Что такое любовь?
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Когда разговор заходит о чувствах, первой на ум приходит любовь. Любовь это – самое прекрасное из всех человеческих чувств. Оно воспевается поэтами, именно это чувство вызывает у людей сильнейшие эмоции и толкает на великие, а иногда безумные поступки. Но почему именно любовь? Что отличает ее от всех остальных чувств?
Ответ на этот вопрос можно найти только путем изучения чувств человека вообще, как они возникали и изменялись в процессе развития человеческой культуры. Ведь не секрет, что все чувства, в том числе и любовь, не всегда были такими, какими они есть сейчас. Любовь в древней Греции, о которой размышлял Платон, и любовь времен Шекспира между собой очень сильно отличаются. Да и в одно и то же время существует разная любовь. Достаточно вспомнить знаменитую диссертацию Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», где он показывает, что представление о женской красоте у русского крестьянина и у русского дворянина не имеет между собой ничего общего.
Все человеческие чувства – выражение отношений человека к человеку, выражение общественных отношений. Поэтому чувства изменяются по мере изменения этих отношений. Но, несмотря ни на что, любовь занимает особое место среди всех человеческих чувств.
Сейчас трудно представить себе, что люди могут жить без любви, но в первобытном обществе люди действительно так жили. Не было не только любви в современном понимании, а и многих других чувств, которые кажутся нам вечными. О том, что в первобытном обществе отсутствовала индивидуальная половая любовь, свидетельствует хотя бы существование пуналуальной форм групповой семьи, когда мужьями и женами друг друга одновременно было много людей. С одной стороны, условием близости при таких обстоятельствах могла быть только индивидуальная склонность, но верности, ревности и многих других атрибутов привычной нам индивидуальной половой любви эта эпоха еще не знала. Многочисленные доказательства этого приводит А.Бебель в первой главе своей книги «Женщина и социализм».
О чем можно сказать точно – так это о том, что во все времена у людей было чувство коллективизма. Оно возникло вместе с возникновением человека. Человек появился в процессе труда – совместного преобразования внешней среды, природы. В этом же процессе появились все человеческие чувства. В то же время, наличие человеческих чувств является необходимым условием существования трудовой деятельности в каких бы то ни было формах. Без более или менее развитого чувства коллективизма невозможно было бы даже перенести на другое место тяжелое бревно. Если бы не это первое синкретическое чувство, то совместная целесообразная деятельность была бы в принципе невозможна.
Развивались орудия труда, вследствие этого развития менялись общественные отношения (появилось разделение труда, частная собственность и т.д.), в результате чего чувство коллективизма превратилось в другое чувство – чувство индивидуализма. На первый взгляд может показаться, что эти чувства не имеют между собой ничего общего. Однако стоит повнимательней присмотреться, и мы увидим, что коллективизм и индивидуализм - это одно и то же чувство в разных его проявлениях.
Когда разделение труда получает свое социальное закрепление в виде возникновения классов, чувство коллективизма уже не может существовать в своей первичной форме. Разделение труда – это специфическое условия формирования чувств. Когда оно появляется и социально закрепляется, каждый отдельный человек уже не живет жизнью всего общества. Поэтому и чувствовать за все общество сразу человек уже не может. Возникает чувство индивидуализма. Но оно тоже - общественное чувство. Только человек уже не чувствует целое общество и себя как часть этого целого, а чувствует только себя, противостоящего другим людям.
Об этом общественном чувстве идет речь во множестве пословиц. Именно оно имеется в виду в одной из наиболее важных библейских заповедей: «Возлюби ближнего, как самого себя». Эта заповедь – свидетельство того, что индивидуализм на то время уже не просто был основным чувством древних иудеев, не просто нашел свое словесное выражение, а прочно закрепился в общественном сознании как единственно возможная форма чувств: наивысшая степень любви – любить, как самого себя... По-другому древние иудеи мыслить и чувствовать не могли. Среди тех же библейских заповедей мы находим описание общественных условий, в которых возникают и живут такие чувства человека. Одна из них гласит: «Не возжелай жены ближнего своего, ни раба его, ни осла его». Эти условия – частная собственность, доведенная до крайнего предела, когда и жена, и раб, и животное оказываются в одном статусе – в статусе вещи.
Индивидуализм – это чувство разрыва между людьми, обусловленного развитым разделением труда. Но не только. Дело в том, что разделение труда, кроме того, что разделяет и противопоставляет людей друг другу, еще и крепко связывает их между собой. Но условием связи, которая осуществляется через рынок, является предварительное их противопоставление как отдельных товаропроизводителей. Индивидуализм и выражает эту специфическую связь между людьми. Люди в условиях товарного производства оказываются крепко-накрепко связанными между собой вещественными отношениями, но вынуждены платить за эту связь личным отчуждением.
Но тогда как же в условиях развитого товарного производства может существовать настоящая любов? Ведь любовь – это чувство всеобщей человеческой связи через непосредственную связь с другим человеком? Оно – по своей природе – коллективистское. В то время, как почти все остальные чувства человека индивидуалистские, любовь предполагают единение с другим человеком – переживания вместе с ним его горестей и радостей. Именно в этих отношениях человек живет непосредственно по-человечески. Любовь появляется там, где отношения между людьми не опосредованы имущественными отношениями. Тогда человеческие чувства тоже не зависят от этих условий и выражают общечеловеческое единство. Именно потому это единство часто вступает в противоречие с обществом, основанным на товарном производстве, Вследствие чего настоящая любовь постоянно наталкивается на преграды и редко бывает счастливой.
В современном обществе чистая, искренняя, настоящая любовь возникает только там, где люди не до конца включены в товарно-денежные отношения. Представляется, что именно по этим причинам, а не только, и не столько по физиологическим или психологическим, любовь возникает в юном возрасте, а потом чаще всего достаточно быстро исчезает, или превращается в другое чувство (оно даже может казаться людям любовью, но не быть ею). В юности люди еще мало включены в товарно-денежные отношения; семья, общество в целом обеспечивают им условия существования, поэтому они и могут себе позволить такую «роскошь», как любовь к другому человеку. В более зрелом возрасте люди в полной мере включаются в современные общественные отношения, отделяющие и отдаляющие их друг от друга. Ибо сущность этих отношений – конкуренция, или, как выражался Т. Гоббс, – война всех против всех.
В наше время, особенно в так называемых развитых странах, все чаще влюбленные превращаются в партнеров. Отношения строятся на индивидуалистическом принципе взаимовыгоды – ты мне, я тебе. В таких отношениях нет места для чувства любви. Любовь как особое проявление чувства коллективизма исчезает, оставляя по себе только внешнюю форму, в которой уже нет прежнего содержания. Господствующие общественные отношения не способствуют, а наоборот мешают формированию коллективистских чувств у людей. В эпоху капитализма конкуренция приобретает всеобщий характер, люди как представители товара или капитала, не просто постоянно противостоят друг другу, это противостояние доходит до крайней степени, которой не знала раньше история человечества. Коллективистские чувства только мешают человеку приспособиться к этим условиям. Капитализм, при котором разделение труда достигает своей крайней степени, порождает и крайнюю степень развития индивидуалистической формы чувств. Коллективистские же чувства существуют только как вызов социальному строю. Если люди любят, то вопреки всему.