Солидарность трудящихся
Прислано Integral 02 2011 04:59:52
Вот чего в России нет, так это солидарности трудящихся.
Впрочем, и других видов солидарности негусто, общество атомизировано, но уж на месте солидарности трудящихся - прямо-таки чёрная дыра.
Сейчас принято обвинять в этом самих трудящихся, что на мой взгляд, столь же глупо (если, конечно, не ангажировано), что и выказывание де Местра "Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает". Что и высказывание Монтескье «Каждый народ достоин своей участи».
Глупо, потому что отождествлять достоинство или заслугу с существующим положением означает попросту сделать бессмысленными и излишними слова "достоинство" и "заслуга".
Если любой защитник чьих бы то ни было прав решит, что его подзащитный достоин своей участи, сам во всём виноват, получил по заслугам, то защита станет противоестественной.
Так ему и надо.
Впрочем, странно обвинять в отсутствии солидарности трудящихся и правящий класс, и его государство - понятно, что им такая солидарность невыгодна.
Я бы воздержался вообще от обвинений кого бы то ни было.
Скорее всего, время ещё не пришло.
Живём мы в довольно отвратительную эпоху нарастания индивидуализма.
Всяк от него страдает, но пока что мера страдания не перешла в осознание "так жить нельзя". Пока что представляется, что вполне себе можно.
У многих есть ещё надежды, что ежели пролезть по головам "неудачников", то можно обрести искомое благополучие, хотя разумеется, никому не хочется, чтобы лезли именно по его голове, сочтя "неудачником".
По чьей-нибудь другой, и так думают все.
Осознание того, что рано или поздно пройдут именно по твоей голове, и что чем большему количеству людей будет свойственная сия психология, тем ходить будут чаще, отсутствует.
У многих, у большинства есть надежды, что если жить конформистской частной жизнью, то всё будет в порядке. Нет понимания, что частная жизнь в современном обществе невозможна. Что все сейчас зависят от всех, а островки суверенной стабильности с лица земли постепенно исчезают.
Ещё пока есть надежды, что как-то оно всё само собой когда-нибудь и кем-нибудь образуется и сделается. Возьмёт - и улучшится. Внезапно повезёт.
А те, у кого вышеперечисленные надежды исчезли, предпочитают уезжать.
Туда, где жить хорошо, потому что кто-то другой эту лучшую жизнь уже построил.
Все эти иллюзии должны пройти у больших масс населения, прежде чем станет возможным говорить о солидарности.
К солидарности в деградировавшем обществе толкает ощущение, что никаких надежд на лучшее нет, что дальше будет только хуже, что сбежать невозможно и что терять уже нечего.
Когда люди перестают надеяться на богов, царей и героев, на государство и законы, и понимают, что опереться можно только на таких же, как и они сами.
Свобода, равенство и братство возникают лишь после исчезновения позиции войны всех против всех или "моя хата - с краю".
Но, повторюсь, от чьего-то прекраснодушного мечтания индивидуализм не исчезнет.
Должно появиться настроение безысходности и стать всеобщим, овладеть массами.
В том довольно-таки жутковатый смысл коммунистической идеологии: она именно говорит о тех, кому нечего терять, кроме своих цепей. О движении отчаявшихся и потому отчаянных.
Тут работает пресловутая "диалектика", если угодно: к позитивному изменению ситуации можно прийти лишь от потери всех надежд на её изменение, когда люди хватаются за соломинку солидарности, даже толком не веря в неё, просто потому, что все прочие пути закончились тупиками.
Впрочем, возможен, конечно, и сценарий тихого умирания, замещения русского народа какими-то иными солидарными народами.
Почему нужно думать, что на суицид способен лишь индивидуум. Возможно, и народы могут стремиться к смерти.
Но всё-таки хотелось бы думать, что у России и её народа будущее имеется, а потому солидарность трудящихся ещё будет востребована. И первомайский праздник перестанет быть днём дачника и огородника, к чему (вполне естественно) призывает народ правящий класс, а будет выражать то чувство, которое ему и подобает - солидарной решимости в борьбе за свою лучшую жизнь.

 

Источник