в поисках “нового народничества”
Прислано Integral 09 2012 17:14:52

Поражение российской оппозиции в начале марта продемонстрировало, что тактика “Болотной” не работает. Оказалось, что при помощи веселых плакатов и флешмобов новые политические системы не создаются. Оказалось, что просто выйти на улицу мало, и что у митингов должны быть реальные цели и реальные лидеры. А ключевой вывод состоял в том, что талантливый и острый лозунг момента “Вы нас даже не представляете”, выдвинутый в декабре 2011 года стихийной оппозицией и обращенный к власти и “нелегитимно избранной Думе”, в гораздо большей степени относится к остальной России. К большой стране, лежащей за границами “креативной жизни”. К обществу, которое абсолютно чуждо сегодня московской интеллигенции.

Риторика власти в ходе последнего электорального цикла была направлена именно на защиту “малых сих”, так называемого простого народа, от всех возможных бед – нищеты, американцев, Навального, грузинского вина, “оранжевых”. Народ проголосовал за стабильность. И когда эйфория пала, самые умные из оппозиционеров поспешили признать, что зашли в тупик.

В замкнутом цикле русских вопросов – “кто виноват?” и “что делать?” – совершился очередной переход от первого ко второму. Оказалось (какое открытие!), что дело совсем не в фигуре Путина. И что переход к демократии не происходит в результате острого эстетического переживания, которое испытывает узкая группа лиц. Даже если это очень креативное переживание.

Итак, что делать московским интеллигентам сегодня, чтобы через шесть лет выбор народа оказался более современным и европейским? Именно этот вопрос сегодня является самым острым в “тусовке”. Первым по теме выступил гуру Сапрыкин, который еще в начале марта заявил о том, что если смешными картинками на митингах Путина победить не удалось, если народ отвернулся от оппозиции, то это совсем не значит, что народ плох. Это значит, что мы его недостаточно любили. Недостаточно, если использовать аналогию Сапрыкина, ухаживали за народом, рассказывали ему о лучшей жизни, о преимуществах айфона перед шансоном. Сейчас у нас будет второй шанс.

Ту же риторику развивает и Андрей Лошак, правда с запозданием почти на месяц. Лошак в среде оппозиционеров имеет статус вдумчивого и ответственного автора, не трибуна, и специализируется он как раз на текстах в формате “что делать дальше”.

Лошак называет свою позицию “новым народничеством” и отсылает к Герцену. Здесь он, однако, заблуждается. Русские народники XIX века собирались не столько учить народ “голосовать против Путина”, то есть контексте того времени бороться с самодержавием, сколько самим учиться у народа основам социальной жизни. Для народника крестьянская община представляла интерес вовсе не потому, что она потенциально может превратиться в европейскую ферму, а как раз по противоположной причине. Община должна была защитить Россию от ужасов западного индустриального капитализма. Иными словами, хотя многие из народников и считаются западниками в школьном смысле слова, они все же выступали за особый путь для страны. Чего ни у Сапрыкина, ни у Лошака, ни у их читателей сегодня нет совсем. Народ “за пределами Садового кольца” превращается в тексте Лошака в безмолвную и мертвую биомассу, открытую к живительным словам телевизионщика. Надо просто приехать и поговорить. Источником активности является интеллигент, он же является и целью, и бенефицаром. Народ тут – просто потенциальное средство против Путина.

“Новые народники” разительно отличаются в этом смысле от “старых”, которые мечтали не только о том, что мужик “понесет с базара Белинского и Гоголя” (в новой версии, наверное, Акунина и Парфенова), но и о том, чтобы у мужика чему-то научиться. “Новые народники” учиться не хотят и даже проблемы такой не видят. В чем причина такого положения вещей? По-моему, в том, что народ для “новых народников” – это скорее красивое слово, написанное тончайшей кисточкой из верблюжьей шерсти, чем реальные люди. Народничество становится здесь еще игрой означающих, как и нынешний “фашизм” или нынешний “коммунизм”, не более того. Поэтому и не предполагается обратной связи и опыта “снизу вверх”. Нельзя же надеяться, что серьезные слушатели песни Васи Обломова “Еду в Магадан” чему-то и вправду нас научат.

Более последовательной в данном контексте выглядит позиция Юлии Латыниной, которая прямо заявляет, что для спасения демократии в России необходимо ввести избирательный ценз. Так, чтобы голосовали только самые достойные, т.е. сама Юлия Леонидовна и группа доверенных лиц.

Точки зрения на “что делать” у Сапрыкина и Латыниной вроде бы считаются противоположными, но на самом деле это не так. По сути, у Латыниной речь идет просто о более эффективной реализации сценария “нового народничества”, который избавляет интеллигенцию от мучительных выездов за пределы Садового кольца и малоприятного общения со Светой из Иваново. Латынина предлагает устранить основную проблему “народничества” – реальность российского народа. Лошак ведь и так знает, что нужно делать и как нужно жить. Он зачем-то хочет рассказать об этом населению, чтобы оно тоже начало жить и голосовать правильно. Но зачем этот нелепый ритуал, если можно просто элегантно поменять правила игры, как предлагает Латынина? Народ уже живет в нашем сердце, ne quid nimis.

Еще одна странная идея “новых народников” заключается в том, что народ якобы можно отыскать только в оффлайне. Это продукт еще одного мифа о том, что в интернете собираются образованные и умные, активные и оппозиционные, а остальная, “глупая Россия” – смотрит телевизор и в интернет не ходит. Эта аберрация идет от наших сетевых привычек. В начале дня мы заходим на свою страницу в Facebook и видим все эти милые, утонченные лица. А Светы из Иваново у нас во френдах нет. Дальше мы обобщаем наш сетевой опыт до масштабов государства. В то время как в 2011 году, по официальным данным, 46% населения России было подключено к сети, и с каждым днем эта цифра растет. Могут ли “народники” похвастаться, что привлекли на свою сторону 46% онлайновых граждан страны? Могут ли они, с другой стороны, утверждать, что в России почти половина – умны, образованы, самостоятельно думают? Вопросы риторические.

“Новые народники” не имеют собственной телевизионной картинки и шансов ее получить в обозримом будущем. Им страшно выбираться за пределы Садового и, что самое примечательное, – они проигрывают битву за интернет. В Рунете большая часть трафика социальных сетей генерируется отнюдь не Facebook, а “Одноклассниками”.

Вот тот народ, который нужно любить. Приветики, Лошак. Как дела?

 

Источник