«Русское»
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00

Реж. Александр Велединский, 2005 год. По мотивам произведений Эдуарда Лимонова "Подросток Савенко", "Молодой негодяй" "У нас была Великая Эпоха", "Русское", "Мой отрицательный герой"

Фильм «Русское» по Лимонову сильно разочаровал. Сюжет таков: у подростка Эдуарда Савенко (его играет Андрей Чадов, один из героев сериала «Курсанты») нет денег, чтобы сводить девушку (Ольга Артгольц, «Зачем тебе алиби?»), в ресторан. Чтобы добыть вожделенные знаки стоимости, Эдик грабит столовую. Затем, увидев девушку с другим, демонстративно режет себе вены, вследствие чего попадает в «Тихую палату» психбольницы «Сабурка».

Оказавшись широкоэкранным продолжением всевозможных сериалов «о Совке», фильм «Русское» явно не оправдал надежд, с ним связанных. В общем-то это все те же «Дети Арбата» или «Московские окна», которые могли лицезреть российские домохозяйки на протяжении последних трех-четырех лет, несколько облагороженные лимоновским сюжетом и адаптированные под более молодую аудиторию кинотеатров.

Но есть и отличия. В телесериалах кроме «преступлений тоталитарной системы» присутствует также умиление и тщательно дозированная ностальгия по старым добрым застойным временам. В «Русском» ничего подобного нет. Это вполне чернушная демонстрация советского социального дна. В ходе просмотра даже создается впечатление, что мы попали на пятнадцать лет назад и смотрим один из «шедевров» перестроечного кино, торопливо (пока не прошел эффект «запретного плода») показывающего из советской жизни все то, что раньше показывать было нельзя.

Но сегодня хулиганская юность Эдуарда Лимонова, оказывающегося то в бандитской малине, в окружении урок, то в заселенных тараканами коммуналках, то на суровых и неприветливых улицах Харькова неподалеку от душных, провонявших колбасой по 2.20 гастрономов, уже никого не впечатляет, а тем более не шокирует, как она шокировала советского интеллигента 80-х, учившегося в Москве в спецшколе, и которого все жизненные трудности обошли стороной. Всем, кто знает хоть что-то об СССР, ясно, что подросток Савенко, шатающийся в поисках денег по улицам бывшей украинской столицы, через год два устроится работать или учиться, у него будут деньги и на ресторан, и на все остальное. А потом он, простояв пять-шесть лет в очереди, получит квартирку и превратится во вполне благополучного героя «Московских окон». Уголовная среда и попытка самоубийства – это лишь фрагменты, причем весьма нехарактерные фрагменты жизни молодого советского человека. Случай самого Лимонова оказался еще интереснее, ведь неблагоустроенный харьковский подросток стал одним из ведущих писателей современности.

Сегодня вместо советского социального «дна», куда люди попадали весьма редко, и откуда советская система пыталась их за уши вытащить, появилось настоящее социальное «дно», которое еще ждет режиссера, рассказавшего о жизни этого «дна» языком кино. Но в том-то и дело, что советское «дно» есть кому описывать, ведь с советского «дна» поднимались и становились образованными людьми, в том числе писателями, режиссерами, художниками. А со «дна» капиталистической России уже не поднимаются – нюхающий клей в подъезде современный «подросток Савенко» уже не напишет правильно даже свое имя в заявке на социальное пособие, не то, что повесть или роман.

Так что прозрачные намеки авторов фильма на то, что социальные проблемы, показанные в фильме – это что-то такое непреходящее, «русское», искони присущее «многострадальной Руси», пропадают втуне. Сам Лимонов, кстати, посмотрев-таки, как живут «за бугром», перестал писать антисоветчину и выдал на удивление неплохую антибуржуазную книжку «Это я – Эдичка».

Об игре актеров и режиссерских ходах говорить не приходится – уровень сериала «Бригада» - благо, режиссер у «Русского» и многосерийного эпоса о жизни братвы один и тот же (в «Русском» мы также сможем увидеть нашего старого знакомого «Космоса» (Дмитрий Дюжев), он играет спившегося приятеля Савенко). Фильм несколько спасает то, что актеры действуют на фоне прекрасной харьковской конструктивистской архитектуры 20-30-х годов.

Не удержусь от морализаторства. Создатели фильма еще раз доказали, что ставить ранние произведения Лимонова, также как и прочую антисоветскую литературу – сегодня дело неблагодарное. Не цепляет. Все «преступления тоталитаризма» разоблачены. Работа закончена. Более того, эти «преступления» померкли перед капиталистической обыденностью, которая во всей своей привычности более преступна, чем все незаконные репрессии вместе взятые.