В порядке разжигания социальной розни
Прислано Integral 06 2014 01:31:12
Ув. kouzdra воздвиг весьма и весьма годное объяснение конфликта между Украиной и Новороссией как конфликта классового. По его мнению, речь идёт о противостоянии "союза креакла и селюка" "промышленному пролетариату," а форма конфликта есть "горячая гражданская война" в отличие от "холодной", ведомой на пока ещё индустриально развитом пост-советском пространстве.

Имхо, такой конфликт вовсе не надуман, ибо и у креакла, и у селюка есть резоны ненавидеть "городской рабочий класс" - причём резоны разные, а вот предмет ненависти, "за что не любят", один и тот же.

Я бы назвал этот предмет размеренностью: жизнью по часам, гудку, звонку и свистку.

Впрочем, по порядку.

Сначала о селюках. Современный селюк - это отброс общества в том смысле, что он отброс индустриальной машины. Есть такой жеманный анекдот: "чтобы стать интеллигентом, надо иметь минимум три высших образование, причём первое должно быть у дедушки". Так вот, несколько утрируя: селюк после вековой индустриализации - это у кого дедушка и все остальные даже в ПТУ за это время не попали.

Это не означает, что селюк - плохой, худой человек, лишённый доблестей и оснащённый пороками. Это всего лишь означает, что по каким-то обстоятельствам (случайным, закономерным, свидетельствующим о своих/чужих пороках или добродетелях - неважно) он оказался отсеянным входным фильтром индустрии.

Селюк вынужден жить в ритме, задаваемом природой. "Сколько тонн клевера от каждой курицы-несушки будет засыпано в закрома после обмолота зяби?"(с) Какая погода, накормлена ли скотина, вывезено ли скотское дерьмо в поля, на траве ли дрова посреди двора... "На святого Пафнутия петух кукарекал, значит, быть холодной зиме". Опять же, утрирую и впадаю в шарж и гротеск, но, полагаю, мысль читателю ясна.

Отсюда совсем не является странным, что "селюк" завидует "пролетарию", поднимающемуся на работу по звонку будильника, каждый месяц получающего в кассе деньги и воспринимающего слова "готовь сани летом" как иносказание. Селюк может быть богаче и самостоятельнее (и это вполне себе достоинства), но у пролетария, городского человека a.k.a. "москаля" жизнь легче и проще.

И селюк хочет занять это место. Не идти в ПТУ, - поздно уже, да и что-то понимать в москальской жизни только внук начнёт - а устроить себе город в деревне. Чтобы были высокоточные автоматические доильники, роботы-навозовывозители, электроплуги и климат-контроллер на десять гектаров "Девятый сон Веры Павловны". Самому же ходить на работу в будни по звонку будильника, а на выходные идти в театр и боулинг.

Эти мечты, кстати, единственный сколько-нибудь типичный частный мотив, на который администрация может опереться, развивая местное сельскохозяйственное производство. Ибо на высокие идеалы "продовольственной независимости страны" селюк положит буй с флажком и в отсутствие уполномоченного НКВД будет совершенно прав.

Проблема в том, что высокоточные электроплуги можно либо сейчас купить в волшебной Европе, либо сделать самим лет через сто, а всё это время давать деньги городским москалям, пока они до тех плугов додумаются. Выбор очевиден: денег городским не давать, с Европой подружиться взасос, чтобы отдали электроплуги даром, и вообще города с заводами срыть нахрен, а то там только наше сало жрут.

Остальное - рационализация. Скажем, в ответ на вопрос "а зачем городская жизнь в деревне нужна тем, кто не в деревне", следует рассуждение: мол, мы такими волшебными технологиями вырастим экологические чистые чернобыльские яблочки, их на Фиджи и в Гренландии будут покупать на вес золота, и все станут богатющие без вот этих ваших фабрик.

Демонизация оппонента прилагается: скажем, Украине особенно повезло с "Голодомором", который тамошние толкователи ухитрились заточить под химически чистое выступление города против деревни.

На индивидуальном уровне такие представления легко превращаются в осознание исторического шанса вырваться из деревни (через бегство отсюда или благоустройство на месте): шанса, который дедушка некогда пролюбил. А за "второй шанс", знаете ли, драться не стесняются и правильно делают.

Теперь о креаклах. Это тоже отбросы, тоже отбросы индустриальной машины и тоже вовсе не обязательно плохие люди. Просто они - и, вполне вероятно, их предки начиная с дедушки - тоже не прошли фильтр, только не входной, а фильтр перед контуром управления.

Проще говоря, креаклы - это несостоявшееся начальство, неслучившиеся бизнесмены, обломавшиеся карьеристы, дисквалифицированные обладатели "корочек", работающие не по специальности и т. п.. Ещё раз, медленно: это не означает, что "они плохие"; это даже не означает, что они обязательно недовольны жизнью; это означает только, что они не прошли на "хорошие места". Очень разные вещи.

Проблема креаклов с индустриальной машиной в том, что та самим своим существованием накладывает на места, которые креаклы занимают, дополнительный, ни разу не нужный креаклам регламент.

Проще говоря, они должны подниматься в шесть по звонку будильника не потому, что они так лучше будут работать и жить, а потому, что так работают всякие индустриальные смежники по причинам, потерянным во мраке индустриализации восемьдесят лет тому как.

Они как раз, в отличие от селюков, хотят жить "по природе", только по уже сложившейся "второй природе", городской. И жить даже не как хлебороб, а как охотник или собиратель.

Вновь призову на помощь хамский гротеск. Проснулся не по звонку, а когда надо; понюхал воздух, уловил тренды; послушал колебания фондовых индексов; неброско оделся по завтрашней моде; выиграл карманных денег на бирже; то ли добрёл, то ли домчался по свободным дорогам до работы, уткнувшись в твиттерявый смартфон; на работе сдизайнил бренд, который цветом и изгибами принесёт триллиарды; поработал с провинциальными клиентами, с трогательной детской наивностью тянущимися к цитатам из Дэна Коэльи; по пути с работы, не вылезая из смартфона, заточил в кафешке плесневелого сыра с братьями по разуму, обсудил с ними кьеркьегорский фэншуй... и так далее.

А индустрия с промышленностью, все эти грохочущие железки и прилагаемые к ним однообразные работяги в спецовках - мешают. В буквальном смысле ограничивают свободу. Так что можно всю эту индустрию куда-нибудь подвинуть, чтобы не застила?

Далее поехала всё та же рационализация. Как проживём без индустрии? Замечательно проживём, будем продавать выращенные селюками яблоки на вес золота, а заодно просвещать и облагораживать упомянутых селюков. На вырученные деньги купим смартфоны и будем на них работать, поражая мир своим креативом, берущим начало из трёхсоттысячелетней истории нашей страны, и качая с оного креатива триллиарды.

С демонизацией противников этих замечательных идей дело обстоит ещё проще, чем у покамест необлагороженных селюков: образованный человек на врага не только пальцем покажет, но ещё врага и разъяснит - титушки, нанятые Путиным, пандугеть, лугандоны, кондиционер, абырвалг, корректировщики огня ЗРК "БУК"... Это вообще креатив, то есть то, что креакл предположительно должен уметь делать.

Любые существующие различия креаклом будут преувеличены до размеров Большого каньона: так, скажем, конфликт между западенской деревней и городами Новороссии легко становится "агрессией России против Украины", пятой или какой там по счёту войной Украины против извечного монголокацапского ужаса.

На индивидуальном уровне креакл осознаёт ситуацию "второго шанса" ещё лучше селюка, ибо все фильтры делаются в городе, и как минимум кое-что по их изготовлению и работе креаклу понятно. Там, где селюк просто готов бороться за лучшее место под солнцем, креакл может сообразить, как это сделать наиболее эффективно.

Так что, как видите, креаклы и селюки в таком раскладе дружат против работяг совершенно естественным образом (с поправкой на понимание креаклами границ естественного). Их силы и слабости дополняют друг друга, у них общий объект приложения усилий и при этом разные выгоды от успеха этих усилий. Союз, заключённый на небесах.

Наконец, о цене этого союза. Не об ужасе-ужасе-ужасе, который он якобы несёт (кому и Фредди Крюгер жених), а просто о цене победы над работягами.

Если работающие по звонку работяги, при всей своей нефэншуйности, обширно присутствуют в обществе, и в них не плюют при встрече, то это ведёт к распространению в обществе их доблестей, их достоинств - главное из которых та самая размеренность, взятая в человеческом измерении.

Не сельская обстоятельность, которая в городе называется прокрастинацией и вызывает у окружающих сложные чувства, а именно внутренняя дисциплина, позволяющая соизмерять свои усилия, распределяя их на пути к поставленной цели.

Если хотите, то индустриальная дисциплина есть распространение на широкие массы дисциплины, на которой некогда поднималась европейская аристократия (разумеется, в той форме, в которой массы способны её усвоить).

То бишь это качество, необходимое для переформирования так называемой "элиты" независимо от сферы общественной деятельности, в которой такое переформирование надобно.

Подчеркну: качество, необходимое именно для запуска процесса. Для стран, где "элита" уже есть, и давно, для стран поднявшихся, оно, наверное, маловажно.

А вот для страны, желающей подняться и поиграть с большими мальчиками, в настоящее время нет иного пути, кроме как через работяг, чиновников, "технарей" и усвоивших от них внутреннюю дисциплину гуманитариев - сначала хотя бы и плохоньких.

Если работяг загнать под плинтус и выгнать их работать куда подальше из страны, показывать на них пальцем и величать быдлом-ватниками-титушками-совками, подчёркнуто презирать их доблести, систематически ломать городскую инфраструктуру... то в обозримом будущем эта страна не поднимется. Ни на каких яблочках, ни каком креативе. Дыхалки не хватит. На фейерверки изойдёт.

И в заключение. То же самое можно изложить и осмыслить словами, креаклам и селюкам необидными, благо к этим классам я ненависти не испытываю. Более того, некоторые важные вещи я в изложении опустил. Например, в "креаклах" ходят и те, кому зарубили жизнь только потому, что её зарубают конкретной социальной или национальной группе (да, русских людей обижают). Или, скажем, нежелание деревенского жителя быть кормом для строительства ракет и перекрытия Енисея не является чем-то неприличным и экстраординарным. Плюс я не применяю изложенное к РФ, хотя сказать тут можно многое.

Я всего лишь подробно изложил собственное понимание чужого предположения, которое нахожу многое объясняющим в конфликте Киева и Новороссии: тональность пропаганды с обеих сторон, те или иные политические ходы и даже военные приёмы. Изложил, оставив в стороне рацеи на тему того, кто конфликт раскачал, кто на гребне волны катается, и зачем это всё нужно.

Спасибо за внимание.

источник