«Дело грузин»: проверка консенсуса или больная совесть российского капитализма
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
За всеми эмоциями, которые вызывает эта история, хочется не упустить ее главные линии и закономерности. Также не хотелось бы преувеличивать масштабы истерии и масштабы реакции на нее. В самом деле: каждый из обсуждаемых случаев имеет абсурдный и случайный характер, не правда ли? - где-то проверили списки учеников, кого-то обыскали, где-то закрыли ресторан, где-то - выставку грузинского художника (хозяин помещения сам на всякий случай закрыл), где-то владельцы хостинга отказали в обслуживании людям с грузинскими фамилиями и радостно сообщили об этом на своем сайте. Особенно радуют два последних случая и другие, подобные им. Если поведение ментов не удивляет, то резвости буржуазии всегда умиляешься как в первый раз. Конечно, не все так.поступают. Так поступают только предприимчивые люди, настоящие патриоты и хорошие хозяева, озабоченные судьбой своей страны и своей собственности. Остальные не делают ничего. Нет, конечно, многие газеты и сайты пишут о событиях, пропутинские аналитики думают в основном о том, как подшить грузинской мафии убийство Анны Политковской, бесплатная «вне-политики» газета «Метро» пишет о встрече в ресторане «Золотой слон» грузинской преступной группировки: Эдик Тбилисский, Тимоха, Кащей и Пичуга, по ТВ говорят о том, что грузинские дети носят в школу ножи, а либеральные СМИ изумляются - что же это происходит, в какой же это мы стране живем, это просто средневековье какое-то! Среди московский либеральной интеллигенции появился новый вид фронды – ходить по грузинским ресторанам. И, наверное, мерой храбрости является здесь сумма денег, потраченная при исполнении этого гражданского долга. Не на митинги же ходить – неизвестно, под какими флагами и с кем рядом там придется стоять. Можно, впрочем, успокоить принципиальных либералов – на митинге против антигрузинской истерии красных флагов было не так уж много. Коммунисты просоветского толка, по идее, вроде бы, адепты интернационализма и дружбы народов, колеблятся - в советском опыте их, очевидно, привлекает что-то другое. Когда проблемы начинаются даже у таких людей, как Церетели, самые смышленые из тех, кому не повезло с фамилией, выворачиваются по-своему: музыкальный журналист-шоумен Отар Кушанашвили посетовал по ТВ на то, что во Владивостоке теперь живут одни китайцы – конечно же, как и все порядочные русские люди, Отар Кушанашвили озабочен засильем китайцев, подтверждая известную «просвященно-националистическую» максиму – «русский это тот, кто живет судьбой России». Вернее, так: русский в России это теперь тот, кто живет судьбой власти, а также и обслуживающих и поддерживающих ее слоев. И, если вдруг история с Грузией будет развиваться по нарастающей, то таких «русских душой» прибавится – ими станет лояльная часть грузинского криминалитета и бизнеса, договорившегося с властью, отстегнувшего на национальные проекты или другие нужды. Остальным светит ментовский шмон, косые взгляды патриотичных обывателей, отключение от хостингов, проверки в школах и депортация на Родину, нищую и истерзанную, где властям для того, чтобы удержаться, необходимо судорожно «сплачивать нацию», что, судя, по результатам последних выборов, пока более или менее удается. Вся эта история случайна тем, что в ней фигурируют именно грузины. Не случаен, однако, ее психологический аспект, не случайно то, что она оказалась востребованной большой частью общества. В нервозной ситуации, когда собственность более или менее поделена, но находится под постоянной угрозой, возникают разные идеи по поводу того, каким образом можно ее узаконить. Эта нервозность имеет аналог и в сфере социопсихологии: для представителя русской культуры с ее вековой озабоченностью этическими проблемами (плюс советский небуржуазный опыт) вовлеченность в мир тотальной наживы, изматывающей, нечеловеческой конкуренции неуютна, во многом оскорбительна. Погрузившись, тем не менее, в этот мир, который к тому приносит кое-кому приятные дивиденды, «русский народ» в лице лучших – самых активных и предприимчивых - своих представителей, все же хочет видеть себя тем бескорыстным, светлым и богоносным народом, о котором написано в книжках. Чтобы лучше уверовать в эти свои качества, желательно найти некоторую прослойку и перенести на нее отдельные неподобающие свойства. Именно для этого немцам, тоже сильно озабоченным собственным романтическим величием, в свое время понадобились евреи. Именно для этого в средние века в Европе иудеям, в отличие от христиан, разрешалось официально заниматься ростовщичеством. Сегодня еврей как враг уже малоактуален – особенно после последней ливанской войны, когда почти все патриоты, кроме совсем уже больных на голову жидоедов, слились в «антиарабском» экстазе с либералами. Во внешнем мире гарантом собственной чистоты и непорочности является образ США. Как только русский человек вспоминает про США, он должен осознавать: «Мы другие. У них Макдональдс, культ чистогана и вырождение, у нас цветущая сложность, духовный рост и всеобщее братство». Внутри же государства очень подходит образ «кавказца» как торгаша, бандита и наркодилера. Важно, что этот образ неоднороден – с чеченцев на грузин можно спроецировать мусульманство, с грузин на чеченцев, например, криминальное могущество. Такая психологическая потребность - выделить «кавказцев» в особую затерроризированную прослойку с урезанными (неважно зафиксировано это или нет) правами - естественно, неразрывно связана с некоторыми тайными и явными стремлениеми русской буржуазии: а)рабочая сила с Кавказа и из Средней Азии не должна дорожать, оставаясь по-прежнему бесправной; б)кавказские бизнес- и криминальные группировки должны держаться в узде, чтобы не подминали под себя русских воротил. Есть свой интерес и у чиновников, которые, конечно, по-прежнему хотят получать свой навар с нелегалов. Большинство же людей, которые, конечно, ничего не получат от смены кавказской мафии на русскую, кавказских наркодельцов на русских и т.п., тоже смогут получить свои маленькие психологические радости: те, у кого в жизни что-то не складывается - чувство причастности к великой и могучей нации («чурок подмяли»), те, у кого дела идут хорошо - ощущение своей моральной чистоты и благословенности. Чтобы этот консенсус был достигнут, важно не перегнуть с депортациями, поскольку чуждая и презренная прослойка должна существовать внутри государства. Чем бы не кончилась история с Грузией, за воспаленными эмоциями, суждениями и прогнозами о наступлении фашизма в России важно не упустить главный, такой банальный и очевидный (хотя далеко не всем) вывод: сформировавшийся в России буржуазный класс способен идти на какие угодно уступки, подлости и преступления, готов копировать любые судороги и гримасы власти, или порождать их - для того, чтобы защитить свой статус, свое дело и свою собственность, которая «священна», и потому, конечно, может защищаться любыми способами.
"Вперед"