высоко мотивированные профессионалы
Прислано Integral 05 2011 13:55:58
Давно уже подмечено, что главная сила капитализма состоит вовсе не в его способности ко всесокрущающей эксплуатации, понятой в классическом марксистском духе как страдания, физическое угнетение, невозможность передохнуть и минуту от тяжкого труда. Все это по-прежнему существует, но скрыто на периферии, где-то во внутренних карманах френчей улыбчивых китайских товарищей. На острие, в сердце современного капитализма находится совсем иная стратегия. Капитализм говорит тебе, что быть встроенным в него - это fun, качественное, разнообразное удовольствие, которое только и может сделать твою жизнь по-настоящему полной. Бежать от такого капитализма, сопротивляться ему - это все равно, что отказываться от своего "подлинного я", это предательство твоих собственных, аутентичных интересов.

Об этом еще в конце 70-ых годах с горечью писал Делез. Европейские юноши, с которым он сталкивался, с гордостью и радостью говорили о себе как о "высоко мотивированных профессионалах". Быть мотивированным в данном контексте - значит быть покорным, безропотно выполнять те требования, которые ставит перед тобой машина капитала, очень много работать, и - благодаря системе кредитования - еще больше потреблять. Дух революционной борьбы и бунтарства не просто сошел на нет, он сам стал всего лишь одним из брендов, функция которого сводится к повышению продаж. Футболки с Че Геварой - символ такого подхода. Лучшие мозги в современном мире естественным образом инвестируются в нахождение все более изощренных стратегий капиталистического накопления. Самые сильные студенты Высшей школы экономики, к примеру, идут на "продажные" специальности, менеджмент и маркетинг, с восторгом обсуждая в социальных сетях разнообразных "гениев продаж". Но и этого мало, капитализм не просто берет себе наши мозги и нашу жизнь, он еще предлагает испытывать от этого радость. И у него получается.

Твоя радость - заранее просчитана маркетологом, живущим на другом конце света. То, как ты будешь ее испытывать, как долго и интенсивно она длится, какая она на вкус, и что ты сумеешь рассказать об этом друзьям, - это тоже заранее известно. На этом основано то, что ты просто обязан покупать те или иные вещи. Твои достоинства, добродетели, вкусы, мечты, - все вложено в упаковку товара, который ты непременно - у тебя просто нет выбора - купишь. Капитализм уже не эксплуатирует тебя, он дает возможность быть стильным, быть уникальным, быть классным.

Чистым и наиболее успешным представителем этого подхода является, разумеется, Apple. Люди с радостью, в течение многих лет работают практически исключительно на благосостояние Стива Джобса и его компании. Каждый уважающий себя представитель низшего среднего класса в развивающихся странах, индийские клерки, бразильские коммивояжеры, российские блогеры, мечтает иметь всю линейку продукции Apple, обязан обновлять ее и следить за новинками. У вас должен быть iMac, MacBook, iPhone, iPod и iPad и обязательно Time Capsule. Пока чего-то из списка не хватает, вы не можете гордиться своей уникальностью. Вы не можете позволить себе жилье, не всегда способны купить автомобиль, и вам очень трудно выстраивать отношения с людьми. Но зато вы можете инвестировать значительную часть своего годового дохода в компанию Apple. Более того, вам от этого хорошо.

Источник