Переломный момент в становлении левого движения на Украине
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
После развала Советского Союза и разрушения присущей ему формы социализма на территории Украины как, собственно, и в России, начало формироваться новое левое движение. Создавалось оно из элементов, которые либо не успели за время перестройки стать «эффективными собственниками», т.е. капиталистами, либо, будучи воспитаны в условиях позднего советского социализма, обладали размытым классовым сознанием и были напрочь лишены навыков классовой борьбы. Первые в советское время, в основном, принадлежали к среднему руководящему звену КПСС и стремились сохранить, упрочить, а если возможно, и улучшить в быстро меняющихся условиях свое социальное положение. До буржуазии они не дотягивали, а перспектива пролетаризации их не устраивала и пугала. Присвоив себе в советское время руководящую роль, играть в обществе какую-то другую они уже не хотели, да и не умели. Но шансов остаться на плаву в условиях господства частной собственности у них оставалось катастрофически мало. Стремительно шло расслоение общества на антагонистические классы. Недавно еще народной собственностью завладевали те, кто оказывался в нужное время в нужных местах и был понахрапистей. Партии росли, как грибы после дождя, и каждая стремилась накрыть своей шляпой как можно большую площадь украинского буржуазного политикума. Разумеется, у всех партий были свои хозяева из новорожденного класса буржуазии, которые не жалели средств на то, чтоб их прислужники устраивали площадные ритуалы глумления над советским строем и красным флагом. Но попранные всуе атрибуты социализма продолжали жить в сердцах миллионов, которые на своей шкуре уже познали бич капитализма. Для тех, кто желал руководить, но с приходом буржуазных порядков утратил такую возможность, красное знамя, вернее, отношение к нему в массах, являлось единственным шансом сохранить свой социальный статус. И надо отдать им должное, они этот шанс не упустили. В этом им помогли добрые, честные и совестливые советские люди, которые очень хотели вернуть социализм и Советский Союз, но не знали КАК, и возможно ли это в принципе. Этих людей было очень много, из них-то и сложились низовые звенья Компартии. Сознание большинства рядовых партийцев отказывалось принимать капиталистическую реальность, потому создаваемая ими структура, как две капли воды, походила на КПСС начала 80-х и представляла собой островок застойного социализма в бушующем океане рынка. Те, кто хотел руководить, руководили. Те, кто стремился к возврату прошлого, подчиняясь данному руководству, получили его яркую, воссозданную до мельчайших деталей иллюзию. На партсобраниях или просто в партийных помещениях каждый неизбежно впадал в состояние дежавю. Многие при встрече так и говорили: «Спешу в горком, чтобы снова подышать воздухом социализма».
Воссозданная в 1993 году Компартия Украины выражала интересы не какого-то отдельного класса, а разношерстной, в основном, мелкобуржуазной массы, в которую стремительно превращался, некогда относительно единый, советский народ. Это относительное единство и жизнь в обществе, лишенном классового антагонизма, в условиях капитализма сыграли с большинством советских тружеников злую шутку. Они, начисто лишенные классового сознания, оказались не способны усвоить одну простую истину, характерную для всех антагонистических по своему классовому содержанию формаций: в каждой нации – две нации, в каждом народе – два народа, эксплуататоры и эксплуатируемые, и мир между ними невозможен. Этот принцип пронизывает все общество в целом и каждую его структуру в отдельности. Без усвоения этого принципа борьба с капитализмом неизбежно превращается в сизифов труд. Что и произошло, на мой взгляд, в современном левом движении не только на Украине.
Отсутствие ясного классового сознания – вот – причина всех несуразностей и нелепостей поведения и мышления вчерашних советских людей в сегодняшней буржуазной действительности. Это сознание формируется не за день и не за год, даже, наверное, не за одно десятилетие, особенно, в условиях современного империализма, когда первые страны находятся в привилегированном положении и эксплуатируют все остальные, вторые являются задворками первых, но хозяева за их лакейство дают им «на чай» из нажитого благодаря потогонному труду третьих. «Чаевые», конечно, выражаются не в прямом подкупе, а в более высокой цене на труд и в меньшей степени эксплуатации. Так, например, если местные рабочие в странах «золотого миллиарда» получают 40-50 долларов в день, на Украине – 10-12, то в странах «третьего» мира – 1-2. В государствах G-8 рабочий день для тамошних рабочих составляет в среднем 8 часов, на Украине имеет тенденцию увеличения до 10, а в странах Азии, Африки и Латинской Америки длится 12-14 часов. Уровень социальной защиты в странах первой категории – высокий, во вторых – рабочие пользуются остатками благ, доставшимися в наследство от социализма, а в третьих – социальные гарантии практически полностью отсутствуют. Второй мир складывается, в основном, из постсоциалистических стран. Естественно, что общий уровень развития народов, населяющих их, намного выше такового в государствах третьего сорта, плюс революционное прошлое и память о жизни при социализме… Поэтому мировой капитал и подарил им статус «вторых», оставляя, конечно, за собой право при первом же капризе мирового рынка или серьезной дестабилизации внутренней ситуации опустить их на дно мировой цивилизации. Таким образом, крохи с барского стола, перепадающие, в основном, рабочим предприятий, поставляющих продукцию на экспорт, густо замешаны на страхе их лишиться. Поскольку наша страна в современной системе мирового разделения труда относится к странам второго сорта, отсутствие ясного классового сознания, иногда, на самом деле, не отсутствие, а довольство возможностью зарабатывать 10 долларов в день, связанное со страхом перед безработицей и/или жизнью на один доллар в день. Тем, кто этим сознанием не обладает, необычайно легко повесить на уши яичную вермишель под названиями: «классовый мир», «партия всего народа», «все на выборы за победу социализма», «трудовая частная собственность», «государственничество», «рабочего класса нет», «национальная буржуазия нам поможет» и тому подобные глупости. А тем, кому не выгодно им обладать, существование такой «вермишели» служит прекрасным оправданием собственной бездеятельности. Когда вокруг свирепствует капитализм, а люди действуют, руководствуясь суждениями, почерпнутыми из брежневских времен или периода перестройки, их поступки и умозаключения становятся похожи на поступки больных шизофренией. Причем, как обычно происходит с подобной категорией людей, они считают больными всех, кроме себя. Ющенко пообещал, что богатые помогут бедным, и толпы, возмущенные кучмовским режимом, решили, что он «сделает им красиво», и они будут кататься, как сыр в масле. Сторонники Януковича на том основании, что он принадлежит к донецкой группировке, уверовали в то, что стоит их любимцу стать Премьером, как НАТО в ужасе побежит от наших границ. Шизоидность суждений, конечно, налицо. Но, на самом деле, буржуазные политики лишь играют в шизофрению, потому что им надо так запутать свой электорат, чтоб и систему частной собственности укрепить, и себе приличные состояния сколотить. Если этого возможно добиться при помощи игры в шизофрению, то – пожалуйста – любой каприз за ваши деньги. Но, когда с именем Ленина на устах и депутатским мандатом на сердце коммунисты начинают защищать отечественного товаропроизводителя (т.е. капиталиста – прим. Н.К.), отстаивать православные ценности, объявляют, что рабочего класса нет, и поэтому надо опираться на мелкую и среднюю буржуазию, и в момент кризиса подставляют свое широкое плечо крупной, а в своем печатном органе над портретом Ленина размещают лозунг «С рождеством Христовым!», а над портретом Сталина – какие-то разглагольствования о классовом мире, – это уже серьезно. Как говорят медики, «у больного ярко выражена неадекватность реакций на внешние раздражители».
Тем не менее, союз искушенных в аппаратных играх искателей «счастья и чинов» с покладистыми и законопослушными борцами за идеалы застоя поначалу казался многообещающим. Ожегшиеся на капитализме люди ностальгировали по социализму и мечтали вновь обрести уверенность в завтрашнем дне. В 1994 году в результате выборов КПУ получила 93 мандата в Верховном Совете, в 1998-м – аж 123, а в 1999-м лидер Компартии фактически выиграл президентские выборы у представителя олигархического капитала. Но колоссальный кредит народного доверия был пущен партаппаратчиками, как говорится, с молотка в обмен на некоторую благосклонность буржуазии и спокойную, непыльную жизнь в уютных кабинетах парламента. После того, как коммунисты пожали кучмовскому режиму, сфальсифицировавшему результат выборов-1999, руку вместо организации жесткого протеста в защиту волеизъявления своих многочисленных сторонников, их авторитет в народе рухнул, как карточный домик. И в настоящее время, после заключения позорной Антикризисной коалиции с буржуями, является величиной, стремящейся к нулю.
Но КПУ, хоть и центральная, однако, не единственная представительница левого движения на Украине. У нее еще есть, образно говоря, два крыла, правда, оба – правые: СПУ и ПСПУ. Обе партии паразитируют на наивных социалистических стремлениях своих сторонников и отщипывают во время выборов голоса у КПУ. Обе пропагандируют идеи рыночного социализма, т.е. «капитализма с человеческим лицом», с которым мы имели честь познакомиться во времена перестройки. Основное различие в том, что первая ратует за рыночный социализм под крылом Евросоюза, а вторая – за то же, но под флагом Российской империи. Внешне эти три партии беспощадно грызутся между собой, но внутренне обнаруживают трогательное идеологическое единство:
- вся троица далека от марксизма, как от луны, и отсюда вытекают остальные аспекты, обнажающие поразительное сходство;
- отрицание ведущей роли рабочего класса в деле изменения общественного строя, сознательный отрыв от рабочего движения и пренебрежение им;
- опора в своих протестных действиях на мелкую и среднюю буржуазию;
- защита частной собственности, рынка и отечественных товаропроизводителей;
- парламентский кретинизм;
- реформизм;
- национализм и/или великодержавный шовинизм;
- отрицание необходимости и неизбежности социальной революции;
- нескрываемый клерикализм и оголтелая пропаганда религиозного мировоззрения (это касается политики, проводимой КПУ и ПСПУ, поскольку у СПУ данная тенденция выражена гораздо слабее);
- сменяющие друг друга сговоры и сделки с представителями национального и транснационального капитала;
- максимальный отрыв партийных верхов от партийных низов. Одни хотят мандатов – и побольше, побольше… А вторые представляют социализм как мелкобуржуазное, ничем непоколебимое благополучие и мечтают добыть его с Божьей помощью, мирным путем, вопреки законам общественного развития.
Все вышеперечисленные черты превращают официальное левое движение на Украине в его, попахивающую серой национал-социализма, противоположность, прикрытую фиговым листком красной или розовой риторики.
Но есть на современной политической арене Украины также партии, стоящие левее КПУ. Это ВКПБ, ПКБУ и другие. Однако, очевидно, что эти мелкие замкнутые на себе организации на самом деле партиями не являются – не только по количеству своего состава, но и по качеству, как понимания марксистской теории, так и ее применения на практике. Если КПУ и ее «правые крылья» на сегодняшний день представляют собой полностью подконтрольные и манипулируемые буржуазией структуры, то организации, соответствующие по своим внешним формам условиям героических, но давно минувших эпох, являются разрозненными рудиментарными структурами, которые по всем параметрам не отвечают требованиям времени завершения процессов всемирной глобализации.
В результате 15-летней погони за количеством мандатов и призраком утраченного рая левое движение на Украине великолепно сыграло роль тормоза при проведении контрреволюционных реформ, но не выполнило своей главной функции – не соединило, по причине отказа от нее, революционную теорию с рабочим движением, не организовало его и не направило на бескомпромиссную борьбу с классом угнетателей.
Но левое, как и всякое другое общественное движение, возникает не по прихоти отдельных личностей. Оно формируется как выражение устремлений определенного класса или слоя общества, как одна из движущих сил общественного развития. Становление левого движения на территории бывшего Советского Союза является неизбежной реакцией на реставрацию капитализма. И если сразу после развала СССР люди массово жили надеждой на бескровный возврат к социализму, то, начиная с 1999 года, эти надежды стремительно тают, потому что к тому есть все социально-экономические основания. И вместе с этими надеждами так же стремительно деградирует и вырождается левое движение, выросшее из этих надежд и являющееся их олицетворением. Данный процесс взаимообусловлен, и в его основании лежит, как завоевание капиталистической системой отношений абсолютного господства в обществе, так и завершившееся, в основном, расслоение его на антагонистические классы.
В этих условиях зреет необходимость становления качественно иного левого движения. Страна быстрыми темпами интегрируется в систему мирового рынка. Переходный период с его размытым классовым делением безвозвратно уходит в прошлое. Беспомощные стенания и ностальгия уступают место классовой борьбе. По мере того, как это происходит, крепнет тенденция отрицания парламентских и утверждения революционных форм деятельности, в недрах агонизирующих старых структур зарождается новая, соответствующая исторической необходимости, организация. Ее еще нет. Ей еще предстоит сложиться в жесткой идеологической и организационной борьбе с оппортунизмом как правого, так и левого толка. И надо отдавать себе отчет, что она может оказаться неспособной выстоять в этой, по многим параметрам неравной, борьбе. Но здоровые силы из всех псевдолевых и полулевых партий и партиек уже во весь голос заявляют о необходимости ее создания. И ясно, что новая организация будет складываться не из тех, кому нужны мандаты и руководящие должности, и не из тех, кого отсутствие научного мировоззрения делает послушными инструментами первых. В нее войдут люди, обладающие ясным классовым сознанием, люди, стоящие или желающие стать на позиции подлинного, а не перевранного ревизионистами марксизма. Они сделают революционную теорию достоянием широких рабочих масс, т.е. соединят марксизм с рабочим движением. Они не променяют революционную теорию и практику на парламентские кресла. Они солидаризуют и скоординируют свои действия с действиями пролетариев всех стран и народов, борющихся против империалистического диктата. И, в конце концов, свернут шею капитализму. Они, скорей всего, еще сами не знают или не верят, что сделают это. Но у них нет выбора: историческая необходимость, порождаемая комплексом капиталистических антагонизмов, не предоставляет иного способа действий. Может, какие-то случайности, которыми, обычно, изобилует исторический процесс, помешают им создать организацию и осуществить все, что необходимо для перехода человечества к новому способу производства. Может быть, такая организация сформируется в другой стране или даже на другом континенте, а, может, и вовсе не сформируется… Во втором случае, и об этом надо говорить открыто со всех красных трибун, мир погибнет в ядерном огне последней империалистической войны. Поэтому вопрос о создании представителями левых сил всех народов и стран организации, отвечающей требованиям времени и способной одолеть глобальный империализм, должен ставиться как вопрос жизни и смерти всей человеческой цивилизации.
Кузьменко Н.