О Настоящей Жизни и пустых прилавках
Прислано Chaotickgood 02 2011 23:52:55
Читал я недавно такую историю. В СССР, в пионерский лагерь, приехала делегация чехословацких пионеров. Дело было уже после 1968 года и чехословацкие пионеры приехали изрядно недовольными и с соответствующим отношением к пионерам советским.

И привезли с собой чехословацкие пионеры жевательную резинку в разноцветных упаковках. Советские пионеры просили с ними поделиться, но хозяева резинки придумали получше. Они стали кидать эту жевательную резинку из окна - добившись того, что советские пионеры ползали в траве на коленях, дрались друг с другом и кричали наверх смеющимся чехословацким пионерам "ещё! ещё!"

Прочтя эту историю, я задумался, почему советские дети предпочли явное унижение? Что такого они видели в этих разноцветных жвачках?

А видели они в них - Настоящую Жизнь.

Моя мысль сводится к тому, что практически у каждого человека, говоря суровым техническим языком, есть функция, которую он готов оптимизировать любой ценой. Не считаясь ни с собственным достоинством, ни с благополучием близких людей, ни с моральными принципами. Разумеется, есть и сдерживающие факторы - в первую очередь то, что 95% людей, не привыкших ни рефлексировать, ни, положа руку на сердце, думать вообще, просто не осознают, в чём состоит их фундаментальная потребность. Но потом происходит какой-нибудь внезапный случай и...

У клинических наркоманов всё просто, у них Настоящая Жизнь измеряется в децелитрах и вводится внутривенно. Но наркомания - это крайний случай, который своей наглядностью только затемняет смысл происходящего.

Человек может видеть Настоящую Жизнь в осмысленности происходящего или в победе над страхом смерти - и столкнуться с подходящей религией. После чего он оставит семью, друзей и работу, и навсегда утонет в тёмном океане мистических откровений.

Человек может видеть Настоящую Жизнь в достижениях и развитии - World of Warcraft даст ему и то и другое.

Человек может видеть Настоящую Жизнь в спонтанной любви другого человека. Так и появляются женщины, которые на третий день романа с незнакомцем бросают мужа с детьми и уезжают в отдалённые края. Также, кстати, получаются и нытики, выклянчивающие эту любовь чем угодно, от хорошего поведения до угрозы самоубийства.

Может быть и ещё проще. Настоящей Жизнью может казаться жизнь городская или заграничная - так появляются девушки, тащущие в постель любого городского или иностранного мужчину.

Человек может почти неосознанно считать Настоящей Жизнью большие деньги или успех у противоположного пола - и когда рядом с ним появятся мошенники, предлагающие это на условии "только сначала вы чуть-чуть заплатите", с радостью отдаст им все деньги, до которых дотянется.

Их даже трудно упрекать. Они всего лишь поступают в согласии со своей натурой. Даже понимая, как в последнем примере, что это явный обман - ставки слишком высоки, на кону Настоящая Жизнь.

Всем этим людям просто не повезло: они нашли себя.

В истории же, которую я рассказал в начале поста, всё просто. Потребительский дефицит в СССР привел к тому, что для советских детей Настоящая Жизнь блеснула цветными бумажками - посреди субъективно серой непотребительской действительности. Да, в общем, и не только детей

В семьдесят третьем году мы едем в Западный Берлин через Польшу и Восточную Германию. Всю дорогу ты сидишь мрачный и напряженный. Возле гостиницы ты выходишь из машины, и тебе непременно хочется посмотреть Берлин - этот первый западный город, где мы остановимся на несколько часов. Мы идем по улице, и мне больно на тебя смотреть. Медленно, широко открыв глаза, ты проходишь мимо этой выставки невиданных богатств - одежды, обуви, машин, пластинок - и шепчешь: 
- И все можно купить, стоит лишь войти в магазин... 
Я отвечаю: 
- Все так, но только надо иметь деньги. 
В конце улицы мы останавливаемся у витрины продуктового магазина: полки ломятся от мяса, сосисок, колбасы, фруктов, консервов. Ты бледнеешь как полотно и вдруг сгибаешься пополам, и тебя начинает рвать. Когда мы наконец возвращаемся в гостиницу, ты чуть не плачешь: 
- Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них все есть, а мы победили, и у нас нет ничего! Нам нечего купить, в некоторых городах годами нет мяса, всего не хватает везде и всегда!" 

Марина Влади, "Прерванный полет"

Депривация потребления - болезненная штука. Одно дело - сознательный отказ от потребления, другое - отказ вынужденный. Можно сколько угодно говорить о преимуществах советской экономики, но в принципе, уже видно, что обществу легче смотреть на 20% голодающих, чем на пустые прилавки магазинов. 

Всем левым стоит всегда держать это в голове.