главный праздник, который мы потеряли
Прислано Integral 16 2012 14:43:37

Как любое молодое государство Российская Федерация нуждается в собственных традициях и праздниках. На роль объединяющих всех дат претендовали и и советские “красные дни календаря”, и православные Рождество и Пасха. В сухом остатке все, что мы имеем сегодня, идеологический стержень, вокруг которого строится скелет Федерации – это День Победы. Причем бытует он в тех формах, которые сложились в брежневскую эпоху, с помпезными парадами, с постоянными отсылками к нашему великому прошлому, с телевизором, в котором крутятся одни и те же военно-патриотические фильмы.

Спору нет, 9 мая – очень хороший и важный праздник. Он пользуется у людей заслуженной популярностью. Но все же сегодня находятся и те, кто пытается оспорить его. Хуже того, мы не придумали, как конвертировать 9 мая в настоящее и будущее. Ветераны войны уходят, а взамен им остаются георгиевские ленточки. Государство не может строиться лишь вокруг идеи воинской доблести предков. В XIX веке Россия торжественно праздновала победу в первой Отечественной войне 1812 года. Про Бородино мы и сегодня вспоминаем, но вряд ли оно поможет помочь нам сформировать и увидеть образ той России, в которой нам хотелось бы жить.

Российская Федерация в этом смысле находится в уникальной ситуации. В отличие от других государств, появившихся на карте в XX веке, у нас нет опыта национально-освободительной борьбы против более сильной империи (оккупация 1941-1944 годов не в счет). День независимости для России очень подозрительный праздник, в то время как для Польши, Украины или Индии именно он является фундаментом государственной идеологии, понимание которой вполне доступно жителям страны. Что же остается нам, если война осталась в прошлом, и если у России не было собственной империи-угнетательницы? Какими символами мы можем гордиться по праву? Какой вклад внесла наша страна в развитие цивилизации?

Ответ, конечно, напрашивается сам собой, достаточно лишь правильно сформулировать вопрос. Мудрые правители России сделали бы главным праздником страны 12 апреля, день космонавтики.

У этого праздника много преимуществ. Советский лозунг гласит: “Космос – наш”, – но это универсальный тезис, где под “нами” одновременно подразумеваются и жители страны – космического пионера – и все человечество. Этот праздник объединяет всех. И православных, которые видят в исследовании космоса познание замысла Творца. И атеистов, которые видят здесь научный прогресс. И представителей всех бывших советских республик, всех этносов. Даже националисты-прибалты и то, наверное, были бы не против разделить частицу славы с Юрием Гагариным. Прагматики вспомнят, что освоение космоса потребовало множества новых технологий, которые затем вернулись обратно на Землю. Например, технология GPS появилась, когда американцам надо было вычислить местонахождение советского спутника.

Против космоса и этого праздника космоса не может выступить никто. Он рассказывает о чем то большом и великом, важном для всего мира, и о России – в лучах этой космической славы. День космонавтики – мирный праздник, он не связан с войной, он говорит о сотрудничестве людей.

Почему Россия не инвестировала в этот день свои интеллектуальные ресурсы? Почему не постаралась построить вокруг космоса государственную идеологию? Почему у в наших школах есть предмет “Основы православной культуры”, но нет предмета “История космонавтики”? Почему 12 апреля, день реальной независимости России от земной гравитации, не объявлено праздничным днем?

В “девяностые” годы всем было не до космоса. Все мальчики мечтали стать бандитами, а девочки проститутками, и рассуждать о космонавтах было как-то нелепо. Космос стал тогда издевкой, описанной в повестях Пелевина. И пока 12 апреля не вернулось в ореоле славы, своего подлинного величия, наши “девяностые” продолжаются.

 

Источник