Религиозные игры
Прислано Integral 05 2011 21:10:07

Я с умилением вспоминаю годы моей религиозности, и мне часто бывает жаль, что мы уже не дружим с теми людьми, да и не общаемся. Приятные ведь были люди.
Долго я размышляла, а что же для них-то значит "все это"? 
И мне кажется, понимаю, есть такая вот фишка, очень распространенная именно среди людей религиозных.

Человек религиозный хорош уже тем, что он хоть бессознательно, но понимает простой факт - наша жизнь сама по себе, как она есть - просто кошмарна. Помните, я об этом писала, как у Пелевина те, кто постиг суть жизни, начинают громко кричать и так проводят остаток дней своих.
В общем, переносить эту жизнь с ее болью, с вот этими блин людьми, с жестокостью, хамством, враньем на каждом шагу, конкуренцией, да просто даже болезнями и смертью - человеческому разуму невыносимо.
Тут есть конструктивный выход для психики: начать активно действовать, меняя эту жизнь.Свою собственную, социальную, жизнь вообще. И в таком случае даже то, чего ты поменять не можешь, выглядит уже совсем как-то по-другому.

Но большинство почему-то не доходит до этого конструктивного выхода. В то же время не хочется тихо гнить в депрессняке. Поэтому люди начинают ИГРАТЬ.
Но всякие ролевухи, фантастика и все такие дела - этого недостаточно. Это просто хобби. Есть конечно этакие мальчики Банананы: "а жизнь - это просто окошко, в которое я время от времени выглядываю". Но как бы с возрастом это проходит, жизнь начинает массированный артобстрел, и делать с ней уже что-то надо, деваться некуда.
Однако есть и лазейка - как стать взрослым, "жить жизнью", но и в то же время продолжать в нее играть.
Надо просто поверить...

Ну вот представьте, что группа людей на абсолютно полном серьезе поверила, скажем, в реальность Звездных войн. Они образовали Совет Джедаев, нашли где-нибудь книгу "мудрые наставления мастера Йоды", учат ее наизусть и обсуждают; тренируются, развивают в себе джедайские качества; ну и высматривают ситтхов. Вся их жизнь подчинена этому, детей сразу начинают учить джедайским штучкам, а может, проводят среди них отбор; случающиеся неприятности объясняют астральными проделками ситтхов и т.д.
И так - десятилетия, всю жизнь. Они ВЕРЯТ. Как Ассоль в алый парус. Сказочно и беззаветно.

Глупо? Ну среди эзотериков такого добра полно. Не так же ли глупо верить, например, в "Розу мира" и все, что там описано? А ведь верят и жизнь свою строят по этой книге. Но там ничего такого уж совсем мерзкого нет; а есть ведь секточки по самым разным "духовным произведениям". Что там! Мне рассказывали, что даже по моей первой фэнтези "Белый всадник" (слабенькая, конечно, вещь, первая) в Питере какая-то группа образовалась - сражались с помощью световых потоков и все такое.

К сожалению, абсолютно то же самое бывает и с христианами. И католиков таких знаю, и православных. Католиков, конечно, лучше понимаю и больше знаю. Тут дело не в том, что они верят в Христа - это-то понятно; но они верят во все понастроенное вокруг на протяжении двух тысячелетий. Им интересно поиграть в крестоносцев, например. Или в монахов каких-нибудь средневековых. Обычно это любители исторических игр и вообще - истории.
Так же и у православных - интересно поиграть, допустим, в "древнюю Русь", в "Византию" ну или в 19й век с хрустом французской булки.
Я добросовестно пыталась понять - в чем отличие от неиграющих верующих? Вроде бы ведь они тоже "живут жизнью", где-то работают, иногда у них бывают дети.
Но эта жизнь, которой они живут - она особая, специфическая. Она ВСЯ игровая. Она, конечно, встраивается, интегрируется в жизнь обычную, но формируется при этом определенным образом. То есть отбираются специальные люди для общения. Я ведь потому и стала неинтересна или даже неприятна этим людям, что у меня несколько изменилось отношение к этим играм. Неинтересна наша спецтема? Ну и гуляй, ты для нас тоже никакого интереса не представляешь. У них свои поэты, свои писатели, свои песни, словом - субкультура, среда. Общение с людьми "не в теме" минимизируется, даже с родней общение в основном так, из чувства долга; маленьких детей воспитывают в своем духе, с большими нередко возникают конфликты. Развлечения, все занятия, книги, интересы, обсуждения - все это специфическое. Вместо поездок - паломничества. Ну и так далее. Это все очень увлекательно, интересно, делает жизнь яркой и самобытной.

Чем отличается неиграющий верующий? Тем, что он живет именно самой обычной жизнью, такой, какая она есть, "как все". У него нет специфической среды, его дети увлекаются чем-то другим, его супруг(а) и родня могут ни во что не верить, однако, отношения с ними тесные и интенсивные. Он верит в Христа, конечно - что Христос пришел именно в эту, обычную жизнь, самую обыкновенную. И он, бедолага, пытается найти ОТВЕТЫ в религии на обычные жизненные вопросы: что делать, если муж уходит? Если жена изменяет? Если полюбил другую? Если постоянная ругань с матерью? Как похудеть, в конце концов? Ему почему-то кажется, что вот именно в этих житейских делах он должен поступать так, как угодно Богу. И ищет - как же Богу-то угодно.
Но у игроков нет ответов на эти вопросы. Потому что они вообще не могут этого понять, они живут в специфической среде, и их это не интересует. Конечно, и у них бывают измены, проблемы с родителями и т.д. - но они эти проблемы решают как придется, как все ,в общем, не ища специальных религиозных ответов. Они просто на этом не концентрируются, быстренько уходя в свой игровой мир и в нем расслабляясь. Как-нибудь само все решится.
Самое ужасное, что они все же пытаются учить. Пытаются давать многозначительные и якобы мудрые советы.
И при этом их игра как бы подкреплена традицией. Церковь, святые отцы, европейская или русская история, в общем - это ведь не фантазии эзотерика, это совершенно реальный мир. Правда, он уже закончился, мы уже в другом мире живем, в настоящем - но по крайней мере, он существовал, есть реликвии, есть книги, есть доказательства.
Но чем бегство в прошлое лучше бегства в вымышленные миры? 

Надо сказать, что традиционализм, который в КЦ в последние годы особенно получил подкрепление (да и ИП II- то ведь тоже традиционалист) - очень и очень способствует такому игровому мышлению. Современный Катехизис - это отличная логически выверенная система игровых правил. Обряды, ритуалы, культ. Просто раздолье для игроков. Я, кстати, поэтому и люблю традиционализм, он очень красивый. Я серьезно обожаю Тридентскую мессу и всяко предпочитаю ее современной (тем более, что современная - тоже по сути такая же традиционалистская, но куда менее красива). Вообще мне нравится смотреть на этих людей...
Жаль только, что это все не имеет никакого отношения к реальной жизни.


Источник