Виктор Пелевин, являющийся самым успешным социологом постсоветской России, как главные тренды нулевых выделил дискурс™ и гламур™. Что такое гламур™, обьяснять я думаю не требуется. Людей живущих в соответствии с чужими представлениями о «красивой жизни» каждый из нас встречал в огромном количестве. Понятие дискурса™ несколько сложнее. Однако в целом его можно определить как процесс мышления, построенный в соответствии с чужими представлениями о «правильности».
И в целом для научной или философской дискуссии дискурс™ является необходимым условием, иначе дискуссия была бы невозможна в связи с непониманием одними участниками других.
Проблема в том, что мы используем чужой дискурс™, и поэтому думаем в предоставленных нам рамках. Именно поэтому когда нам говорят о демократии, мы представляем Гайдара, а не Ленина, который был в разы большим демократом, и именно поэтому когда нам говорят о фашизме, мы представляем бритоголовых отморозков, совершенно не опасных для режима, а не дяденек в серых пиджаках, которые сидят в Кремле.
Но всё это уже описано Маркузе и Хомски, поэтому перейдём к одному конкретному и, на мой взгляд, наиболее опасному примеру, а именно к духовности™.
Духовность™ это понятие абсолютно не марксистское, однако, занимающие едва ли не ключевое место в официальном охранительном дискурсе. Именно духовностью™ оправдывают и тотальную коррупцию и повсеместное насилие. Но что же они вкладывают в понятие духовность™?
В первую очередь иерархичность сознания и общества, и именно поэтому всем, даже «левым», так важны «нравственные авторитеты» и ссылки на традицию. Именно поэтому журналисты копаются в грязном белье публичных персон, а охранка подкладывает оппозиционерам «агентов без формы», пытаясь ссылками на нравственность дискредитировать политиков, то есть людей занятых в изначально вненравственной сфере.
Во вторых духовностью™ называется любой социальный эскапизм, и в первую очередь религия. Причём именно в форме эскапизма, а не в форме внутренних поисков и саморазвития, которые, даже оставаясь в религиозной парадигме, в конечном итоге приводят к «теологии освобождения».
Именно поэтому слово духовность™ необходимо не просто выкинуть из нашего политического дискурса™, но и каждый раз отмечать то, что за ним скрывается, как бы противно не было, срывая сусальное золото духовности™, находить за ним только интеллектуальную беспомощность и попытки скрыть запах разложения за ароматом ладана.
Зафрендить автора |