Мифология духовности
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Среди зрелищ, которым те или иные украинские жюри приписывают эстетическую ценность, не так часто встретишь документальный фильм. Можно сказать, что документальное кино и вовсе удалено от украинских экранов или, в крайнем случае - отправлено на задворки телевидения. Но порой случается, что какой-то украинский документальный фильм, лауреат национальной премии, нет, нет, да и покажут в кинотеатре. Это событие столь редкое, что уже само по себе кажется чудом, а если и сам демонстрируемый фильм посвящён чудесному, о нём, безусловно, стоит поразмыслить.
Фильм «Почаев», который с 23 марта демонстрируется в зале «Аншлаг» кинотеатра «Жовтень», проливает яркий свет на современную мифологию украинской духовности. Это длинный документальный фильм, где сюжетом служит ряд костюмированных «исторических» новелл, посвящённых чудесам православья. Основное назначение этой ленты - приводить зрителя в состояние эйфорического трепета. Её главные герои – знаменитая Почаевская икона и небо, расцвеченное дешёвыми спецэффектами, в проёме которого угадывается фигура Богоматери.
Почти все чудеса «Почаева» обязаны своим происхождением 17-ого веку. Большей частью это истории, которые происходили с «панами», как их называют создатели фильма, и их слугами, от лица которых и ведётся повествование. Мифология почаевских чудес таким образом создаёт некое историческое чудотворное время, где «паны» в полной мере могут наслаждаться эйфорией власти при том условии, что они вовремя покаются и окажут покровительство почаевским святыням.
То есть, законы чудесного тут вполне просты и логичны, они с лёгкостью обходя все спорные вопросы, и обращают нас к суррогату реальности, скроенной в духе крестовых походов: в центре мироздания расположено авторитарное чудо, в которое необходимо поверить. Вокруг этого чуда, на периферии, две человеческие возможности – быть православным и быть «нехристем», причём последнее несёт за собой немедленное и неотвратимое наказание.
С помощью нехитрых трюков с чудесами это своеобразное «историческое» кино лишает религию всякой историчности. История испарилась, а в виде осадка зрителю достаются аляповатые костюмы и вопрос о сожительстве русского и украинского языков, которые поочерёдно звучат с экрана, создавая своеобразное двуязычное пространство, правда ценой больших потерь с обеих сторон. Об исторической достоверности, по всей вероятности, должна свидетельствовать и сопровождающая демонстрацию фильма акция – выставка православных икон в галерее «Стоп-кадр» того же кинотеатра «Жовтень».
Для фантастической духовности Почаева люди существуют лишь в качестве типов, олицетворяющих две древнейшие силы – добро и зло. В системе монастыря - это скромные просветлённые монахи и старцы, которые лучше врачей вылечат от любых болезней. Вокруг монастырской жизни - властные господа, послушные слуги в украинской национальной одежде, а также неисчислимая толпа простых прихожан. Все эти персонажи относятся к группе добра. «По ту сторону» большинство составляют агрессивные завоеватели, которых закадровый голос характеризует ёмким словом «нехристи» и несколько «отечественных» вероотступников, судьбу которых демонстрирует распущенная жена. Бесстыдство этой женщины доходит до того, что по приказу мужа и господина она решается станцевать с иконой, однако её на месте разбивает паралич, естественно, по воле провидения. Закадровый голос сообщает: «Бог осмеян не бывает».
Действительно, отсутствие иронии и смеха в любых его формах, отличает этот фильм.
Ведь одна из функций иронии, о которой писал ещё Платон, заключается в том, чтобы проявить противоречие между видимостью и сущностью. «Почаев» же предстаёт перед нами в обличье нетронутой целостности, какие-либо противоречия дотошными документалистами обнаружены не были, но зато они уделяют большое внимание сражению за истинную веру. Оно ведётся столь рьяно, что «нехристям» практически ничего не остаётся, как только погибнуть или принять православие. На этом и заканчивается основной конфликт фильма. Ни социальный, ни исторический контекст для авторов ленты как будто не существует. И религия, и история воплощаются в полной мере в образе небесного знамения. Нехитрые трюки с чудесами подменяют в этом своеобразном «документальном историческом кино» настоящую историю.
Возникает вопрос, к какому «духовному возраждению», как написано на вывешенном в интернете рекламном плакате, намерено нас привести подобное кино?
Перед нами религия, превращенная в жевательную резинку. Веру нам пытаются всучить, как ребёнку, приманив синтетическими чудесами. Путь, который прошло в двадцатом веке европейское религиозное сознание, в том числе и православное, попросту игнорируется. Фильм «Почаев» строит для нас амбивалентный мир лубочной живописности и фанатичной воинственности. Причём особо ценится в кинофильме та духовная сила, которая запросто приводит к покаянию и просветлению «могущественных властителей». В одном из эпизодов Почаевская Святыня воздействует на графа Николая Потоцкого, который до того расстреливал своих людей, «православных», ни за что, ни про что. После того, как граф вступает в монастырскую братию и отдаёт монастырю львиную долю своего состояния, ему даруется полное прощение и просветление. Таким образом, предлагается рецепт для сильных мира сего. Мы наблюдаем смещение функций документального кино, которое вместо того, чтобы развенчивать мифы, пытается их создать.
Кажется, проблема ксенофобии в этом фильме, разрешила все русско-украинские «противоречия», ради противостояния православных и тех, кто посмел пойти против них. Перед нами возникает аморфный и удобный концепт «своего» и «родного», построенный по правилам широко используемого рекламного принципа «отрицательного позиционирования». «Чужой» всегда захватчик. Его убийство – вот что может нас защитить. Религиозный экстаз такого рода показывает, насколько незначительны внутренние конфликты. Взаимопонимание, к которому призывает подобное кино, зиждется большей частью на формуле «против кого дружите?».
То, что фильм снят по государственному заказу, заставляет задуматься о том, какие именно идеологические проекты поддерживаются в коридорах власти.
Очевидно, что фантастические истории, которые нам показывают, отнюдь не безобидны. Ведь, как говориться в этом фильме, чудо обязательно оставит свой след.
contr.info