Неверие для верующих и вера для неверующих
Прислано Integral 24 2012 17:55:39
Позиции в споре между верующим и неверующим неравноценны по значимости.
Для истово верующего как вера, так и неверие имеет экзистенциальное, основополагающее значение.
Ставит его под вопрос, так сказать.
Смысл жизни и всё такое.
Перейти из веры в неверие - аналог предательства.
Потому-то Кураев и пишет об атеизме: "кем-то его неверие переживается как горе и как повод для мозгового штурма".
А некогда он говорил, что атеизм - частный случай греха отчаяния.
Собственно, именно так из веры и должен восприниматься атеизм - как трагедия.
Для неверующего же индивидуальная вера - причудливый прибамбас, чудачество, как раньше говорили - суеверие, предрассудок. Иногда просто продукт неразвитости, но среди "образованных" - именно закидон такой.
Есть вегетарианцы, которые мясо не едят, есть йоги, садящиеся в разных неудобных позах, есть любители ролевых игр, представляющие из себя разных персонажей, есть люди, уверенные, что скоро инопланетяне прилетят.
А есть православные, которые и мясо в определённые дни не едят, иногда в храмах и дома в неудобных позах на коленках стоят, представляют себя в фантастическом антураже из добрых и злых духов и душ и уверены, что некогда за ними явится Богочеловек-Спаситель и всю эту котовасию земную завершит.
И ладно.
Всё бы ничего, если бы подобно вегетарианцам, йогам, ролевикам и уфологам эти свои привычки они не пытались навязывать всему обществу (правда, вегетарианцы тоже в последнее время не особо тихо себя ведут, но может быть, это у них пройдёт).
Если бы индивидуальная вера не претендовала на статус социальной и политической силы.
А так - на индивидуальном уровне, когда у верующего нет желания всех окружающих обратить, просветить и зажить-таки в "православной стране" - религиозность представляется обычным тараканом в голове, не лучше и не хуже других тараканов.
Быть может, с тараканами-то оно даже и веселее в каком-то смысле жить.
Праздник каждый день.
А общество исключительно разумных людей было бы скучным.
Неверие для неверующего представляется просто здравым смыслом, наподобие того, что в дождь лучше выходить с зонтиком, а то промокнешь, а в напёрсток играть не стоит - проиграешься.
Едва ли тут есть что-то экзистенциальное - не верить во всякую дичь.
Время и силы экономятся, это да.
Не надо совершать долгие и утомительные ритуалы, налагать на себя пищевые, сексуальные, какие-то поведенческие запреты. Без этого всего жить проще и приятнее.
Но в целом - что по большому счёту, радикально - для неверующего изменяет в человеке вера? Да ничего особенного. Если уж совсем вера не изуверская и не превращается человек в зомби, готового убивать.
Вот некоторые женщины истощают себя похудательными диетами ещё побольше, чем монахи.
А есть политические активисты, которых хлебом не корми - дай посидеть в кутузке, да чтоб полицейский дубинкой как следует огрел, без этого не чувствуют себя состоятельными. Это уж похоже на средневековых фрагеллянтов, а ведь их сейчас среди верующих практически нет.
Поэтому, если иные верующие и думают, что с ними ведётся некая битва, где полем выступают сердца людей, то они сильно заблуждаются, перенося свои представления в чужие головы.
Клерикализм в обществе - да, вещь неприятная и вредная, и он должен быть преодолён.
И я думаю, он будет преодолён, не только в России, но и во всём мире.
Но индивидуальная религиозность - глубоко частное дело и она, полагаю, будет сопровождать человечество если не вечно (а может быть и вечно), то очень, очень долго.

источник