Реалии Болонской системы в Европе
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Прошло время, когда Болонский процесс в Украине воспринимался «на ура». Многие критикуют реформу, хотя по-прежнему мало о ней знают. Плохой считается в основном не сама система (ведь made in Europe!), а наш менталитет, не позволяющий нормально эту систему ввести.
Интересно, как в этом плане с менталитетом в самой Европе. Мы попытаемся дать короткий обзор мнений по поводу Болонского процесса в тех европейских странах, где она уже действует.
Напомним, что странами-участницами процесса стали Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. 
Прежде всего, назовем главные цели и задачи Болонской системы. Итак, согласно Болонской Декларации 19 июня 1999 г. Болонская система предусматривает:
- одинаковую для всех стран систему ученых степеней, которая состоит из двух уровней – бакалавра (3 года) и магистра (2 года). Первый уровень ориентирован на удовлетворение рынка труда, второй – на научные исследования;
- зачетную систему, согласно которой для успешного окончания курса необходимо накопить определенное количество учебных часов (т.н. кредитов). Кредиты можно получать порциями в разных вузах стран-участниц;
- учебу на протяжении всей жизни, т.е. повышение квалификации или переквалификацию согласно спросу на рынке труда; 
-  автономность вузов, т.е их независимость от государства как в финансовом плане, так и в плане образовательных решений;
В Европе сложилось несколько точек зрения на эту реформу высшего образования. Думаю, мнения чиновников от образования касаться нет смысла – оно определяется уже самой их должностью и поэтому состоит из общих фраз сугубо положительного характера.
Интереснее узнать, что по поводу реформы думают студенты, переживающие изменения непосредственно на своей шкуре.
В 1982 г. с целью представлять социальные, культурные, политические и экономические интересы студентов и оказывать соответствующее влияние на образовательные структуры национального, европейского и международного уровней был создан Национальный союз студентов Европы (ESIB), объединяющий 11 миллионов студентов из 37 европейских стран. В 2001 г. на конференции в Праге, когда количество стран, подписавших Болонскую Декларацию в 1999 г., увеличилось с 29 до 31, ESIB взял на себя роль студенческого актива в поддержку Болонского процесса.  В 2003 г. ESIB издал бюллетень о результатах Болонского процесса на европейском пространстве (European Student Bologna Surveys (September 2003, www.esib.org ). Работа полностью базируется на данных опросов студентов, и чувствуется, что авторы пытались подать ситуацию объективно, хоть им и не удалось до конца скрыть свою симпатию к Болонской реформе.
По итогам опросов оказалось, что студентов в Болонской системе привлекает перспектива мобильности, так как это значит, во-первых, возможность путешествовать (благодаря кредитной системе), а во-вторых, работать в стране, где лучшие условия труда (благодаря стандартизации дипломов). Кроме того, среди положительных факторов были названы: возможность сотрудничества вузов, участие студентов в принятии решений, шанс познакомиться с другими культурами, социальная ориентация процесса, т. е. общедоступность высшего образования.
Что интересно,  некоторые из вышеназванных пунктов вошли и в список отрицательных, по мнению студентов, факторов. Так, например, многие студенты жаловались на низкие возможности мобильности (оказывается, при переезде в другу страну студент часто должен предоставить доказательства, что в его распоряжении находится определенная – довольно большая – сумма денег (для Норвегии это, например, 9,500 евро в год), если же таких доказательств нет – въезд в страну запрещен), на слишком сильную ориентацию образования на нужды рынка, возмущались падением качества образования. К отрицательным эффектам системы отнесли и недоступность магистратуры (из-за высокой оплаты), социальную неравноправность (опять же из-за финансовых возможностей), пассивность студентов (из-за отсутствия широкой информации о самом процессе и из-за того, что все решения уже приняты «наверху»). Указывали также на произвольный характер трактовки новых правил, результатом которой становится путаница и снижение качества образования.
 В бюллетене чувствуется некоторая обеспокоенность тем, что большинство ожиданий студентов еще даже и не начали воплощаться, хотя реформа как будто бы уже давненько в силе. Но в целом ESIB приветствовало Болонскую систему как попытку ответа на насущную необходимость преобразования образовательной системы в Европе и как путь к объединенному образовательному пространству.
Через 2 года, в мае 2005 г., ESIB представляет новую работу, названную авторами «Черной Книгой Болонского процесса» (www.esib.org/documents/blackbook.pdf). Книга создана на основании материалов, предоставленных студентами из 31 страны-участницы процесса, включая Италию, Францию, Великобританию. Как можно понять уже по названию, книга перечисляет многочисленные  провалы реформы.  Здесь речь идет о неэффективности кредитной системы, о проблемах со структурой бакалаврата-магистратуры, о недостижимости мобильности. Становиться очевидным, что все новое и привлекательное в Болонской системе, во-первых, на практике оказалось абсолютно недееспособным, во-вторых, успело «заразить» этой недееспособностью традиционно сильные стороны высшего образования. Представьте себе, каким ощутимым должно быть падение качества образования, если на него жалуются не только преподаватели, а и студенты, «стаж работы» в преподавательском деле у которых не слишком велик. Резко изменилась ситуация с доступностью образования, и причем совсем не в лучшую сторону, как это было обещано. Например, в Нидерландах плату за обучение подняли от 2 000 до 15 000 евро в год из-за того, что спонсор отказал в инвестициях. И подобных случаев - тысячи. Естественно, студенты возмущены – ведь увеличение платы за учебу происходит параллельно ухудшению ее качества!  Кроме того, участие студентов в принятии решений  не только не поощряется, а, наоборот, грубо подавляется. Так, в Швейцарии в главном органе управления образованием (Swiss University Council) не представлен ни один студент, хотя студенческий актив добивается этого уже несколько лет. Однажды студенты  даже «вломились» на закрытое заседание SUC с требованиями принять участие в обсуждении Болонского процесса, в чем им тотчас же отказали, и выставили за дверь.  Не хочется пока европейским студентам быть в делах образования тупыми потребителями того, что «предлагают» сверху. Поэтому и жалуются, что реформа отучает мыслить критически (а значит, и мыслить вообще). Конечно, вполне может быть, что «стерпится – слюбиться», что, потрепыхавшись немного, студенты остынут и приспособятся к новым порядкам; но первая реакция, судя по «Черной Книге», была явно не в пользу реформаторов.
Не буду долго останавливаться на этой работе, хоть она и увлекательна. Главное – авторы неоднократно подчеркивают, что они не отрицают положительности целей Болонского процесса, искренне верят в благие намерения его инициаторов, и все их возмущение направлено против местных правительств, которые не могут правильно внедрить прогрессивную систему.
Есть в Европе и гораздо более радикально настроенные студенты –  норвежская группа Norsk Studentunion (NSU), членов которой объединяет противостояние именно изначальным целям и принципам Болонского процесса. Среди них они называют коммерциализацию высшего образования, его ориентацию сугубо на потребности рынка, глобального капитала, сознательное снижение уровня массового образования (магистратура рассчитана на очень небольшой процент учащихся, большинство же ограничивается 3 годами учебы), фрагментацию знаний, дающую в результате отсутствие критического мышления, и безусловное навязывание мировоззрения, основанного на рыночной экономике. Это движение в 2005 году было подхвачено студентами 40 организаций разных европейских стран, которые поддержали и приняли участие в Европейском Форуме по вопросам Образования, проведенном в Норвегии в Бергене параллельно заседанию официальных лиц от Болонского процесса.  Эти студенты собираются продолжать совместную работу над поиском альтернатив Болонскому процессу. Активисты Форума заявили, что они – не просто протестное движение против Болонского процесса, а движение за общедоступное, эмансипированное от экономических зависимостей и критическое образование, направленное на интересы общества, а не предпринимателей. Кроме того, глашатаи новой системы при всех их многочисленных фразах о важности участия студентов на деле не только не способствуют этому участию, а и активно мешают – никто ни разу не спросил мнение студентов о том, что с ними делают; более того, когда участники Форума пытались попасть в зал заседаний официальной Конференции, их туда не пустили.
За последний год местные студенческие движения против тех или иных проявлений Болонской реформы начали возникать в большинстве стран Европы. Вот перечень студенческих забастовок за прошлую осень и зиму (http://www.esib.org/news/studentdemosdec03.ph):
Германия – против ограничений государственного финансирования высшего образования, десятки тысяч студентов в федеральных землях Гессен, Нижняя Саксония, Бавария, более 100 000 студентов и преподавателей в Берлине. Координатор протестов – Национальное объединение студентов.
Франция – против повышения оплаты и жесткого отбора при поступлении. 3 декабря – тысячные марши по многим городам страны. Координатор – Французский Национальный Союз Студентов.
Италия – против коммерциализации образования, палаточные лагеря на улицах с участием тысяч студентов. Координатор – Национальный союз студентов Италии.
Ирландия – против повышения регистрационного взноса студентов от $650 до $750 и против ухудшения качества образования. Координатор – Союз Студентов Ирландии.
Бельгия -  12-тысячный протест в Брюсселе против пассивной роли студентов и недостаточного социального обеспечения, против новой системы ученых степеней, не соответствующей Болонской декларации, но навязываемой правительством.
Великобритания – 3 декабря – так называемое «Массовое взятие парламента», когда студенты, представляющие свои вузы добились права на встречу с парламентариями с целью высказать протест против решения поднять оплату за обучение.
Чешская республика – сотни студентов, Союз Ректоров и Национальное объединение студентов выступили против нового бюджета, не покрывающего нужд высшего образования.
Финляндия – массовый протест против сокращения времени учебы 9 декабря в 11 городах страны.
Также студенческие демонстрации прошли в Греции, Румынии, Латвии, Боснии и Герцеговине. 


Как видим, большинство требований продиктованы не столько принципиальным противостоянием Болонской системе образования, сколько личными, хоть и общими, интересами самих студентов. Иное дело, что интересы студентов здесь оказываются противоположны интересам правительств и предпринимателей. Повсюду в Европе в сфере образования происходят одни и те же процессы – процессы коммерциализации образования – и Болонская реформа здесь очень похожа на фиксацию и узаконивание этих процессов, вызванных потребностями рынка.
 Вот как обстоят дела в Европе. Пока нельзя сказать, что в Украине уже выработалось какое-либо сознательное мнение о Болонском процессе, и, наверное, стоит начинать его вырабатывать. Нам – украинским студентам – нужно определиться, каким мы хотим видеть наше образование, каковы должны быть его цели и пути их достижения. Ведь, как мы видели, Болонская реформа  -  это внешнее выражение глубинных изменений задач образования, переориентация его с интересов людей и общества на интересы рынка и крупного бизнеса. Соглашаясь на нее, мы фактически поддерживаем политику прекращения государственного финансирования вузов. Так, в России этот процесс уже начался вместе с принятием Госдумой закона «Об автономных учреждениях», под которым скрывается полный отрыв образовательных и культурных заведений от государства и превращение их в частные коммерческие структуры. Против этого закона в России поднялась широкая кампания протестов студентов, преподавателей, ученых, сотрудников библиотек и музеев, которые понимают, что он фактически нивелирует общедоступность образования. То же самое происходит и в Европе, вызывая не меньше протестов общественности.    
Вузы переходят в руки крупных корпораций. А, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.  Так, например, в Греции компании фаст-фуда преподают уроки здорового питания,  компании по производству презервативов учат сексуальному воспитанию и т.д. (http://inter.kke.gr/IntAct/int-meet/edumeeting/edu-contrkke)...
Соглашаясь на такую реформу, мы окончательно отрезаем от высшего образования тех, кто не может платить за учебу (государственной «шары» система не предусматривает), то есть, отрезаем большинство; мы заменяем  образование дрессировкой – ведь система работы, тестов и оценивания работает лишь на накопление отдельных знаний, а не на выработку понимания сути предмета.
Мы не станем отрицать, что существующая система образования, как в Европе, так и у нас, нуждается в радикальном реформировании. Но значит ли это, что мы должны бездумно подчиняться указаниям реформаторов-бюрократов из Европы?  Гораздо ценнее для нас могла бы оказаться критическая оценка их реального содержания и сознательное решение, хотим ли мы таких изменений. И если уже прислушиваться к европейскому мнению, то почему бы не взять его целиком – не только положительное, но и отрицательное? Почему бы не начать думать вместе со студентами и преподавателями Европы, ищущими альтернативу явно неудавшейся реформе. И тогда Болонская система может действительно сыграть в нашу пользу – она может послужить толчком к формированию активного независимого движения за по-настоящему достойное образование.