«Знаете ли вы украинскую ночь?». Собственно, колонка должна была называться так, но мне сказали, что название слишком длинно, и не влазит в строку. Несложно понять – этот заголовок, рассчитан на читателя из России, отсылая его к известным строчкам из Гоголя. Но только не напрямую, а через основательно забытые сейчас стихи Владимира Маяковского.
Мы знаем, курит ли, пьет ли Чаплин; Мы знаем Италии безрукие руины;
Мы знаем, как Дугласа галстук краплен...
А что мы знаем о лице Украини?
Знаний груз у русского тощ -
Тем, кто рядом, почета мало. Знают вот украинский борщ, Знают вот украинское сало. И с культуры поснимали пенку:
Кроме двух прославленных Тарасов - Бульбы и известного Шевченка, - Ничего не выжмешь, сколько ни старайся. А если прижмут - зардеется розой
И выдвинет аргумент новый: Возьмет и расскажет пару курьезов - Анекдотов украинской мовы. Говорю себе: товарищ москаль,
На Украину шуток не скаль. Разучите зту мову на знаменах-лексиконах алых, - Эта мова величава и проста: «Чуеш, сурмы загралы, час расплаты настав»
Разве может быть затрепанней да тише Слова поистасканного «Слышишь»?! Я немало слов придумал вам, Ввзвешивая их, одно хочу лишь, -
Чтобы стали всех моих стихов слова Полновесными, как слово «чуешь». Трудно людей в одно истолочь, Собой кичись не очень.
Знаем ли мы украинскую ночь? Нет, мы не знаем украинской ночи.
Беспартийный коммунист Маяковский в точности уловил суть проблемы, которая отнюдь не утратила с тех пор своей актуальности. Россияне – а в их числе и российские левые – на самом деле знают об Украине еще меньше, чем знают о них украинцы, которые по традиции больше следят за жизнью бывшего имперского, а потом советского центра. Еще хуже, что над многими российскими левыми довлеет набор дежурных стереотипов, иронически отмеченных Маяковским. И этот набор мифов и анекдотов часто заменяет для них знание о реальной, неизвестной им Украине.
«Левые» российские патриоты смотрят на народ нашей страны сверху вниз, через призму старых имперских предрассудков, мало изменившихся с эпохи колониальной экспансии Петра и Екатерины, «времен Очаковских и покоренья Крыма», Эмского указа и Валуевского циркуляра, запретивших украинский язык вплоть до революций семнадцатого года – как вульгарное «мужицкое» наречие.
Они видят в этом языке «изобретенный поляками и австрийцами диалект», выдумку «алкоголика Шевченко», «галицая Франко», рассматривая саму Украину как недоразумение, возникшее на месте исконных малороссийских провинций. И этим подпитывают русофобию и национализм своих заклятых украинских коллег.
«Левые» российские либералы, напротив, склонны видеть в Украине некий прообраз «другой России» – не замечая, что за фасадом ее буржуазной демократии – несомненно, более симпатичной по сравнению с буржуазным авторитаризмом Путина – скрывается точно такая же нищета и бесправие народных масс, на фоне всевластья чиновников и олигархата.
Нынешняя украинская ночь, по существу, мало чем отличается в этом от российского мрака антидемократической реакции. Правящий класс культивирует здесь позорные исторические мифы, спекулируя на давних смертях – чтобы задним числом оправдать нынешнюю социальную катастрофу в стране. И реабилитирует кровавую практику украинских фашистов, вместе с полным набором их идеологических штампов. А потому ксенофобия и шовинизм проявляют себя в Украине в той же мере, что и в России. И также опираются на плохо прикрытую государственную поддержку.
Девять лет назад, когда мы основывали Комру, я среди прочего видел его задачей преодоление этого прозрачного, но ощутимого барьера между украинским и российским движением, которые только начинали формироваться во второй половине девяностых годов. Ленинский лозунг: «при едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна, без такого единения о ней не может быть и речи» – поныне указывает на единственный выход для наркотически зависимой от российской углеводородной иглы страны, где буржуазия сталкивает лбами искусственно разделенные массы Запада и Востока. А потому мы последовательно выступали за единство между левым движением России и Украины. Не за «единство» под одним общим ярмом, в лоне путинского царства или новой священной империи Евросоюза – а за единство действий против буржуазных режимов двух наших стран. Ленинская практика в решении украинского вопроса, беспощадная к великороссийскому и украинскому шовинизму – которая проявила себя в национальном и культурном расцвете двадцатых годов (когда написал свой стих Маяковский, резавшийся в бильярд с Майком Йогансеном), и, собственно, сформировала и создала нынешнюю Украину – оставалась для нас в этом смысле примером и образцом.
Естественно, эта задача была не по силам одному, пусть даже неплохо сделанному сайту. Однако в совместной работе тех лет были наработаны политические, идейные и личные связи, сыгравшие потом свою роль в развитии украинских марксистских групп. Именно благодаря этому проект начинает сегодня новый этап в своем развитии и работе. И мы с вами можем больше узнать об украинской ночи.
|