Мы – как организация марксистов должны отдавать себе отчет в том, что двадцатый век, не считая его начала, не был веком развития теории. Если проследить, как она развивалась до настоящего времени, станет ясно, что развитие теории пока еще остается делом отдельных людей, которые смогли усвоить весь предшествующий опыт, выйти на передний край и развивать ее дальше. Но таких людей было не так много, как может показаться на первый взгляд.
В 1922 году Ленин в своем Письме к съезду, говорил о личных качествах лидеров Партии, уделяя особое внимание Сталину и Троцкому, он писал: «Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом о НКПС, отличается не только выдающимися способностями. Лично он, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК, но и чрезмерно хватающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела». Ленин, который всегда подчеркивал важность теории, вообще не говорит о Сталине и Троцком как о теоретиках. В том же письме он отмечает, что «Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик Партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектику)» .[1, 345]. Как известно, именно по Бухарину учились диалектике целые поколения советских людей. Таким образом, уже в 1922 году Ленин констатирует кризис в теории.
Спустя почти полвека, в 1966 г. один из лидеров Кубинской Революции Эрнесто Че Гевара, говоря об экономике Советского Союза, указывает на очень важное обстоятельство: «Я хочу сказать лишь, что мы являемся свидетелями некоторых феноменов, происхождение которых связано с кризисом теории, а теоретический кризис возник потому, что было забыто о существовании Маркса, и потому, что основываются только на части (курсив наш) трудов Ленина, ведь Ленин 20-х годов – это только малая часть Ленина» [2, 513]. Годом раньше Че Гевара в письме Армано Харту Давалосу делится своими соображениями по поводу того, какие работы нужно опубликовать на Кубе в первую очередь: «В этой серии должны быть опубликованы полные собрания сочинений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и других великих марксистов. Никто, например, не читал [у нас] ничего [из написанного] Розой Люксембург, у которой могли быть ошибки, но которая была убита, а в делах такого рода инстинкт империализма более развит, чем наш. Не знаем мы и тех марксистских мыслителей, которые, подобно Каутскому и Гильфердингу, впоследствии сбились с дороги, но до этого свой вклад внесли – и многие современные марксисты, не полностью ставшие на схоластические позиции». [2,507] К великим марксистам Че Геварой был отнесен Сталин, в работах которого были некоторые упрощения и даже ошибки. К ревизионистам, работы которых тоже нужно публиковать, а значит, и изучать он отнес Хрущева и Троцкого. На наш взгляд, разбирать сейчас ошибки Розы Люксембург и степень вклада в развитие теории марксистов «впоследствии сбившихся с дороги», один из которых даже поддержал Гитлера, здесь не стоит.
Важно отметить, что сейчас ситуация в принципе не изменилась. Кабинетные марксисты, не доходящие до понимания одиннадцатого тезиса о Феербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» [3] - обречены на ошибки и путаницу. С другой стороны, параллельно существуют общественные движения, участники которых теорией почти не занимаются, что только вредит этим движениям.
В свете задач Организации Марксистов, отмеченных в декларации, мы, в первую очередь, должны учится, главным образом изучая работы Маркса, Энгельса и Ленина. Мы – коммунисты - несем ответственность за то, чтобы марксизм как идейно-теоретический экстракт мировой культуры стал достоянием миллионов людей. Для этого мы сами должны освоить его, чтобы развивать теорию дальше и привлекать к овладению ею других. Каждый из нас обязан в сжатом и ускоренном виде пройти тот путь, который прошли классики в своем развитии к материалистическому пониманию истории и научному социализму. Это обязательное условие успеха нашей работы.
Какая работа по изучению и пропаганде марксизма нами ведется
Определенная работа в этом направлении уже ведется: в Киеве работают кружки по изучению работ Ленина, изучению диалектического материализма, недавно закончил свою работу кружок по изучению «Экономическо-философских рукописей 1844 года» Маркса, раньше закончил работу кружек по изучению «Капитала». Участники этих кружков не заучивают фразы, сказанные Марксом, Энгельсом и Лениным, а пытаются постичь суть дела, то есть реальный противоречивый мир. Для наших активистов, а так же всех желающих сейчас проходит серия семинаров по основным вопросам теории.
Для популяризации идей Маркса, Энгельса, Ленина мы используем различные научные конференции и семинары. В 2005-2006 учебном году с нашим участием проходили конференции на темы: «Гендерные проблемы современного общества», «Актуальные проблемы управления». В 2005-2006 учебном году в Институте кибернетики действовал регулярный семинар по прогнозированию и моделированию социальных процессов, в работе которого мы тоже принимали посильное участие. В рамках студенческой научно-практической конференции «Дни науки» КПИ не первый год, работает секция диалектической логики. Ее основу составляют члены кружка, который объединяет группу студентов, интересующихся марксизмом. Но кроме этой группы, в ее работе принимают участие студенты и преподаватели из КПИ и других вузов. Многие из них именно здесь начинают интересоваться работами Ильенкова, Босенко, а затем и Маркса, Энгельса, Ленина. С нашим участием проходит ежегодная международная конференция «Ильенковские чтения». В этом году мы планируем продолжать и расширять работу в рамках подобных мероприятий.
Что касается популяризации и изучения марксизма, нельзя не упомянуть о марксистской учебе, которая проходит каждый год, и о заочной школе марксизма, которая работает на сайте Коммунист.ру. Ознакомиться с программой заочной школы и начать учиться марксизму, материалистической диалектике, может любой желающий, зайдя на наш сайт. По поручению оргкомитета, избранного на конференции «Будущее левых сил Украины», товарищи подготовили ряд докладов по самым разным темам для того, чтобы с этими докладами выступать перед самой разной аудиторией в любом уголке Украины» (список тем докладов также опубликован на сайте communst.ru). Мы планируем организовать марксистскую учебу на местах.
Важнейшие задачи сейчас выполняет бюллетень «Против течения». Думается, что читатель хорошо понимает значение той работы, которая была проделана редакцией бюллетеня.
Борьба с оппортунизмом и ревизионизмом
Теоретическая борьба – это не только борьба с открыто буржуазными теориями, - это, в первую очередь, борьба с такими явлениями как оппортунизм и ревизионизм в левом движении.
Оппортунизм - (франц. opportunisme, от лат. opportunus - удобный, выгодный) в рабочем движении, теория и практика, противоречащие действительным интересам рабочего класса, толкающие рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. Оппортунизм прямо или косвенно, путём соглашательства и открытой капитуляции или посредством неоправданных и провокационных действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников. (Большая Советская Энциклопедия).
Оппортунизм таких украинских «левых» партий как КПУ, СПУ и ПСПУ виден невооруженным глазом. Но наша задача состоит не только в том, чтобы разоблачать оппортунистические организации, она состоит и в том, чтобы показать как ошибочность, так и тенденции развития теоретических воззрений, которые приводят к такого рода действиям.
Оппортунизм и ревизионизм – неотъемлемая часть любого революционного движения. Ничего страшного в этом нет. Наоборот, критика оппортунизма и ревизионизма внутри революционной организации, играет важнейшую роль, способствуя ее становлению. Именно благодаря этой критике можно выработать подлинно революционную линию, без которой наша организация ничего не стоит.
Метафизическое абстрактное мышление, как обычный способ мышления в современном обществе, досталось каждому из нас от капитализма. Мы все пытаемся выйти за его рамки освоить и применять диалектико-материалистический метод, для того, чтобы понять мир, который надлежит изменить. Тут дискуссия может стать нашим главным помощником, она позволит выявлять наши ошибки, разницу в наших взглядах, поможет нам самим освоить диалектику, чтобы вовремя выявлять опасность и не пойти по ошибочному пути.
Поэтому мы должны создать все условия для того, чтобы дискуссия, заставляющая каждого члена организации постоянно думать – постоянно искать ответы на самые разные вопросы, была как можно более широкой и интенсивной, а линия организации четко определенной.
1. В. И Ленин «Письмо к съезду»; Полное собрание сочинений издание пятое. Москва 1978. т 43.
2. Эрнесто Че Гевара. Статьи, выступления, письма/Пер.с исп. Е.Вороновой и др. – Москва Культурная Революция, 2006.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3, с.1-5