О сущности предстоящего коммунистического переворота
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
А потому перестань, лишь одной новизны устрашаясь,
Наше ученье умом отвергать, а сначала сужденьем
Острым исследуй его и взвесь; и, коль прав окажусь я,
Сдайся, а если не прав, то восстань и его опровергни.
Лукреций «О природе вещей»
 Человек есть то, что он производит. Если вы «производите» стихи, то вы производите из себя поэта. Если вы производите сталь, вы тем самым производите из себя металлурга. Если вы создаете музыку, то результатом этого процесса будут не только музыкальные произведения, но и вы сами как композитор. Особенность буржуазного общества заключается в том, что люди здесь производят металл, уголь, стихи, квартиры, музыку, машины, фильмы, книги и т. д. и т.п. в качестве массы разнообразных товаров.
Но если вы производите товары, то тем самым вы неизбежно производите и воспроизводите сами себя в качестве товара.
К чему стремится в буржуазном обществе подавляющее большинство людей, в чем оно видит главную цель всей своей жизни? К чему призывают нас с обложек глянцевых журналов красивые, хорошо, а главное, дорого одетые мужчины и женщины? Ясно к чему –  во что бы то ни стало быть товаром если не высшего, то уж во всяком случае первого сорта. Достоинство человека в буржуазном обществе есть меновая стоимость и прямо измеряется уровнем дохода или заработной платой, которую тот получает. Другими словами, вы стоите ровно столько, сколько вы получаете и ни копейки больше. Человек здесь также подвержен колебаниям спроса и предложения, как и все остальные товары. Только избранные “человеки” при капитализме представляют собою товары высшей категории, масса же – залежалый товар второго и третьего сорта, а то и просто неликвиды.
Буржуазное общество есть общество частных собственников, частных товаровладельцев. Даже если вы не обладаете никакой собственностью, вы располагаете таким товаром, как рабочая сила той или иной квалификации, стоимость которой определяется общественно необходимыми издержками на ее производство. Естественное состояние людей в буржуазном обществе есть война всех против всех – конкуренция. Покупатель и продавец, кредитор и должник, работодатель и наемный работник, начальник и подчиненный находятся здесь в постоянном антагонизме друг с другом. Преступность, коррупция, проституция, алкоголизм и наркомания, а главное, война, уничтожение людей людьми являются вечными спутниками этого общества. Последняя представляет собой только одну из форм конкурентной борьбы между крупными группировками частных собственников и товаровладельцев, которые называются государствами. Уже дважды в истории человечества – в 1914-1918 и в 1939-1945 гг. – война как форма разрешения противоречий между различными группами буржуазии приобретала мировой характер. Сегодня вопрос стоит так: или человечество покончит с конкуренцией, или конкуренция приведет к уничтожению человечества, учитывая какими производительными силами (они же средства уничтожения) располагают сегодня противоборствующие центры накопления капитала. Поскольку капитал и рынок приобрели в настоящее время мировой, планетарный характер, то и покончить с ними, естественно, можно только посредством мировой коммунистической революции, к которой вновь подводит человечество само развитие противоречий буржуазного общества.
Коммунистическая революция призвана осуществить коренной переворот в общественном производстве, который заключается не просто в уничтожении буржуазных производственных отношений и замене их другими производственными отношениями, а в уничтожении производственных отношений как таковых. Какие отношения К.Маркс называет производственными? – «Определенные, необходимые, от воли людей не зависящие отношения» – отношения частной собственности, конкуренции и рынка. «Это закрепление социальной деятельности, – пишет Маркс, – это консолидирование нашего собственного продукта в какую-то вещную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, …является одним из главных моментов во всем предшествующем историческом развитии. Социальная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов, – эта социальная сила вследствие того, что сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно, представляется данным индивидам не как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают; они, следовательно, уже не могут господствовать над этой силой, – напротив, последняя проходит теперь ряд собственных фаз и ступеней развития, не только не зависящих от воли и поведения людей, а, наоборот, направляющих эту волю и это поведение» (Маркс К., Энгельс Ф. Т.3, с.33).
История развития производственных отношений есть история утверждения человеком господства над внешней природой, история развития производительных сил. Но в то же время это есть история развития его собственной человеческой природы (и утраты власти над ней), которая в форме производственных отношений азиатского, античного, феодального и современного буржуазного способа производства проходит в своем развитии ряд не зависящих от сознания и воли человека ступеней. Если вся история развития производственных отношений есть история овладения человеком внешней природой (механической, физической, химической и органической формами движения материи), то коммунистическая революция есть процесс овладения человеком своей собственной общественной природой, процесс ликвидации всех отношений, независящих от общественной воли и общественного сознания человека, процесс ликвидации отношений господства и подчинения и заменой их отношениями сотрудничества и взаимопомощи.
В предшествующем историческом развитии, в процессе выделения человека из природы, в процессе овладения человеком внешней природой, само производство и воспроизводство человека и его способностей носило побочный характер, было подчинено производству вещного богатства, накоплению капитала, частной собственности, денег, прибыли и т. п.
Задача коммунистического переворота заключается в том, чтобы производство вещей подчинить «производству» универсально развитых индивидов как самоцели общественного развития.
Каким образом осуществляется этот процесс? Во-первых, тем, что созданные всеми предшествующими поколениями колоссальные производительные силы, которые в настоящее время приобрели мировой, планетарный характер, переходят в общественную собственность, прекращают функционировать как капитал. Во-вторых, тем, что необходимое рабочее время занятых в непосредственно материальном производстве людей сокращается до 6-5-4… часов в день и резко увеличивается свободное время индивидов для всестороннего развития всех своих способностей. Свободное время, а не рабочее время, таким образом, становится главным,  определяющим фактором в развитии производительных сил человека. Сокращение рабочего дня отдельного индивида, кроме прочего, позволяет интенсифицировать труд, увеличить производительность труда, а также на порядок увеличить рабочее время всего общества, поскольку сокращенный рабочий день позволит включиться в общественное производство подросткам, студентам, пенсионерам, домохозяйкам и т.д., не говоря уже о целой армии безработных, которые в результате коммунистической революции получат возможность работать и учиться. («Чем сильнее растет производительная сила труда, тем больше может быть сокращен рабочий день, а чем больше сокращается рабочий день, тем сильнее может расти интенсивность труда. С общественной точки зрения производительность труда возрастает также с его экономией». /Маркс К. Капитал. Т.23, с. 539./ «Сбережение рабочего времени равносильно увеличению свободного времени, т. е. времени для того полного развития индивида, которое само, в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда…
Свободное время – представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности – разумеется, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс производства». /Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг.  Ч. II, с.223-224/.)
 В-третьих, тем, что сфера собственно производства человека, формирования и развития его способностей, то, что в докоммунистических способах производства является надстройкой: политика, искусство, образование, наука, педагогика, философия, культура в целом – выводится из сферы действия товарно-денежных отношений, превращается в базис развития универсальной производительной силы – человека.
Коммунистический переворот есть типичный пример диалектического движения, в котором причина, предпосылка, становится следствием, а следствие превращается в основание дальнейшего развития, в котором предпосылка снимается и полагается в качестве производного от того, что ранее было ее следствием.
Так, человек возникает в результате эволюции биологической формы движения материи. В то же время, в процессе своего выделения из природы он подчиняет последнюю благодаря орудийной деятельности, труду, производству и ставит удовлетворение своих физиологических нужд как биологического вида в полную зависимость от степени развития производительных сил, степени развития материальной и духовной культуры.
Промышленность (ремесло) исторически возникает из развития земледелия, сегодня же земледелие всецело подчинено развитию промышленности, став фактически одной из его многочисленных отраслей.
Город возникает из развития деревни. В азиатском, античном, феодальном способе производства, деревня все еще продолжает господствовать над городом. В буржуазном обществе происходит переворот: город полностью подчиняет себе деревню.
Деньги возникают первоначально из обмена излишками натурального хозяйства. В процессе обмена товара на товар (Т –Т), чисто стихийно, один особенный вид товара получает форму всеобщего эквивалента, в котором все другие товары выражают свою стоимость. Так возникают деньги. Процесс обмена товаров приобретает теперь следующую форму Т – Д –Т. Из простого товарного обращения (продажа ради купли) рано или поздно возникает капитал, всеобщая формула которого есть Д – Т –Д (купля ради продажи). Если в азиатском, античном, феодальном обществах люди обмениваются все еще только излишками натурального хозяйства, то в капиталистическом обществе товарная форма становится всеобщей, тотальной. Здесь уже фактически все производится не с целью собственного потребления, а на продажу. Деньги, превратившиеся в капитал, тут превращаются из простого посредника в господина, властвующего над всем материальным и духовным миром человека.
Коммунистический переворот можно условно разделить на две фазы:
1) Свержение власти капитала, слом буржуазной государственной машины и установление диктатуры пролетариата.
2) Упразднение пролетариатом себя как класса и отмирание государства диктатуры пролетариата.
«Одержав победу, пролетариат никоим образом не становится абсолютной стороной общества, ибо он одерживает победу, только упраздняя самого себя и свою противоположность. С победой пролетариата исчезает как сам пролетариат, так и обуславливающая его противоположность – частная собственность» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2, с.39.)
Понятно, что упразднение пролетариатом себя как класса есть процесс более сложный, чем свержение господства буржуазии, хотя, конечно, он является предпосылкой и необходимым условием, без которой ни о каком уничтожении разделения общества на классы (в том числе трудящиеся) не может быть и речи.
Каким образом пролетариат упраздняет себя как класс? Тем, что поголовно включается в деятельность, которая сегодня представляет привилегию так называемых образованных классов, и в которой формируются и развиваются всеобщие (общие для всех), универсальные способности человека. Это, прежде всего, политика, педагогика, философия и искусство.
Эти сферы человеческой деятельности только на первый взгляд представляют из себя такие же специальности и профессии как токарь, врач, летчик, электрик, бухгалтер, плотник и т. д. и т. п. В действительности же то, чем занимаются сегодня представители «свободных профессий», является сущностными, неотъемлемыми  определениями человеческой деятельности как таковой. Например, вы можете не быть программистом или пекарем, но вы никак не можете уклониться от педагогической деятельности вообще, так как все мы представляем из себя детей и родителей, воспитателей и воспитуемых, учителей и учеников. Мы можем быть плохими педагогами или хорошими, но не воспитывать друг друга, не быть педагогами вообще – не в нашей власти. То же самое касается философии, предметом которой являются мышление, познание и законы его развития. Мышление есть универсальная, всеобщая, то есть общая для всех, способность человека. Не мыслить человек не может так же, как не может не дышать. Человек, поскольку он есть мыслящее существо – философ по определению. Он может быть плохим (невоспитанным) мыслителем или хорошим (образованным), но не быть он им не может. То же самое относится к политике как сфере управления людьми и области искусства, в которой развивается продуктивное воображение человека и к которой, так или иначе, причастны все люди, поскольку эстетическое отношение к действительности пронизывает как отношения человека к человеку, так и его отношение к природе. Без приобщения всех людей к искусству невозможно утвердить истинно человеческие отношения между людьми.
Разделение труда, отделение массы людей от непосредственного участия в политике, педагогической деятельности, от занятий философией и искусством калечит их в умственном, нравственном, в собственно общественном отношении, превращает их в абстрактных, односторонне развитых индивидов – узких специалистов, профессиональных кретинов и идиотов. Естественно, что приобщение всех людей к высшим достижениям культуры и цивилизации невозможно без перехода ко всеобщему высшему образованию, к непрерывному образованию и развитию способностей каждого человека на протяжении всей его жизни. Без перехода ко всеобщему высшему образованию невозможно упразднить пролетариат как класс, а значит, государственную и хозяйственную бюрократию, в монопольном распоряжении которой находится сегодня управленческий труд.
Перефразировав известный ленинский афоризм, сущность предстоящего нам переворота можно сегодня выразить в следующей формуле: Коммунизм есть Советская власть (диктатура пролетариата) плюс новейшие информационные технологии в сфере управления производственными и социальными процессами, плюс 4-часовой рабочий день, плюс всеобщее высшее образование.
Только то и всего.