Фильм "Брестская крепость", российско-белорусский проект, собирает сейчас по стране полные залы. Старые фильмы о войне при всех достоинствах далеки от современного восприятия. Они уже в большей степени являются эстетизацией, но глупо воспринимать войну через эстетику.
Фильм расширяет кругозор страха, в то же время люди в нем преодолевают страх. Зрителю показано, что и в нем самом есть ресурсы для этого преодоления.
Показан героизм как связь человека с народом, как отвественность за людей. (Да, Фомин на мосту прекрасен абсолютно).
Вообще показан _человек_. Это, наверное, самое главное. У нас еще с доперестроечных времен установился культ гниды. Что кино, что литература, апеллируют исключительно к зависти, подозрительности, трусости, мелочности и карьеризму. Но к страху за свою шкуру - больше всего. И тут вдруг такой облом! (Женщина, подбегающая за патронами, - один из лучших "лобовых" моментов в картине).
Мне кажется, именно это их и бесит. "Не понятны мотивы героев фильма", - пишут они. Конечно, вам не понятны. Вам и не должны быть понятны. Вы - другой биологический вид. Отдохните.
Не верьте либеральной рецензии, что в фильм недоложили коммунизма, интернационализма и исторической правды. (Специально не даю ссылку). Либералы на самом деле хотели сказать, что им не доложили говна, поэтому им невкусно. В фильме все более чем прекрасно с интернационализмом. Очень органично, именно так, как снимают интернационалисты, а не толерасты. И фильм уважителен к коммунистической идеологии настолько, насколько буржуазный фильм вообще может быть к ней уважителен.
Что касается исторической правды, вспоминается нетленное: "Десятки миллионов жертв сталинских репрессий - на совести либеральных фальсификаторов". Вопреки утверждению в фильме, что майор Гаврилов после плена был репрессирован, - ЭТО ЛОЖЬ, РЕПРЕССИРОВАН ОН НЕ БЫЛ, И ЭТУ ЛОЖЬ ДОБАВИЛИ В ФИЛЬМ ПО НАСТОЯНИЮ РОССИЙСКОЙ СТОРОНЫ. Но даже с учетом данной биографической нелепости, с исторической правдой в фильме все хорошо, если понимать ее не как болезненную страсть к мелочам и их выпячиванию, а как корректное обобщение.
Зато из этой рецензии я узнал, что сценарий утвердил лично Лукашенко, до этого отправивший в помойное ведро добрую дюжину проектов. Александр Григорьевич, аплодирую стоя!
Наверное, таким мог быть только совместный с Белоруcсией проект. Не разворованный бюджет, качественная работа всех, от оператора до гримера, великолепная игра актеров, которым - самое главное - есть что играть.
Я могу понять тех, кто жалуется, что в фильм недоложили интеллектуальных построений и психологизма. Только правильно сделали, что недоложили. Потому что это фильм о войне, а не о развлечении утонченного офисного хомячка. Как ни печально, но в бомбе, падающей на ваш дом, нет никакого психологизма. Нет ничего интеллектуального в пущенной в вас мимоходом автоматной очереди. Пора уже спуститься с небес на землю. Да, это несколько обесценивает фильм, но это честное отношение к войне. (Наиболее трагична, на мой взгляд, фигура доктора).
Словом, это ценный эмоциональный экспириенс. Его просто надо пройти.
Пересматривать не обязательно.
p.s. Более полная и более взвешенная рецензия на фильм.
|