Рабочие «Форда» прижали начальство к стенке
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Энергичной атакой, проведя суточную забастовку, профсоюз Форда наступил на горло администрации завода. Начальство, не признававшее профсоюз с его колдоговором, вынуждено было теперь сесть за стол переговоров. Так, вкратце, можно охарактеризовать происшедшее за последнюю неделю на заводе Форд.
Анализ и некоторые подробности этой борьбы мы приведем в итоговой статье, когда ситуация полностью исчерпается хотя бы промежуточными итогами. Пока же забастовочное состояние на заводе продолжается - до успешного для рабочих конца переговоров. И делать окончательные выводы пока рановато. Нам необходимо еще раз остановиться на главном.Многие неверно оценили смысл приостановления забастовки рабочих, в этом свою роль, конечно, сыграли также и СМИ.В первую очередь, в глаза бросается попытка журналистов выставить борьбу рабочих в соответствующем низменным представлениям обывателя виде - якобы рабочие Форда борются в первую очередь за повышение зарплаты. Несмотря на то, что неоднократно заявлялось представителями профсоюза, что подчеркивалось также нами в наших материалах, что вынуждены были также приводить сами журналисты, - несмотря на это, с завидным упорством повторяются намеки, оговорки и прямые ссылки на пресловутое повышение зарплаты.Другим моментом информационной войны выступает псевдо-оптимистическое описание успехов рабочего профсоюза. Профсоюз-де выиграл дело, администрация пошла на уступки… - ну и какая тут еще может быть забастовка?Поэтому нужно напомнить еще раз суть конфликта и далее, что можно ожидать в ближайшее время.Забастовка была начата как раз после того, как администрация выступила со своим предложением повысить зарплату на 14% (и на 20% начальную ставку для первого разряда). Почему же рабочие отвергли предложение администрации? Дело в том, что администрация своим предложением хотела достигнуть другого - избежать заключения колдоговора по проекту профсоюза. Начальство заодно предложила собственный проект колдоговора, который в целом представляет собой переписанный Трудовой кодекс плюс несколько подачек "на дурачка" (буржуазные СМИ не устают приводить эти предложения с поразительной дотошностью в каждой новости о Форде). Например, администрация козыряет своим предложением о единовременной выплате "по выслуге лет", в размере 10 000 руб. Неплохая сумма, не так ли? Но более интересно другое - самый срок выслуги, который составляет…пять лет. На заводе сейчас по пальцам можно посчитать рабочих, проработавших пять лет! За пять лет рабочий успевает вложить свое здоровье в автомобили для вящей прибыли капиталистов. А учитывая еще большую текучку кадров, - ибо рабочие бежать от такого "счастья", своим неоплаченным трудом и здоровьем наращивать капитал хозяев, - что обычно рабочие не задерживаются на заводе более 2-3 лет, это предложение нельзя назвать никак иначе, чем издевательским. Остальные подачки не имеет смысла подробно рассматривать.Основные требования рабочих такие (в произвольном порядке):1.Отказ от т.наз. заемного труда - гарантия рабочих мест.2.Признание вредности и выплаты пособий по вредности. Гарантии трудоустройства для увольняемых по профзаболеваниям.3.График труда. "График работы на заводе построен таким образом, что людям в добровольно-принудительном порядке приходится выходить на работу в выходные", рабочие не могут самостоятельно выбирать дополнительные и ночные смены труда.4.Ввести систему нормирования труда согласно ТК. Мы уже об этом писали… Рабочие вынуждены работать в три погибели для выполнения норм выработки, которые основаны на расчетах капиталиста на прибыль и поэтому…вместо живых людей - рабочих, субъектом труда имеют роботов.Что касается размера зарплаты, то этот пункт, разумеется, тоже имеет существенное значение для рабочих. Но нужно рассматривать вопрос по существу: в каком отношении находятся приведенные четыре пункта требований к размеру зарплаты? Для марксиста тут все сразу понятно, но обывателям и…журналистам (о капиталисте я молчу!) это следует разъяснить "на пальцах". Дело в том, что выдвигая четыре пункта основных требований, непосредственно не связанных с зарплатой, профсоюз на самом деле борется именно против существенного занижения капиталистом стоимости рабочей силы. То есть, так или иначе, против превращения рабочих в немого инструмента, машину для извлечения прибавочной стоимости. В действительности, чтобы занизить стоимость рабочей силы - платить рабочему зарплату ниже этой стоимости, - для этого капиталисту именно необходимом превратить рабочих в безмолвный тягловый скот.Возьмем четвертый пункт: капиталист пытается за минимум рабочего времени выдавить из труда фордовских пролетариев максимум прибавочной стоимости - чем больше норма выработки, при данной зарплате, тем больше прибыль. Вот и заставляют рабочих загибаться до седьмого пота! А теперь оцените дружный вой буржуазной прессы и всякого мелкобуржуазного сброда: "Зажрались! Еще больше зарплаты требуют!"… Леший с ними. Читателю-то понятно, что с интенсификацией труда усиливается эксплуатация рабочих - вот вам и "вредность". Капиталистическое производство вообще само по себе вредно для физического и умственного здоровья пролетариев (не то, что для их приказчиков и хозяев!)... И здесь я еще не говорю о признанном законодательством понятии "вредности", который приведен в пункте 2 требований. Перейдем к этому пункту - здесь все настолько очевидно, что и администрация уже в первые дни переговоров после забастовки 14 февраля вынуждена признать (какой прогресс!!!) вредность в некоторых цехах (малярка, сборка…). Но очевидность эта стала для начальства явной и "понятной" только после суточной забастовки, в результате которого капиталисты потеряли минимум 4млн.$ и стали перед угрозой потерять еще больше! -Доллары…капитал - вот понятный язык для капиталиста. А забастовка - язык передовых рабочих Форда.Вот эти два пункта превращают рабочих в машины, в роботы для производства прибыли. Но остается еще отнять у людей язык и свободную волю. Пункт 3: хочешь зарабатывать больше? Выходи в ночную смену, или в выходной день, на пару часиков после конца рабочего дня - в любой день и время, когда я, капиталист через своего держиморду "супервайзора" тебе укажу! Ведь хочешь заработать, одеваться по-человечески, детей накормить… - попробуй только отказаться. Вот теперь ты моя пешка, мой рабочий инструмент, машина - когда я включу, тогда будешь работать. Рабочий, ты никто - ты только средство для извлечения прибыли.И пункт 1. А если рабочему что не понравится? А вдруг решит слово поперек сказать, не то чтобы что-то потребовать? Надо окончательно вырвать у рабочего язык, отнять волю на малейшее сопротивление. Вот смотри, целая армия работяг стоят в очереди на трудоустройство, и они готовы горбатиться на нас за меньшую зарплату, в выходные и сверхурочные дни… Они непритязательны "по жизни": по этой самой жизни они поставлены в такие условия, что им немногого надо от нее - куска хлеба и крыши над головой (можно при заводской общаге). Этих рабочих мы подчиним сторонней фирмочке - это уже не Форд. И эти рабочие будут вылетать с завода в долю секунды, как только решит капризный супервайзер, которому не понравится что. Вот так, кандидатов много. Так что ты ноги по одеялу вытягивай, рабочий Форда! Смотри, можешь и вылететь в два счета.Так что можно не церемониться - ни с "заемными", ни с "местными" рабочими. Разделяй и властвуй. Рабочие - мои пешки: ставлю туда, ставлю сюда…и аккурат в такой конфигурации, которая принесет мне как можно больше прибыли. Хорошая зарплата? Ок! Но тогда ты мой наемный раб, не вылезающий из завода, вкладывающий свое здоровье в четырехколесные авто, на котором будут ездить "приличные" люди обменивающий свое человеческое достоинство на рабское безмолвие заради трех лишних грош (и я даже готов подкинуть тебе еще лишних копеек, на 14 % больше)... И таков мой капиталистический фокус на Форде!(Это не специфически фордовский фокус: на всяком заводе при капитализме законом является - платить рабочему меньше, и тогда получать больше прибыли. Если бы можно было увеличить прибыль каким-то другим, более удачным способом, нежели занижением зарплаты ниже стоимости рабочей силы, то тогда зарубежный фордовский капитал не стал бы перетекать во Всеволожск. У нас пока дешевая рабочая сила - это общеизвестно).Ну, как, рабочий Форда? Хочешь сопротивляться, в "профсоюзы" поиграть, зарплаты лучшей требовать, колдоговора?.. Начальники думали, что знали ответ на этот вопрос… Предложение о повышении зарплаты на 14% и липовый колдоговор, были рассчитаны именно на таких рабочих, которых лепит система капиталистического производства на Форде - как мы показали выше, это должны были бы быть не живые рабочие, не люди, а невежественные, безмолвные машины. Работники, единственным инстинктом (не мыслью, не волей) которых является: вкалывать до седьмого пота, чтобы зарабатывать на копеечку больше. Но что-то вышло не так - рабочие отвергли благодетельное предложение капиталистов. Почему да как, об этом тут не место объясняться (в следующий раз). Мы попытались показать суть борьбы фордовских рабочих, вокруг чего она происходит. Можно уверенно сказать, что это новый этап в развитии рабочего движения. Требование о повышении зарплаты, при всей его существенности, для рабочих Форда уже является вчерашним днем, начиная с 13 февраля, когда они отвергли предложение администрации о 14% повышении. Впервые в постсоветское время, рабочие ставят экономический вопрос ребром: не зарплату повысить, а зарплату привести в соответствие со стоимостью рабочей силы. А последняя представляет собой целый сложный комплекс экономических и общественных, культурных отношений. - Начиная от условий и охраны труда, нормирования труда, графика и темпа труда, продолжительности рабочего дня, вплоть до условий и времени проезда до проходной завода - все это влияет и определяет фактическую стоимость рабочей силы. Вот рабочие Форда и не купились на фантики, предложенные администрацией. Они знают, что трудятся больше, чем получают, и что 14-процентное повышение зарплаты не идет ни в какое соответствие с тем количеством труда, который они и после этого повышения стали бы вкладывать в производимые автомобили. И капиталисты не хуже знают: четыре пункта требований профсоюза, будучи выполненными, больше отнимут из сегодняшних прибылей, нежели 14% повышение зарплаты рабочим. В этом суть!С 15 февраля забастовка на заводе приостановлена и начались переговоры профсоюза с администрацией. Переговоры прошли в пятницу, понедельник и вторник. Администрация завода приняла лишь только часть требований и то только в урезанном виде (например, речь идет о размере выплат по вредности производства). Взамен начальство надеется на отказ от забастовочных действий со стороны профсоюза на весь год - предлагает согласовывать проект колдоговора в течение года. Мы не можем привести подробностей, поскольку это может выдать планы профсоюза. Можно только сказать, что профсоюз готов возобновить забастовку в любое время, но в своем решении он будет основываться на позиции большинства рабочего коллектива. Поэтому тактические действия профсоюза будут зависеть от настроя и решимости рабочих идти до конца. Сам же профсоюзный комитет настроен более чем решительно. В случае возобновления забастовки, поддержку рабочим Форда обещает ряд профсоюзов Петербурга и России, также о помощи заявил немецкий профсоюз Ford General Works Council... Вчера вечером, на заседании Комитета солидарных действий (КСД) Петербурга и Марксистской группы Рабочая Демократия (МГРД), обсуждался конкретный план действий на случай возобновления стачки. Помимо публичных акций солидарности (пикеты и митинги), КСД планирует ряд других мероприятий, которые обеспечат давление на администрацию завода Форд. Борьба продолжается. Следите за новостями
marksizm.info