О необъективности бездушных тестов
Прислано Integral 12 2012 16:05:39
Помнится, я уже упоминал, что отношусь к сторонникам стандартизированных образовательных тестов, к которым относится и ЕГЭ, а стоны а-ля "ЕГЭ уничтожил наше образование, верните обратно тёплые ламповые экзамены" рассматриваю как реакционные.

Я тут читаю увлекательную книгу Джоны Лерера "Как мы принимаем решения", и нашёл отрывок, который хорошо иллюстрирует некоторые причины, в том числе и по которым я занимаю такую позицию:

В другом исследовании психологам-консультантам в колледже сообщили большой объём информации о группе старшеклассников. Затем их попросили предсказать оценки этих подростков во время обучения на первом курсе. Консультанты получили доступ к табелям успеваемости, оценкам за тест, результатам личностных и профессиональных тестов и вступительным сочинениям в колледж. Им даже разрешили встретиться с учениками, чтобы лично оценить их "учебные таланты". Имея доступ ко всей этой информации, сотрудники колледжа были полностью уверены в том, что их заключения точны.

Психологи-консультанты соревновались с элементарной математической формулой, включающей только две переменные - средний балл ученика за время его обучения в старших классах и количество очков, которое он набрал за один-единственный стандартизированный тест. Все остальное умышленно не бралось в расчет. Разумеется, предсказания, сделанные формулой, были гораздо точнее предсказаний, сделанных сотрудниками колледжа. Эти "человековеды" пропустили через себя такое количество фактов, что перестали понимать, какие из них на самом деле важны. Они шли на поводу у призрачных взаимосвязей ("Она написала хорошее вступительное сочинение, так что она будет писать хорошие сочинения в колледже") и попадали под влияние бесполезных деталей ("У него такая милая улыбка"). Хотя дополнительная информация, проанализированная сотрудниками колледжа, придала им большую уверенность, на самом деле она привела к менее правильным предсказаниям.

От себя добавлю, что ещё в школе я обратил внимание на тотальную необъективность учителей. Одним ученикам оценки систематически завышались, другим занижались, одним приписывалось полное отсутствие креативности, от других наоборот ожидалось необыкновенное буйство фантазии.

Абсолютно идентичные работы (например, полученные в результате списывания друг у друга) получали разные оценки. В точных науках это особенно бросалось в глаза, но и на уроке литературы я испытал некоторое смущение, когда получил за сочинение традиционную 5 с комментарием "очень интересная работа", а девушка, от которой ожидался гораздо худший результат, за такое же по содержанию сочинение - 3 с комментарием "ты сама себе противоречишь".

Это уж я не говорю про учительское заклинание "онжеидётнамедаль", магическим образом прибавляющее балл к любой оценке. В параллельном классе был случай, когда ученикам пришлось коллективно требовать от учительницы снижения оценки идётнамедалю, который получил 5 за диктант, несмотря на несколько ошибок.

Так что только стандартизированные тесты (и в том числе ЕГЭ), могут спасти подрастающее поколение от комплексной и взвешенной оценки их способностей и знаний специалистами. Ближайшим аналогом которой по точности является гадание на кофейной гуще.