О "шведском социализме", но на самом деле не о нём
Прислано Integral 09 2010 02:16:18
Давно подметил - очень значительная часть российских левых "шведский социализм" не любит.

Нелюбовь эта особая. Собственно, есть куча вещей, которые левому положено не любить в силу своей левости, он их при случае ритуально проклинает, но никаких эмоций при этом не испытывает. Мы, конечно, решительно осуждаем никарагуанских контрас, но душу нашу они никак не трогают и, в общем-то, пофиг - контрас, шмонтрас... Не так со "шведским социализмом": его не любят искренне, от души, порой даже со страстью. В чем причина? Мне сейчас интересен не феномен собственно "шведского социализма", а именно реакция на него наших левых.

Главный ответ, который обычно приводят: "шведский социализм" на самом деле является капитализмом. Да. И что? Вот, например, испанский капитализм тоже является капитализмом - кому-нибудь есть до него дело? Да пофиг сто раз. Каждый капитализм отдельно не любить - нелюбилки не напасешься. Так, вяло осуждают. Вот российский капитализм не любят (поскольку при нем живут), а остальные - да хрен с ними. США отдельно не любят как главного геополитического противника СССР, а не за какую-то их особую потогонную систему. Самоизолируйся Америка с американским капитализмом в своих границах - мигом их перестанут выделять из числа прочих систем.

Может, имеет место нелюбовь именно к Швеции, а не к её строю? Тоже нет. Швеция - не Америка и не Израиль. Про неё вспоминают-то раз в год за шведским столом. Конечно, в войну они нейтралитетом приторговывали довольно некрасиво, но по сравнению с немцами (которых у нас нежно любят) - говорить не о чем. Карл №12 и ярл Биргер тоже не вызывают сильных чувств в силу своего крайнего исторического лузерства. Нет, не там ищем.

Или, возможно, праведный гнев левых вызывает то, что шведы запятнали светлое имя социализма, коварно обозвав им совсем другой строй? Вот это уже ближе к теме. Однако почему никого (кроме кучки стриктистов) не возмущает то же самое безобразие в исполнении Компартии Китая? Вот уж где всем капитализмам капитализм, не сравнить с погрязшей в социалке Швецией. Однако "китайский социализм" считается вполне кошерным. Если его даже и осуждают, то обычно ритуально, без души.

Итак, мы подобрались к причине, которую бы я обозначил как "православность российского социализма". Натолкнул меня на эту мысль товарищ Коммари, как-то обвинивший "шведский социализм" в... безблагодатности.

А ведь верно. Не Карл XII, не торговля с нацистами, не частная собственность на средства производства, не скрытая эксплуатация третьего мира и не сломавшийся стул из ИКЕИ наполняют сердца российских левых праведным гневом. Гнев этот - религиозный. Коммунистическая идея преломилась в головах многих (не всех) людей тем же странным образом, что и христианское учение в предыдущую эпоху. Преломилось в сторону безрадостности. Да, и социализм, и христианство - вещи в своей теории хорошие, правильные. И даже приятные - но только лишь в каком-то бесконечно отдаленном итоге, в "загробной жизни". Здесь и сейчас праведнику уместнее страдать. Надо скорбеть, смирять плоть, преодолевать испытания и так далее. Это не приятно, не выгодно - это правильно. "Живут не для радости, а для совести" - как говорил Савва Игнатьевич. Самые крутые подвижники носят вериги и занимаются столпничеством, а то и вовсе идут львам на обед. От простых людей такого не требуется, вполне достаточно, чтобы беды и радости сходились в ноль. Бог не злой, смерти твоей не хочет, он пошлет урожай, достаточный для пропитания. Но еда - для поддержания жизни, а не для удовольствия, так что изволь половину года поститься. И так далее. "Живут не для радости". Если вдруг Бог начинает осыпать благами, не требуя взамен никакого самоущемления - явно это не Бог, а бес. И если такому бесу поклонился целый народ - значит, это народ мерзких еретиков. 

С такой позиции, конечно. понятно: китайцы хоть и отошли от канонов, но основу веры сохранили, "просто они по-другому молятся". А вот шведы явно вступили в сговор с нечистым. Дело не в частной собственности на средства производства, дело в благодати. Что это за социализм без смирения и испытаний? Что это за социализм, обошедшийся без пары-тройки войн, "троек", высылок в Сибирь, культа личности, цензуры, закрытых границ, стыда за маразматического правителя и занудных собраний? Это все равно что не поститься, не молиться, всеношную не стоять, а все милости божьи при этом получать. Стопудово не обошлось без лукавого. Как посмели эти карлсоны взять наши патентованые блага (гарантированные ЖРАТ, ЖИТ, УЧИТ и ЛЕЧТ для каждого гражданина), но при этом безбожно проигнорировать все наши посты и послушания? И книжки у них продаются какие хочешь, и за границу езжай без проверок мочи и политморсоса, и для поступления в университет не надо вступать в "юные улофпальмовцы", и радио не глушат, и голосовать можно больше, чем за одну партию, и сексоваться позволено как, с кем и когда угодно, и т.д. и т.п. Даже армия у них - элитный пионерлагерь, а не привычные и положенные верующему тяготы и лишения. И они называют это социализмом? Нечестивые еретики! Настоящий социализм должен быть безрадостным, получать от жизни слишком много удовольствия и слишком мало страданий - греховно. Радоваться без страданий будут бессмертные души в раю / наши потомки при коммунизме.

Такой подход (социализм - не средство улучшить жизнь людей, а некая самоценная абстракция, требующая жертв и смирения) кажется безумным, и странно, что его исповедует столько народу. И однако, так оно и есть. Конечный крах "шведского социализма" воспринимается не рациональным образом (типа "Как и говорил Маркс, ............ .......... .........."), а с религиозным злорадством: "Что, поняли теперь, как сделки с дьяволом заключать?!" Это не классовая сознательность, а пережиток религиозного сознания, воспринимающего страдания как не только неотъемлимую, но и необходимую часть жизни.