О таинствах укладки кирпича, или камень в огород болонской системе
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Многие наверняка знают, как велик сегодня спрос на украинских программистов за рубежом. Ну плакать хочется от гордости за этих ребят, которые могут часами говорить на непонятном языке и творят чудеса, достойные покусанных локтей Microsoft. «Нашим людям свойственна та врожденная гениальность, которая не доступна избалованным европейцам и тупым американцам», - авторитетно заметит вам товарищ по офису за чашкой кофе в обеденный перерыв. Недаром же столько наших умов «перетекает» на запад, и столько бизнесменов обводят вокруг пальца родную налоговую службу.
Однако списывать достижения серого вещества наших людей на постсоветсткий менталитет следовало бы с большей осторожностью. Гораздо более правдоподобной причиной подобного рода «интелектуального превосходства» является тот факт, что советская система образования, которая по инерции продолжает свое существование на обломках соцлагеря, была наиболее эффективной в мире. И хотя ее доступность в последнее время ощутимо ограничивается материальным фактором, бесспорным остается то, что специалисты, воспитанные по ее принципам, высоко котируются как в первом мире, так и в новых индустриальных странах с их стремительно развивающимися рынками. Общепризнанной отличительной особенностью или, как модно теперь выражаться, конкурентным преимуществом таких специалистов являются широкая и разностороняя теоретическая подготовка, позволяющая не только найти нестандартный способ решения поставленной задачи, но и творчески подойти к самой задаче, разобраться в природе ее возникновения, заглянуть в глубь проблемы, устранить ее корень. К слову сказать, именно на решении таких, сложных и нестандартных, программистских задач и специализируются украинские и российские производители програмного обеспечения. Говорят, что здесь им нет равных, и это секрет их успеха на мировом рынке ПО.
Оказывается, по своему кадровому потенциалу Украина является одной из сильнейших стран мира. Например, по количеству сертифицированных программистов наша страна занимает 7 место в мире, уступая лишь США, России, Индии, Китаю, Ирландии и Израилю, как сообщает в своей статье Президент Ассоциации IT-Украины, председатель совета директоров SoftServe Business Systems Игорь Мендзебровский. Также, по мнению экспертов ЮНЕСКО, Украина находится на 23 месте по интеллектуальному потенциалу, в то время как Финляндия – на 1-м, США – на 13-м, Россия – на 27-м. Эти данные говорят о многом в отношении реальных и потенциальных экономических преимуществ данных государств. В современных условиях информатизации хозяйственных процессов особое значение приобретает развитие информационных секторов экономики, и несомненным базисом для этого является обеспечение отрасли достаточным количеством квалифицированных кадров. Что касается Украины, то развитие рынка программного обеспечения в стране за последние годы впечатляет своими показателями – за 2000-2005 гг., как сообщает журнал «Компьютерное обозрение», его рост составил 54% - и это с учетом сдерживающих факторов, таких как неблагоприятное налогообложение и «тенезация» отрасли; при максимальном же использовании наличного потенциала данная отрасль, по мнению Мендзебровского, способна дать рост в 70-100% в год. По объемам оффшорного аутсорсинга IT Украина в 2005 г. заняла 17-ю позицию в рейтинге передовых стран, и по словам экспертов, может претендовать на место в первой десятке стран-экспортеров IT через пять лет. И в этой ситуации одним из камней преткновения для IT-сектора в Украине на данном этапе является, как ни парадоксально, снижение уровня образования и подготовки кадров.
За годы независимости Украины сфера образования оказалась загнанной в угол настолько, что сегодня, крича о невероятном интеллектуальном потенциале страны, мы в то же время недосчитываем 50-75% востребованных на украинском рынке специалистов в области IT – той области, развитие которой при настоящем положении вещей является жизненно необходимым для Украины в условиях ужесточающейся международной конкурентной борьбы, не говоря уже о том, что роль низкотехнологичного сырьевого придатка, которую мы взяли на себя в начале девяностых, устраивает наших политиков и предпринимателей и по сей день. По данным электронного журнала IT-job, за последние пять лет прирост рабочих мест в IT-секторе составил 3,5 тыс., при этом реальные данные могут быть на порядок выше. В тоже время, среднегодовой прирост выпуска студентов IT-специальностей - 735 человек в год. Перекос в объемах спроса и предложения квалифицированной рабочей силы в отрасли очевиден, при этом выпускники зачастую не имеют должного уровня подготовки, что выливается в снижение производительности труда в секторе на 20%.
И вот, когда вопросы образования вновь актуализированы в свете новомодной парадигмы конкурентного развития, наша страна становится на путь так называемого болонского процесса, который уготован странам, подписавшим декларацию, министрами образования ЕС. Не разобравшись в позитивах и негативах этого процесса для Украины, большинство пожимает плечами, апеллируя к высосанному из пальца «европейскому уровню», а украинский студент сладостно хватается за перспективу поучиться в Европе, путешествуя при этом по разным странам и реализовывая тот самый план по содействию мобильности (студентов, преподавателей, исследователей и пр.).
Что же такое болонская образовательная система? В двух словах это директива по углублению специализации, отказ от скучной теории и ориентация на практику. Получить диплом «поможет» система кредитов (очков), согласно которой студент изучает что угодно, в зависимости от меняющихся предпочтений, и главной его целью является набрать определенное количество очков (можно в разных вузах!), после чего и выдают диплом. Эта практика уже имеет место в некоторых странах ЕС - здесь уже не вникают в детали, которые «на работе не пригодятся», и конечно, многие наши студенты с удовольствием учились бы по такой же веселой схеме. Студентов можно понять, но откуда такое рвение правительства отказаться от того научного, а следственно и экономического потенциала, который заложен в существующей образовательной системе? Не стоит забывать о том, что эта инициатива надежно подкреплена финансовыми средствами ЕС, оставляя в покое госбюджет Украины. Путем присоединения к болонскому процессу украинские политики убивают трех зайцев: во-первых, есть что предложить к вопросу об образовании на злобу дня (прекрасная имитация работы в данном направлении), во-вторых, это еще один лакомый кусок для трепещущих масс, надрессированных рубить окно в Европу (или вообще куда-нибудь), и в-третьих, наконец-то виден свет в конце тоннеля, и тыкание носом в финансирование научно-образовательной сферы скоро прекратится.
Интересно, что страны, которые добились успехов в развитии той же IT отрасли двигалисть в противоположном от сужения специализации направлении. Для сравнения можно привести пример Финляндии, которая с распадом СССР, как и Украина, пережила экономическую разруху, так как ее позиции во многом поддерживались экономическими связями с соцблоком. Сегодня эту страну называют мобильной долиной, она находится в списке лидеров в рейтингах по конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума, Международного Института Развития Менеджмента, ООН и др., и особенно важно, что, например, в отличие от США, при этом она характеризуется высоким уровнем социальных гарантий и стабильно низким уровнем социальной несправедливости и преступности. Исследования показывают, что эти показатели в большой степени достигнуты путем наращивания и четкого распределения государственного финансирования научной сферы, а главное – отказа от рыночных механизмов в области науки и образования.
К сожалению, все мы догадываемся, куда направлялись государственные средства Украины в годы «постсоветской эйфории», и очевидно, это совсем не наука и образование в нашей стране. При должных инвестициях в интеллектуальный ресурс в 90-х сама постановка вопроса о болонском процессе сегодня казалась бы смешной. В настоящее же время одной из угроз внедрения болонской системы, по мнению некоторых исследователей, есть перспектива установления международного образца дипломов, что станет серьезным барьером для сегодняшних специалистов на интегрированном рынке труда.
В Финляндии «болонский процесс» внедряется с большой осторожностью и в противоположном от коммерциализации и специализации направлении. По существу, из всей «болонской системы» финнов интересует только большая открытость университетов и развитие академических обменов. Все высшее образование в стране – бесплатное, причем развивается оно как политехническое – за последние годы здесь существенно выросла, и абсолютно, и относительно, численность студентов, изучающих комплекс базовых физических и математических дисциплин. Украинские реалии прямо противоположны – здесь преобладают тенденции к сокращению часов на эти дисциплины. «Секрет» финских программистов, создавших Linux и придумавших систему свободного распространения программного обеспечения GPU/GPL, весьма напоминает «секрет» наших программистов, изучавших в университетах массу «ненужных» дисциплин, получавших в свое время стипендии и имевших таким образом достаточно времени для творческих экспериментов и развития эрудиции. Разница только в том, что у нашего «секрета», похоже, уже нет будущего. По крайней мере, до тех пор, пока у нас недостаточно сил и инструментов что бы заставить государство кардинально изменить свою политику в образовательной и научной сфере.
Какие цели преследуют правительства стран ЕС, внедряя болонскую систему? Сергей Митрофанов в своей статье о плюсах и минусах болонского процесса (2003 г.) обращает внимание на образование в ЕС как на «эффективный инструмент сглаживания социальных противоречий либерального общества» и «единственый способ повысить социальную статусность субъекта» в настоящеее время. Он допускает, что в силу этого европейский бизнес, поощряя человеческую конкуренцию, способствовует уравниванию возможностей для европейцев получить образование. Обращая внимание на то, что Кэмбридж и другие элитные вузы Европы не задействованы в болонском процессе, он цитирует координатора международного форума по проблемам реформы образования К. Сигмана: «Европейский союз строит дерегламентированную сферу образования для «обычных» людей, но остается нормальная сфера образования для элиты». Диплом, полученный простым европейским студентом за набранные в разных вузах очки, вряд ли сможет стать серьезным аргументом для получения высокооплачиваемой работы по окончании учебы, и возможно, поэтому эта программа активно поддерживается европейской бизнес-сферой. Что же касается распространения программы на страны СНГ, то здесь вспоминаются слова одного знакомого айтишника о том, что болонская система позволит нашему программисту в совершенстве овладеть технологией укладки белого кирпича, но если кирпич окажется красным, а кельма - другого вендора, то это будет уже за пределами его компетенции. Очевидно, болонская система – это белые тапки для нашего образования, она не просто не позволит поднять уровень подготовки кадров в стране, но и при должном содействии руководящего состава поможет добить то, что осталось. Новые, подготовленные по ней специалисты будут неадекватны потребностям и специализации украинских фирм, которые уже сейчас задыхаются от нехватки квалифицированной рабочей силы. Вопрос утечки умов будет решен (а чему собственно утекать?), и каждый сможет заниматься кирпичами своего цвета в своей стране и за очень умеренную зарплату. Вот только проблема международных экономических позиций Украины решается таким способом прямо скажем неубедительно, а болонский процесс, по всей видимости, несет лишь дополнительные противоречия для экономического развития страны.
О творческой самореализации речь в статье идти не будет. Да и о чем тут говорить: углубление специализации - шаг ли это в направлении гармонического развития личности, к которому так стремится человечество? Или все же этот шаг был сделан раньше, в иных условиях, под иными лозунгами, а мы сейчас лишь поворачиваем вспять и не видим альтернатив?
Источник: www.contr.info