Бог как эвфемизм
Прислано Integral 16 2011 19:54:37
Представьте себе обезьяну, которая сидя в клетке, рассматривает гуляющих по зоопарку людей и рассуждает: "Напяливают на себя что-то, звуки какие-то издают бессмысленные, ... А эти глупые жесты? А вы видели как их самки себя раскрашивают? Клоуны, просто! А что они едят? Вы не поверите! Сжигают мясо и едят обугленным! А ещё они специально пачкают воду и пьют её! А вместо того чтобы пить свежее молоко эти идиоты ждут пока оно скиснет!"

Вот где-то такого же уровня у современных историков и учённых рассуждения о древних культурах. Древние, ещё в каменном веке, проявляли просто чудеса сообразительности: приручали диких животных, селекцией растений успешно занимались, наблюдали за звёздами, с помощью палок, камней и мата отвоёвывали себе жизненное пространство у дикой природы и создавали цивилизации. Это при весьма небольших излишках еды и человеков, которые можно было "инвестировать в науку". Это при жалком по современным меркам населении вообще. Это при том что вокруг бегали стада человеко(и не очень)образных, готовые их съесть при первом удобном случае. Элементарная передача информации, поддержание "школы" в таких условиях, уже были "научным подвигом". Угадайте как называют этих благородных людей нынче? Учёнными? Академиками? Отцами науки? Первопроходцами просвещения? Нет. Их называют "служителями культов", хорошо если не "шаманами", хотя многие шаманы, открою вам секрет, куда полезнее взвода МНСов, а то и целого НИИ. А называют их так потому что все лестные эпитеты приберегли для себя любимых, - рекордсменов Lines и Tetris.

Чтецы гороскопов и пасьянсо-укладчики со степенями легко допускают что цивилизации "простоявшие" сотни поколений, были основаны на культах, табу и суевериях, приправленных предрассудками. Что самое ценное от них оставшееся нам это "пирамиды" и "мумии" с "золотыми украшениями". Вершиной современной цивилизации, видимо, Манхэттен и бижутерию пластиковую назовут - и не то чтобы мы этого не заслужили, ещё как заслужили. Так и представляю учебник Истории 3000 года:

Наши древние предки обладали лишь зачаточными знаниями о мироустройстве, их образ мышления был примитивен, инструменты грубы и неточны. Люди 20-го века верили в Гороскопы и Любовь, регулярно совершали жертвоприношения (в том числе человеческие!). У них было распространено поверие что мытьё рук с применением специальных химикатов спасает их от болезней, втирание в кожу жиров и масел продлевает их жизнь, а Вселенная возникла из Большого Взрыва (многие историки считают что эта наивная теория стала популярной в связи с распространения Атомного Оружия и тем экзистенциальным шоком который испытывали древние при виде т.н. "атомных грибов").

Есть косвенные свидетельства того что они были каннибалами, - некоторые информационные артефакты прямо повествуют о каннибализме, другие же косвенно демонстрируют насколько вообще мало тогда ценилась человеческая жизнь и нормальным было кровавое насилие. Нам сейчас трудно в это поверить но войны, пытки, медицинские эксперименты на живых людях были обыденностью в 20-м веке. У мальчиков с детства формировалось сознание сексуального раба, а девочек воспитывали жестокими госпожами и воительницами. Стариков ссылали в специальные дома, где они умирали в одиночестве, а матери убивали ещё неродившихся детей. Зарегистрированы случаи голодной смерти, причём иногда приобретавшей массовый характер. Судя по всему проблема обеспечения продовольствием тогда всё ещё стояла очень остро.

Культы древних были полны сложнейших ритуалов, значение которых нам сегодня просто непонятно, несмотря на то что имеется много детальной информации о происходившем. Например в храмах грозного бога "Закона", почитание которого прослеживается практически у всех народов той эпохи, регулярно устраивались так называемые "суды", - странные церемонии, иногда заканчивавшиеся человеческими жертвоприношениями. Предполагается что это было каким-то особым видом театра, зрительские места в котором у некоторых народов разыгрывались в лотерею, у других доставались родственникам и друзьям актёров. Сюжеты пьес были весьма разнообразны, но строго классифицированы по жанрам, и обычно описывали конфликт двух и более людей, полубогов и мелких сверхъестественных существ. Кроме того в каждой пьесе присутствовал т.н. "судья", который, по одной версии, администрировал эту церемонию, по другой являлся символом верховного божества, надзирающего за конфликтом и, в меру симпатий и настроения, помогающего то одной, то другой стороне, для придания всему действу большего драматизма. Участие в этой церемонии было весьма дорогостояшим удовольствием, актёр оплачивал иногда целый штат помошников, многие жертвовали всем своим имуществом и даже, в итоге, попадали в рабство на долгие годы, не в силах оплатить издержки. Тем не менее, видимо это являлось весьма почётным и популярным занятием, информация об актёрах была нарасхват и ход церемонии (которая могла продолжаться месяцы и даже годы) широко освещался. Необходимо упомянуть что долгие годы смысл "церемонии суда" неверно трактовался научным сообществом. Ещё 200-300 лет назад многие учённые наивно полагали что "церемония суда" являлась своеобразным социальным институтом публичного и бескровного разрешения конфликтов. Однако сегодня, когда методом статистического анализа огромных массивов архивных данных достоверно установлено, что т.н. "решение суда" был абсолютно случайным, зависело не от сути конфликта, а от артистизма исполнителей и их помошников, а издержки проведения церемонии часто превышали стоимость описываемого в сюжете пьесы конфликта, эта точка зрения считается маргинальной. Существовало несколько вариаций этого культа, некоторые отличались особой жестокостью, актёры были де-факто обречены, - считается что это было символическим отражением общей тяжести социальных проблем в данном социуме.

Другой, более нам понятный, но не менее грандиозный по своей значимости культ того времени это т.н. Любовь. Данное божество изначально появляется в мифологии народов древности как покровитель сексуальных рабов. Цикл легенд древних о любви полон страданий, как нравственных так и физических, - предполагается что это зарисовки из судеб наиболее известных и популярных его жрецов. Со временем культ усложняется и открывает новую эру эротического искусства, следы которой мы можем наблюдать и сегодня в нашей культуре. Например красный цвет пожарных машин это, на самом деле, не что иное как "цвет жаркой любви". В это трудно поверить, но пожарные машины стали красными в связи с популярностью группы эротических танцоров, изображавших пожарников в своих номерах, где пожарный шланг играл роль мифического гипертрофированного фаллоса. Стандартный медицинский иероглиф "сердце", это не что иное как стилизованное изображение перетянутых узлом и налитых кровью тестикул, за которые подвешен сексуальный раб. Как ни шокирующе это звучит - подобная казнь была достаточно распространена и даже воспринималась с юмором. Есть много свидетельств как устного так и письменного характера что "повесить за яйца" могли любого, включая весьма и весьма высоких персон и это не воспринималось как нечто из ряда вон выходящее. С сердцем этот символ ассоциируется потому что тогда сердце считалось органом отвечающим за либидо. Учённые до сих пор не могут понять как древние могли так заблуждаться при их, в общем-то, неплохом знании анатомии человека.

Всё вышеперечисленное делает хорошо понятным наличие апокалиптических настроений, вечный страх техногенных катастроф и травматизма, неизлечимых болезней и вымышленных чудовищ, садизм и примитивную порнографию переполняющие произведения искусства того времени.


Источник