Коллективный организатор
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
В Донецком информационном бюллетене «Класс против класса» №2 за ноябрь 2006 года напечатана статья: «Каким должен быть коллективный организатор?» Статья очень оптимистичная, и видно, что автор Станислав Ретинский с энтузиазмом готов взяться за серьезную и очень ответственную работу – создание и распространение центрального печатного органа, зарождающейся революционной марксистской организации. Бесспорно, дело это нужное, но необходимо разобраться во всех его нюансах. Эпиграфом к статье служат слова В.И. Ленина. Повторим их: «Газета не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».
Давайте вместе разберемся: какую в действительности роль играла газета 100 лет назад, и какую должна играть сейчас?
Как известно всем, 100 лет назад не было ни радио, ни телевидения. Единственным и самым главным средством массовой информации (СМИ) в мире была газета. В то время газеты всех политических партий, а так же печатные органы монархии находились приблизительно в одинаковых условиях, и различие было лишь в размерах тиража, качества бумаги и, конечно, в содержании статей.
Большевистская «Искра», газеты эсеров и т.д. были органами революционных партий, обличающих царское правительство и показывающих, как с этим правительством бороться. Объясняли тактику борьбы и конечную цель – свержение правительства и революцию. Финансировалось издание газеты из нескольких источников.
Во-первых, помощь богатых буржуа, сочувствующих революционерам и заинтересованных в свержении царизма.
Во-вторых, финансирование из иностранных источников. Это и правительства государств, заинтересованных в ослаблении России. Это и международный капитал, видевший в царизме тормоз своего развития и т.д.
В-третьих, средства поступали от работы боевых групп большевиков и эсеров. Частые и плодотворные экспроприации денег и ценностей из царских банков и т.д.
В-четвертых, добровольные пожертвования сознательных рабочих через марксистские кружки.
Думаю, поступление денег из источников по последнему пункту были незначительны и решающей роли в деятельности партии и в издании газеты не играли. Почему? Да потому, что сознательных марксистов-пролетариев было не так уж много.
Среди рабочих большой процент был безграмотен. А грамотные рабочие очень часто занимались квалифицированным, высокооплачиваемым трудом и попадали в разряд рабочей аристократии. Революция таких не интересовала.
В крестьянской среде безграмотных было еще больше. Это вообще был дремучий, забитый общественный класс.
Где и кем распространялись революционные газеты, и кто их читал?
Рабочая аристократия, возможно, и читала эти газеты в ознакомительном порядке, а, возможно, и нет. Сразу хочу оговориться, что беру в расчет массовое явление, а не единичные факты. Конечно, среди рабочей аристократии были сознательные пролетарии-марксисты. Но, в основном, это были люди с мелкобуржуазным типом сознания, с хорошим заработком и привилегированным положением, которое им обеспечивали хозяева-капиталисты, а так же их администрация.
Острие революционной агитации было направлено в среду иных слоев угнетенных, чернорабочих и т.д. Но читать революционные газеты они не могли, по причине своей неграмотности. Распространение революционных газет в этой среде теряло смысл.
Но агитация велась и велась довольно-таки успешно. На заводы проникали агитаторы из разных партий. Они устраивались на работу, организовывали марксистские кружки, привлекали сознательных рабочих к партийной работе в качестве профессиональных революционеров, т.е. содержащихся на деньги партии. Эти люди могли свободно перемещаться по стране и не были материально привязаны к тому или иному производству. Они, в случае опасности ареста, могли уволиться с завода и были уверены, что революционная партия обеспечит и материально и морально переход на нелегальное положение, поможет скрыться от охранки и не оставит на произвол судьбы семью, если таковая имелась.
И вот эти профессиональные агитаторы, держа в руках номер революционной газеты, в устной форме несли рабочим все теоретические идеи, какие были в ней. Причем, делали это доходчиво, своими словами. А грамотные, сознательные рабочие сами читали. Но тексты статей в революционных газетах писались высокоинтеллектуальными людьми и таким же слогом, поэтому для основной массы эти статьи были непонятны. Именно по этой причине Ленин требовал создания «сети местных агентов…, знающих общее положение дел…», т.е. людей, собирающих живую информацию и в виде доходчивых, понятных массе статей помещающих ее в газету.
Итак, революционные газеты если и продавались читателям-рабочим и крестьянам, то в очень небольших количествах. Но, несмотря на это, агитационная информация доходила до ушей и сознания людей.
У царских редакций и правительственных газет не было таких профессиональных агитаторов, которые доносили бы до сознания угнетенных свою эксплуататорскую «правду», преподнося ее, как истину в последней инстанции, пригодную для всех сословий и классов. В следствие этого читателями этих газет рабочие не были. Их читали, в основном, представители финансовой и политической «элиты».
Итак. В то время роль коллективного агитатора была, скорее, не просто у газеты, а у профессиональных агитаторов и газеты. Именно профессиональные агитаторы выполняли роль коллективного организатора на самом низовом уровне вокруг газеты, которую они представляли, и которая, в свою очередь, являлась печатным органом той или иной революционной политической партии.
Если внимательней присмотреться к этой схеме работы, можно прийти к выводу, что в деле пропаганды и агитации буржуазные и правительственные царские газеты сокрушительно проигрывали газетам революционным. В этом одна из причин репрессий в отношении профессиональных агитаторов и активистов марксистских кружков со стороны царского режима, запрет на издание революционных газет и т.д. Это говорит не столько об агрессивности царизма, сколько о его бессилии.
На место арестованных агитаторов из рабочей среды приходили новые, вместо закрытых газет начинали издаваться другие с измененными названиями. Газеты своих читателей и почитателей не теряли. Просто агитатор объяснял, что так, мол, и так, предыдущего агитатора арестовали, газету с тем названием закрыли, но вот другая, по сути, о том же, если меня арестуют, придет другой.
Подобная самоотверженность и преданность делу только повышала авторитет партии, вселяла в рабочих ненависть к царскому правительству и хозяевам-капиталистам и, тем самым еще лучше служила делу революции. В этом заключалась серьезная нелегальная работа партии. Но, кроме нее, еще существовал очаг партизанской войны, которую вели с царизмом боевые группы всех революционных партий.
Добавив к этой, субъективной причине еще и объективную - война, кризис, нехватка продовольствия – получаем полноценную революционную ситуацию, которая закончилась победой революции в 1917 году.
Какова ситуация сейчас? Высшим, самым влиятельным, средством массовой информации является телевидение. Именно посредством него в большей мере происходит зомбирование, одурачивание населения в массовых масштабах. Второе место в этом деле занимает радио. Газеты и Интернет сейчас в меньшей степени влияют на качество массового сознания. Газета – это узко корпоративные СМИ.
Постоянно навязывается мнение, что «каждый должен заниматься своим делом». Экономисты – экономикой, политики – политикой и т.д. А для всех существует развлекательное телевидение, «желтая» пресса и всякие увеселительные сайты в Интернете.
Экономисты читают экономические газеты, политики – политические, а подавляющая масса населения вообще ничего не читает, удовлетворяясь развлекательными теле и радио передачами. Очень немногие удосуживаются смотреть даже выпуски новостей. Им неинтересно. Уровень политической и другой грамотности населения очень низок. Таков типичный образ обывателя.
Следует учесть, что подавляющая масса рабочих и др. трудящихся поражена мелкобуржуазной обывательской психологией, поэтому нашу газету, наш «коллективный агитатор и организатор» читает очень узкий круг рабочих, а так же читают те, кто газеты издает и редактирует.
Мы сейчас находимся в ситуации столетней давности. Только тогда рабочие газету не читали, потому что читать не умели, а сейчас не читают, поскольку попали в сети еще более жуткой безграмотности – добровольного наплевательского отношения и к себе, и к своим детям, и ко всему на свете. Зараза развлечений и потребительства поразила почти всех!
Сейчас ситуация на порядок ниже. 100 лет назад не было радио и телевидения. А сейчас есть и служит эта машина оболванивания буржуазному государству.
Наши враги знают, что делают. Они эффективно используют обычную человеческую лень. Ведь тупо слушать и смотреть легче, чем читать, писать и думать.
Психологами и физиологами замечено, что, чем дольше человек пребывает в состоянии бездумной лени, тем труднее ему вернуться к нормальному для мыслящего человека состоянию. Мозг надо тренировать, как и мышцы. Без тренировки мозг атрофируется, и в человеческой деятельности начинают преобладать животные инстинкты – еда, сон, размножение и развлечения, которые так или иначе связаны с естественными нуждами.
Следует сказать честно. Народ попал в катастрофическую ситуацию. Наверное. Многие заметили, что современные революционные газеты, как и членов их редакций, власть почти не преследует в уголовном порядке, как это было 100 лет назад. Пожалуй, группа одесских коммунистов-революционеров – это исключение. Нам вменили в вину «призывы к свержению государственной власти в СМИ, т.е. в газете «Совет рабочих депутатов». Но эту политическую статью уголовного кодекса СБУ повесила на нас лишь для того, чтобы оправдать свое существование, да еще, чтобы усилить обвинение. Но вначале они вообще хотели на газету и призывы внимания не обращать. В других случаях так и происходит. Власть не обращает внимания на революционные газеты. Они не опасны для них. Власть знает, что население сейчас мало читающее. Под сенью подконтрольного ей телевидения правительство чувствует свое могущество и власть над умами и душами подданных. Но все сразу меняется, когда приходишь на любое предприятие с той же революционной газетой, но со своими устными комментариями к ней. Я это испытал на себе. В Одессе в трамвайном депо в 2002 году мы вели устную агитацию. Охрана нервничала явно, вызвали милицию, обещали с нами физически расправиться. Все это свидетельствует о том, что мы попали в болевую точку. Власть, как и 100 лет назад боится профессиональных агитаторов, за спиной у которых стоит газета революционной партии.
Вывод напрашивается сам собой. В первую очередь мы обязаны организовать сеть профессиональных агитаторов. Газеты, с которыми можно идти к рабочим уже есть. Конечно, газеты надо улучшать, делать их более интересными, более конкретными, более агрессивными. Каждую обличительную статью надо заканчивать выводом о том, что делать в описываемой ситуации: либо забастовка, либо организация революционного профсоюза, либо восстание. Мы должны объяснять с научной точки зрения, что тот или иной вид борьбы необходим как выход из создавшейся ситуации. Многие упрекали меня в преждевременности призывов к восстанию. Извините, но я никогда не призывал к немедленному восстанию, т.е. к восстанию с сегодня на завтра. Это было бы глупо. Мы в газетах, листовках всегда писали, что выход из сложившейся социально-экономической ситуации во всеобщей стачке и последующим восстанием, но мы еще не готовы к восстанию, значит, надо готовиться и ждать. А подготовка к выступлению – это не только техническая готовность, не менее важна и массовая психологическая подготовленность. Люди не должны бояться восстания. Когда пробьет час, рабочие должны спокойно, без истерик делать то, что необходимо в данный момент. Строить баррикады, браться за оружие и т.д. Это и называется готовность к восстанию. А сейчас рабочие даже слова этого боятся.
Готовы ли они к серьезным боям, даже если их вооружить с головы до ног? Нет, и еще раз нет! Трудовой народ должен быть уверен в необходимости и правильности своих действий, и опорой этой уверенности должна служить марксистская теория. А откуда возьмется эта уверенность, если газет люди не читают? Уверенность в правоте восстания людям должны принести профессиональные агитаторы, показывая пример самоотверженности, приводя примеры борьбы со «своими» правительствами современных революционных боевых групп.
Повторюсь, бессмысленно надеяться, что газету будет покупать масса рабочих. Конечно, стремиться к повышению массовости газеты надо, но одновременно с этим надо искать другие источники финансирования. Конкурировать с телевидением и радио в деле агитации и развлечений мы не можем, работая так, как работаем сейчас.
Не имеет смысла прорываться на буржуазные каналы радио и телевидения. Нас туда не пустят, а если и пустят, то мы не сможем говорить народу то, что должны сказать.
Выход есть. Это создание нелегальных радиостанций. Передвижных, - чтобы было труднее запеленговать. Тогда будет возможно в устной форме агитировать очень большую аудиторию. Многие мне возразят. Что сейчас это невозможно, что спецслужбы очень сильны и т.д. Согласен. Но спецслужб бояться нечего. Надо осторожно, с меньшим количеством провалов и арестов делать свою работу. И, конечно. сайт. В газетах, листовках, радиопередачах, при помощи профессиональных агитаторов мы должны популяризировать сайт.
В принципе. Наши газеты и сайт уже выполняют роль «коллективного организатора». И довольно неплохо выполняют. Вокруг редакции и сайта собираются люди, которые являются профессиональными революционерами по духу. Осталось оформить эти сборы в виде реальной организации (не путать с регистрацией в Минюсте) и начать активно работать.
Научно-технический прогресс, сама жизнь усложнили нашу задачу, поэтому, чтобы добиться успеха мы должны использовать все виды борьбы: легальные и нелегальные, мирные и боевые. Все!
В противном случае мы останемся сектой, не имеющей авторитета среди рабочих и других угнетенных масс и оторванной от рабочего и вообще народного протестного движения.
Не надо бояться трудностей и, якобы фантастических, планов. При ближайшем рассмотрении они оказываются не такими уж и фантастическими. Че Гевара не зря говорил: «Будьте реалистами – добивайтесь невозможного».