Приветственная речь на четвертом съезде Союза албанских женщин
Прислано jum 07 2011 05:05:16

Дорогие товарищи!

Я очень счастлив передать вашему съезду и всем трудящимся женщинам Албании самые горячие приветствия Центрального Комитета, Албанской Партии Труда и от всей души пожелать вам успеха в вашей плодотворной работе...

В прошлом албанская женщина была зависимой, подвергнутой двойной эксплуатации — экономической и социальной. Ленинизм учит нас, что корни социальной зависимости следует искать в экономической зависимости. Остановимся на женском вопросе. Раньше женщина всю жизнь находилась в экономической зависимости от мужчин, хотя в большинстве случаев ее работа как дома, так и в поле, была утомительнее и тяжелее, чем у мужчин. Пока девушка росла, отец постоянно твердил ей: „Я тебя кормлю и только благодаря мне ты жива". Когда девушка выходила замуж и уходила к мужу, тот повторял ей ту же песню: „Я тебя кормлю и только благодаря мне ты жива". Когда женщина старилась, то же самое говорил ей и сын. Не было такой женщины, которая не чувствовала бы себя униженной в семье. Девочка в семье мало ценилась. Хотя мать и питала одинаковую любовь как к дочери, так и к сыну, но больше ценила сына, который считался „опорой дома", тогда как про девочку говорили, что она „предназначена для чужого очага".

Экономическая и социальная зависимость женщины от мужчины, существовавшая в течение столь продолжительного времени, стала обычаем, чем-то закономерным, естественным. Это настолько верно, что и сейчас в нашем новом обществе эти тяжелые пережитки прошлого все еще живучи в отношениях между мужчиной и женщиной, в том числе и у отдельных, еще не вполне сформировавшихся коммунистов. Тем не менее и теперь, когда женщина новой Албании хорошо знает, что наши законы и самое развитие нашей социалистической жизни обеспечивают ей во всем равные с мужчиной права, все еще есть женщины, которые в глубине души своей признают неравенство с мужчиной как естественное и во многих случаях правильное явление. Есть еще люди, которые продолжают относиться к женщине как в крепостные времена; к сожалению имеются и такие, которые выдают себя за сторонников прогресса, говорят громкие слова о правах и свободах женщины, но в глубине души своей, в своей личной жизни относятся к женщине как полновластные хозяева. Что заставляет некоторых женщин и девушек в Шкодере и Кавае все еще носить паранджу? Неужели им так нравится закрывать лицочерной тряпкой и видеть весь мир в темном свете? Нет, это не их желание, так как если внимательно понаблюдать за ними, то можно заметить, что все эти женщины, когда приходят на работу, на спорт, в кино или театр, предварительно оглядевшись кругом, нет ли кого из знакомых, снимают паранджу. Некоторые говорят, что это сила обычая и религиозных пережитков. Это правда. Но кроме того, не следует забывать, что причиной этого может быть страх перед мужем, отцом или братом. Мужчина в таких семьях считает себя вправе выходить из дома, когда ему вздумается, ходить на работу, работать вместе с другими женщинами, лица которых не закрыты паранджой, ходить в кино, театр, клуб, кафе, тогда как за своей женой, сестрой или дочерью он не признает этого права. Не найдется ни одной такой женщины, которая продолжала бы носить паранджу, если бы отец, муж или сын сказали ей: „Сними паранджу, эту отвратительную тряпку, которая омрачает твою жизнь, вредит твоему здоровью; ведь паранджа нисколько не делает тебя более честной, чем те женщины, которые ходят с открытым лицом. Честь женщины оберегает не паранджа, поэтому сними ее со своего лица и брось тем, кто ее придумал." Если родители, мужья, братья скажут, и они должны сказать такие слова тем немногим женщинам, которые все еще носят паранджу, паранджа в Албании исчезнет раз и навсегда. Экономическая зависимость женщины от мужчины замыкала ее в четырех стенах дома, вела к тому, что ей отводились лишь такие обязанности, как рожать и растить детей, выполнять домашнюю работу, мыть и массажировать ноги мужу, свекру и свекрови, а когда она переставала нравиться мужу или его родителям, тот отправлял ее вместе с узелком с вещами к отцу, посылая вслед за ней развод. Случалось и так, что муж разводился с женой только из-за того, что она не рожала ему мальчика, а производила на свет только девочек. Нередко он вовсе не разводился с первой женой, а брал себе еще вторую и третью жену, если не больше, превращая тем самым свой дом в гарем настоящих рабынь. Чтобы удержать женщину в таком ужасном рабском положении, большую роль, помимо деспотизма мужа, играла и религия, которая закрепляла этот деспотизм своими жестокими правилами и наносила женщине глубокие душевные раны, держала ее в темноте и невежестве, запугивала мнимым гневом божьим, грехопадением и т.д. Такой была в общих чертах жизнь албанской женщины в прошлом. Отсюда видно, какое горе и какие страдания сжимали сердце нашей девушки, женщины, матери. Нетрудно понять, как плохо в прошлом была построена семья, какими негармоничными были в ней отношения; нетрудно также понять, сколько невежества, зла, страданий, экономических лишений таилось внутри старой семьи, которую помещики и буржуазия старались сохранить и идеализировать. Именно в таком рабском положении стремилась удержать родину, семью и женщину буржуазия и к такому положению стремятся вернуть их теперь, остатки этой буржуазии.

Наша Партия положила конец горькому прошлому нашего народа, и, в частности, женщины, и поэтому албанский народ и албанская женщина любят ее всей душой. Именно поэтому буржуазия и предатели родины ненавидят партию и ведут борьбу против нее.

Помещики и буржуазия говорили, что „женщина не должна выходить из дому, ее кормит муж". Наша партия говорит: „Нет!". Женщина не должна сидеть в четырех стенах своего дома, она должна сама себя кормить, стать экономически независимой, потому что только тогда она будет свободной в обществе и сможет искоренить все порочные пережитки прошлого, имеющие своим источником экономическую зависимость, нищету, невежество. Она должна сама зарабатывать себе на жизнь, иначе навсегда останется рабой мужчины. Для помещиков и буржуазии „гармония и любовь в семье" заключалась в порабощении части семьи другой ее частью. Партия говорит, что этого не должно быть. Только в той семье, где муж и жена равноправны, где оба они свободны и пользуются всей полнотой своих прав, существует настоящая любовь, гармония, взаимопонимание, только там жизнь проходит радостно, только там растут здоровые душой и телом дети.

Помещики и буржуазия говорили, что „назначение женщины — рожать детей да растить их". Партия говорит, что это не совсем так: потому что в таком случае и мужчина должен был бы выполнять лишь обязанности мужа и отца. Однако мужчине его обязанности мужа и отца вовсе не мешают быть рабочим, земледельцем, врачом, администратором, ветеринаром, или трактористом. Поэтому мы говорим, что и женщине, на долю которой выпала высокая миссия — рожать детей, ничего не должно мешать быть работницей, земледельцем, трактористом, работником администрации, судей, членом народного совета, деятелем науки или искусства, депутатом и т.д.

Помещики и буржуазия говорили, что „у женщин волос длинный, а ум короткий". Нет надобности доказывать насколько низкими, оскорбительными и несостоятельными являются эти слова в отношении женщины. Коммунисты трезво смотрят на вещи и признают ту истину, что мужчины, вообще, физически сильнее женщин, но это вовсе не означает, что они стоят выше по умственному развитию, способностям, силе воли и т.д. Правда, в нашей стране женщина, что касается знаний и культуры, все еще отстает от мужчины и в этом виновата не она сама, а державшее женщину в темноте и невежестве ее ужасное прошлое...

13 октября 1955 г.