Другие времена
Прислано Integral 14 2012 19:13:25
Нынешние события сравнивают с временами перестройки пока ещё реже, чем женщину с цветком, а месяц с серпом, но ненамного. 

Да, сходство налицо. Но ведь мы в обоих случаях имеем дело с переломной эпохой, когда становится ясно, что старый порядок себя исчерпал и должен быть заменён (другой вопрос, чем). Подобные времена всегда имеют много типичных черт, вроде массовых народных выступлений - как у большинства людей количество рук и ног примерно одинаково.

Так что сходство - фигня. Куда интереснее, да и существеннее, различия. На одно из них я и хочу обратить ваше просвещённое внимание.

СССР за многое можно похвалить, за многое и поругать. Но нужно отдать ему должное: в его основе лежала идея рационализма. Он был построен на том, что мир постижим и объясним, что человеческий разум потенциально всемогущ. И ведь учили же людей мыслить рационально, в том числе и применительно к общественным процессам. Занудно, конечно, учили, ставя науку на службу политике - но учили.

К сожалению, получилось не сказать чтобы очень. Уже во второй половине 80-х от советского рационализма мало что осталось. Народ толпой повалил в церковь, началось массовое увлечение астрологией, на телеэкране замелькали Кашпировские, Джуны, и разные прочие Чумаки. Люди, не верящие в разум, готовы были верить во что угодно. Сон разума, как и следовало ожидать, породил чудовищ.

То же самое и в политике. Вместо того, чтобы проанализировать положение дел, понять, в чём состоят их интересы и как их лучше осуществить - люди почему-то решили, что Ельцин хороший, и нужно, чтобы он пришёл к власти. Потом Ельцина так же массово возненавидели - но уж для этого-то были вполне вещественные причины.

Перенесёмся в наши дни. Вы сейчас наблюдаете что-нибудь подобное? Я - нет. Напротив, власть-то как раз пытается использовать иррационализм, предлагая массам державническо-религиозную муть. Но спрос на такой товар всё меньше и меньше.

А вот, по выражению Белковского, РОГ (русский образованный горожанин) - это по большей части рационалист и скептик. Он отказывается принимать на веру всё, что не испытал разумом. И при этом понимает, пусть пока и не до конца, что спор идёт не об идеалах или принципах, а об интересах.

Поэтому сейчас немыслимо, чтобы масса вдруг бездумно влюбилась, например, в Навального, как тогда - в Ельцина. Это другие люди, и живут они в другое время.

Что не может не внушать некоторый оптимизм. Осторожный, конечно, но всё-таки...

Источник