События, произошедшие 11 сентября 2001 года, стали эмоциональным шоком для многих жителей Земли, хотя террористические акты уже давно не были для планеты ни новостью, ни редкостью. Новостью была только та особенность этого события, что теракт произошел на территории самого сильного государства мира, твердыни империализма, в городе, жители которого меньше всего ожидали внешнего вооруженного вторжения. Когда в 8.46 утра Боинг-767 авиакомпании American Airlines, управляемый пилотом-террористом, врезался в здание Всемирного торгового центра, секретари, менеджеры, брокеры и другие работники ВТЦ спокойно приступили к выполнению своих ежедневных обязанностей, не подозревая, что их жизнь может закончиться на рабочем месте в безупречном с инженерной точки зрения сооружении.
И если люди, изучающие логику истории, безусловно, сочувствуя всем пострадавшим, нашли этому событие объяснение и извлекли из него уроки, то уверенные в незыблемости существующих порядков граждане до сих пор не могут прийти в себя после пережитого шока и понять, как им жить дальше. Чувствуя это, известный французский писатель Фредерик Бегбедер посвятил свой роман «Windows of the world» погибшим во время теракта буржуа. Его книга — об ужасных 105 предсмертных минутах узников, заблокированных вследствие пожара между 105 и 107 этажами башни ВТЦ.
Прекрасно отдавая себе отчет в том, что невозможно точно представить, что было с этими людьми на протяжении 105 минут перед смертью, писатель взялся пофантазировать на эту тему. Для начала он «поселил» своих героев в модный ресторан «Windows of the world» на 107 этаже, где можно было наблюдать «самый красивый вид на свете», чтобы затем провести их от унылого жевания континентального завтрака к смерти через шок, панику, кашель, пожар, удушье, боль, кровотечения и выпрыгивание из окон. А для того, чтобы мы еще глубже прочувствовали трагедию, он «привел» в этот ресторан двух детей – Джерри и Дэвида, которые тоже, разумеется, не выжили.
И вот, играя на эмоциях читателей, Бегбедер размышляет о глобализации, обществе потребления, сексуальной революции и разрушении традиционной семьи. Несмотря на общую симпатию к героям книги, писатель не может не отметить разрушительное влияние на них потребительского образа жизни. К примеру, отец Джерри и Дэвида, Картью Йорстон, только потому водит их по модным развлекательным местам Нью-Йорка, что не занимается их воспитанием никак иначе. В свое время он оставил семью из-за того, что стал много зарабатывать и «больше не мог возвращаться домой, имея столько деньжищ в кармане». Когда его состояние достигло $3,5 млн., он уже точно не знал, что делать со своей жизнью. А когда в жизни нет какой-то большой цели, она и растрачивается на сравнение интерьера и костюма официанток в ресторанах и увлечение пикапом.
Бегбедеру, видимо, было легко писать о Картью Йорстоне, поскольку главный герой «Windows of the World» – точная проекция самого автора. Но нарциссисту Бегбедеру было мало раскрытия себя в выдуманном персонаже – и он вводит в роман еще и героя-Бегбедера. Этот скучающий, сексуально озабоченный субъект сочиняет роман, завтракая в парижском ресторане «Ciel de Paris» на 56 этаже башни «Монпарнас». И тоже водит туда на экскурсию дочку Хлою, которую «воспитывает» в том же духе, что и Картью Йорстон своих детей. В «Ciel de Paris» писатель представляет, каково бы оно было, если бы в «Монпарнас» в один «прекрасный» момент врезался какой-нибудь самолет. И эта параллель имеет под собой вполне реальные основания: многонациональная Франция может ожидать терактов и вооруженных конфликтов на своей территории до тех пор, пока не разрешит проблемы неравенства по основанию.
В книге много болтовни о том, что «11 сентября знаменует конец «капиталистической утопии» так же, как 1989 год стал окончанием «коммунистической утопии»». Но осознавать наличие тупика – это совсем не то же самое, что знать, как из него выбраться, и рассказать об этом другим. Как предотвратить надвигающуюся катастрофу, Бегбедер, по всей видимости, не представляет. По крайней мере, в его романе нет и намека на это. Предполагается, что читатели пережуют все эти стенания типа:
«Они хотят, чтобы мы чувствовали себя виноватыми. Но виноватыми в чем? Я не отвечаю за то, что сделала моя страна, чтобы стать великой. Ни за рабство негров, ни за геноцид индейцев, ни за дикий либерализм – это же не я, парни, я пришел гораздо позже! Все, что я сделал, – это родился здесь, у Хозяев, но я-то не хозяин…»
... и останутся «при своих интересах».
А если книга не несет в себе никакого серьезного анализа случившегося и, более того, не подталкивает читателя к каким-то выводам, то единственное, ради чего она написана – это прославить автора на волне общемирового интереса к поднятым вопросам. С чем рекламист с десятилетним стажем Бегбедер справился на все сто.