Вызываю лейтенанта Хелен Рипли
Прислано Integral 15 2010 20:00:28

В минувшие выходные, планируя программу ночного культпохода, мы решили попытаться осилить за один присест сразу два фильма - "Химеру" Винченцо Натали, изготовленную под чутким присмотром забившего анкерный болт на "Хоббита" Гильермо дель Торо, и "Чужую" по сценарию "Адольфыча" - Нестеренко. Почему мне показалось, что эти два фильма прекрасно сочетаются - ведает только Аллах, но кинозапой в итоге удался на славу. По крайней мере второй фильм вызвал куда больше споров и толчения философского молока в классовой ступе, нежели первый. В конце концов, что интереснее - наше недавнее темное прошлое или набившие оскомину еще в пыльных томах классической НФ рассуждения о моральных пределах научного прогресса, упакованные в обертку из семейного муви и фрейдизма?

 

Перед просмотром я бегло просмотрел в интернете пару рецензий, авторы которых наперебой пугали решившегося приобрести билет в кино тем, что-де "кровавая цензура Эрнста и Первого канала тщательно "причесала" всю многоцветущую лексику персонажей Адольфыча и ничего от нее зрителю не оставила". На следующий день после просмотра автор всего выше- и нижеизложенного разыскал в одной из пиратских библиотек оригинальный текст "Чужой" и за полтора часа его осилил. Со всей ответственностью заявляю: не верьте тем рецензентам! В отношении лексики фильм мало чем отличается от оригинала, а на фоне выложенного на Youtube антипиратского "вируса" выглядит даже несколько бледновато. То, что сама по себе ситуация со стороны кажется анекдотичной, - вор в законе в перерыве между крэком и минетом призывает несчастных интернет-задротов покупать билеты в кино и легальные копии, - пацанов с "Первого", снявших ролик, ничуть не волновало: денежки отбились, "прикол" слабо звякнул в интернетах, и еще пара сотен, вдохновившись "крутым базаром", встали в очередь к кассам. Адресаты ролика немедленно сняли пародию со своей озвучкой, в которой той же лексикой прозрачно намекнули, что фильм не стоит даже возни с изготовлением "экранки". Короче все при делах, - в расход. Кстати "тряпок" с "Чужой" в сеть действительно было выложено на удивление мало, и заслуга в том уж никак не авторов "вируса".

 

Итак, она звалась "Чужая". В честь - ну вы уже поняли кого:

 

- Погоняло у нее откуда такое?

- Из фильма! Смотрел про космос?! Там дракон был, с кислотой вместо крови! Яйца в людей откладывал!

- Смотрел!

- Ну, тогда расход!

- Расход!

 

Чужие у Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона - паразиты в первой стадии своего развития (личинка - "лицехват"), а затем - идеальные охотники на теплокровных существ, в том числе и на возомнивших себя хозяевами Космоса высших приматов. Уже ко второму фильму квадрилогии начинаешь подозревать, что не все так просто, что на экране зверствует не сущность, а функция, и что подобные твари ну никак не могли появится естественным путем (возникает логичный вопрос, совсем по Стругацким - "а что будет когда он все потребит?") и что скорее всего Чужие были искусственным путем выведены или же сконструированы наподобие тех андроидов, с которыми Хелен Рипли каждый раз приходится иметь дело. Липнет ли погоняло с такой "смысловой нагрузкой" к сестре киллера-неудачника Бабая? Был ли иной путь у женщины в том мире, где ей уготована единственная социальная роль - "шалавы", в лучшем случае - "марухи", игрушки для сиюминутных сексуальных утех, где ее продают как товар, где оральный секс табуирован "понятиями"? В среде профессиональных преступников социальная роль женщины лишена малейшего намека на субъектность, и для того чтобы стать чем-то большим, ей приходится приобретать ровно те качества, за которые Адольфыч и маркирует свою героиню "Чужой". Подруга Фокса из "Места встречи", та самая Аня, телефон которой сутки напролет искали Жеглов с Шараповым, тоже, знаете ли, не была милой кошечкой. Принцип "всех грызи - или живи в грязи" - вот подлинная основа блатной морали, а вовсе не окрашенные романтическим флером "понятия". Вместо мышления и рефлексий - инстинкты животного, метящего свою территорию, кроющего самок и защищающего свою добычу от конкурентов, а пресловутый "Закон" нужен лишь для того, чтобы утвердить право сильных безнаказанно третировать и унижать слабых. Высшее его выражение – то, о чем желающие казаться "при делах" как правило говорят с паскудным придыханием, так называемое "опускание", проще говоря, наказание в форме насильственного гомосексуального акта, переводящего жертву в касту неприкасаемых, само по себе является также формой публичной демонстрации доминирования альфа-самцов "в законе". Появление "Чужих" в таком мире более чем закономерно.

 

90-е так толком и не вписались до конца в отечественный кинематограф и, может быть, к счастью. В США образы гангстеров и бутлегеров 30-х давно и прочно освоены и поставлены на поток, и фильмов "Борсалино и Томми-гана" Голливудом было выпущено не сильно меньше, чем фильмов "Стетсона и Смит-энд-Вессона" . Прошедший в прошлом году на экранах фильм о Джонни Диллинджере с Джонни Деппом в главной роли (российские прокатчики решили это дело обыграть и, не мудрствуя лукаво, перетолмачили "Public Enemies" в "Джонни Д.") не только окупился, но и собрал 114 миллионов долларов кассы "сверху", но это фигня в сравнении с love story Бонни и Клайда, собравшей в далеком 1967 г. 50 миллионов на 2,5 млн бюджета. Российские Вованы с харалужными волынами покорить большие и малые экраны так и не сумели - не нашлось для них своего Серджио Леоне. Что у нашей братвы на сегодня есть в активе? Несколько "Бумеров", сделавшие долларовым миллионером Сергея Шнурова, поскольку рингтон его производства каждый идиот, желавший казаться "крутым и при делах" скачивал и ставил себе на мобильник? "Бригада"? "Антикиллер"? "Брат-1", выехавший исключительно на саундтреке? Эстетские извращения типа "Кризис среднего возраста" в расчет не принимаем, не так ли? Увы, но единственным фильмом о 90-х, просмотр которого не вызывает острых рвотных позывов, были и остаются "Жмурки" - макабрическая комедия, нарочито оформленная под "тарантину от родных осин", в которой Никита Михалков весьма талантливо сыграл самого себя - не такого, каким он предстает на встречах президента с деятелями культуры и в многочисленных интервью, а такого, какой он в жизни. Например - в тех кадрах, где он избивал ногами по лицу нацбола Дмитрия Бахура, которого в этот момент крепко держали под микитки два дюжих охранника великого режиссера. Михалыч, да. Его повадки. "Ну усе, карачун тебе, Церетели". Лично я, вот, смеялся и вам советую. В этом фильме все как бы "понарошку" - и режиссура, и актерская игра, и к середине фильма становится понятно, что волыны на самом-то деле бабахают пиротехникой, а кровь - это всего лишь клюквенный сок, и что Сукачев, которого только что на экране цинично завалили, сейчас за кадром встанет и пойдет перекуривать с массовкой и травить анекдоты.

 

Фильмы про 90-е "всерьез" у наших режиссеров как-то не получаются, и чем меньше в течение ближайших 10-15 лет будут снимать на эту тему - тем лучше. А то смотреть уж очень страшно, уж очень гадостно и позорно все это вспоминать. Целое десятилетие "потерянного времени" для всего бывшего советского народа - не слишком ли много? А горше всего - осознавать что не все Рашпили и Чужие получили в свое время заслуженные пули, не все они сторчались, не все сгнили на нарах. Самые подлые, самые гнилые из них живы до сих пор, они теперь - "уважаемые люди", вхожи в высокие приемные, в карманах некоторые из них носят партбилеты "Единой России", а кое-кто залетел так высоко, что даже покойный патриарх Алексий не считал зазорным поручкаться, да-с... Их пиджаки давно сменили цвет, их наколки и "масти" давно сведены в лучших косметических клиниках и они, вы не поверите, спокойно спят по ночам. Как говорил мой приятель, заработавший себе в те годы лихие на 8 лет строгого режима, а ныне подвизающийся в одной известной патриотической оппозиционной газете: "Непреложный закон русского бизнеса 90-х годов был впервые сформулирован группой джентльменов, коротающих дни своего заслуженного отдыха (в одной из камер 2-го корпуса МТЦ) в философских раздумьях и рассуждениях о судьбах Родины. Мужи собрались серъёзные, не бандерлоги какие-нибудь (в конце декабря 2000 года в хате на 11 человек зеков было, в сумме, по уголовным делам, - 28 трупов и 50 млн долларов ущерба), к рефлексии интеллигентской не способные, но зато способные называть вещи своими именами.

Вот там-то и было сформулировано "правило 100 000 долларов" - на 100 000 долларов "заработанных" в 90-е годы, приходится один труп. Поверьте мне на слово - выборка была более чем репрезентативной". Персонажи Серджио Леоне - Дэвид "Лапша", Патрик "Простак", "Косой", Штейн и "Макс" сами выбирали свою судьбу, им хотелось как можно быстрее ухватить за радужный хвост пролетающую мимо Великую Американскую Мечту, вырваться с кривых улочек еврейского гетто прямо в наступившую послевоенную эпоху "просперити", пусть даже за это и придется платить тем, что твои друзья будут умирать у тебя на руках от случайной пули. Они вышли на дистанцию, но увлеклись и не поняли, где финишная прямая и где тут выдают заслуженные майки чемпионов, ведь голову пьянил этот бесшабашный запах улицы - потому и получили, кто - деревянные костюмы, а кто - тюремные сроки длиною в полжизни. У Гири, Шустрого, Малыша и Сопли, да по большому счету и у самой Чужой будущего нет, - есть только прошлое, то самое, в котором, по выражению одного из коммунистических ЖЖ-публицистов "мы все должны были стать космонавтами":

 

Сопля живет с родителями, уходит с сумкой, мать закрывает дверь, отец дремлет на кухне, две пустые бутылки водки на столе. Бедность. На стене – скрещенные рапиры и фехтовальная маска. Большая фотография Сопли, он фехтовальщик, на груди – медаль, теперь она висит на ковре.

 

А Чужая в романе (в фильм этот эпизод не попал) рассказывает о том, как солнечное детство обернулось кошмарной юностью всего одной скупой, но выразительной репликой:

 

Ну да. В девятом классе. Мы тогда всем классом вышли на тропу войны. Пацаны в бригады, девчонки в проститутки…

 

Спасибо Петру Тодоровскому, режиссеру "Интердевочки" за то, что показал дорогу в новую жизнь подрастающему поколению, впрочем, оно ее и так знало - деваться-то все равно было некуда. Не нужны были новой, демократической, панимаешь," Ррасие" ни кадровый офицер Малыш, ни мастера спорта Сопля и Бабай. На одной шестой суши создалась уникальная ситуация, суть которой в идеально отточенной форме выразил философ-националист Константин Крылов в своем "поздравительном адресе" к 75-летию Ельцина:

 

В ельцинском же блядюжнике, именуемом «постсоветской Россией», для достижения наиболее привлекательных общественно-одобряемых целей просто не существовало общественно-одобряемых средств.

Что это значит? Было построено общество, в котором деньги можно только украсть, власть можно получить только участвуя в каких-то невероятно гнусных играх, и так далее. Все остальные возможности были просто искоренены. Скажем больше: было достигнуто положение вещей, при котором абсолютно все виды успеха, которые достижимы путём использования общественно-одобряемых средств, успехом считаться перестали. Например, перестали цениться научные звания, военные награды, и так далее. Вообще всё человеческое перестало цениться, если это «не деньги».

 

Страну тогда корчило, она в буквальном смысле изблевывала собственных детей, а Рашпили с горящими глазами уже стояли неподалеку, ведь им так требовалось молодое человечье мясо, чтобы подсуетиться и как можно быстрее разменять его на доллары по льготному курсу. Состояния делались и тут же сгорали в топке первоначального накопления, "хрусты" летели во все стороны, начальники транспортных цехов давали стране крэка и кокса, как когда-то угля, длинноногие девчонки, вчерашние мамины сокровища, утыкались лицами в дурно пахнущие ширинки новых хозяев жизни - а платили за все это Шустрые и Малыши, тысячами ложась под земляные холмики с венками "от всей братвы". К телу страны присосалось великое множество Лицехватов, готовясь породить тех тварей, что вступили в свои права уже в следующее десятилетие. Вспоминать про все это не хочется, смотреть кино, снятое "всерьез" - еще меньше.

 

Чужих было много. Слишком много. А Хелен Рипли так и не прилетела.

 

 

Зафрендить автора