеличения прибыли" медленно убивает себя.
Чего уж тут удивляться разгулу наркомании, пьянства, курения, опасной езды на дорогах? Психотип людей, которые ежедневно сами себя убивают, уже сформирован, что им ещё делать в свободное время, когда они не убивают себя как личностей, впаривая туфту лохам? Только бухать и гонять по скользким трассам.
Единственное, чего не сформировано у такого населения - это самоубийство в целях общественно полезных. Все они готовы медленно убить себя ради "нормальной жизни", или ради "роскошной жизни" или ради "роста маржи", но чего-то такого, чем они успеют перед смертью надышаться. Выйти на баррикады и умереть ради того, чтобы выжившие развесили воромразей на фонарях и принялись строить светлое будущее - не каждый решится. И в этом даже есть рациональное зерно: кто проверит, что выжившие действительно развесили воромразей?
Таким образом, справедливость полностью отсутствует в возможностях, целях и средствах, и отношение к её созданию в высшей степени настороженное: нужно обязательно проверить, будет ли справедливость создана, а для этого никак нельзя умирать.
Вопрос о том, можно ли построить справедливость, не умирая, остаётся открытым. Но на вопрос о том, можно ли построить справедливость не убивая - очевидный ответ "нет".
Ведь кто согласится "подтянуть пояса", когда у соседа-кулака брюхо в дверь не пролазит? Кто согласится "не впаривать" и не "искать клиентов", когда главные Эффективные Манагеры не только живут сыто и богато, но и окружающих поучают "как надо зарабатывать"? Кто согласится добровольно работать десяток лет, создавая то, что потом в одночасье будет присвоено кем-нибудь особо проворным и разрушено?
Всё это может произойти только когда не будет отрицательного примера перед глазами. Можно не воровать, если знаешь, что воров сажают. Но как убедить людей не воровать, если воры ездят перед ними в золоте и кутят в дорогих ресторанах в центрах городов? Можно заниматься настоящей работой, но как ей заниматься, если тебе не будет хватать даже на хлеб и воду, а те, кто не работает вовсе, кутят рядом с ворами? Можно, наконец, заставить людей подтянуть пояса - но подтянут они их только когда пояса будут подтянуты у всех. А кто не подтянет - к тому придут и подтянут, чтобы не своевольничал.
И, главное, люди с этим согласны, это лишний раз доказывает горячая любовь к товарищу Сталину, которую не могут скрыть даже в подтасовываемых опросах общественного мнения.
Вот только воры, бездельники и паразиты, объедающие окружающих, сами никогда ничего подобного не сделают. Не подтянут сами пояса, не сдадут коттеджи под музеи и библиотеки, не займутся честным трудом - да и не умеют они им заниматься. Скорее они сами возьмутся за оружие - да уже берутся - и будут убивать тех, кто пытается от них избавиться - да уже убивают.
Пока им это удаётся довольно просто - люди, мысленно уже мёртвые и день изо дня себя убивающие, относятся к такому безропотно, а кое-кто может и с затаённой радостью типа "Ну вот отмучался". Однако же рано или поздно что-то изменится - в самом начале я написал о том, что самая активная часть общества, молодёжь, была наиболее нагло обобрана и обманута, закабалена и с рождения продана в рабство. Но поколения меняются, меняются и времена - однажды кто-нибудь снова пойдёт другим путём.
Это неизбежный исторический процесс, лишь глупость и жадность воробуржуев не даёт им осознать его неизбежность, а попытки затянуть - только сделают неизбежность более катастрофичной и жестокой.
Но именно тогда наконец-то историческая справедливость снова будет восстановлена и в целях, и в средствах, и в возможностях.
Зафрендить автора