C 29 по 31 мая в г. Воронеже состоялись очередные "Ильенковские чтения". Научные конференции, посвященные творчеству выдающегося советского философа-марксиста, проводятся уже очень давно. Когда-то они проводились в Москве, потом в Алма-Ате, где существовала очень мощная школа последователей Эвальда Васильевича Ильенкова. Потом долгие годы – снова в Москве. Сейчас в Воронеже. Именно в этих городах сосредоточены крупные силы философов, педагогов, психологов, интересующихся проблемами диалектической логики. Отдельные энтузиасты-"ильенковцы" разбросаны по всей России и даже по всему миру. Так, скажем, когда "Ильенковские чтения проводятся в Москве, на них регулярно приезжали ученые с Финляндии, Англии, Соединенных Штатов Америки, Германии. В Воронеже, к сожалению, гостей из "дальнего зарубежья" не было. Не было и столичных философских "мэтров". Но в этом было и явное преимущество, поскольку собрались только искренние энтузиасты диалектической логики, и они могли работать, не особо заботясь проблемами субординации и философских приличий. С другой стороны, воронежские "Ильенковские чтения", оказались гораздо моложе по своему составу, чем обычно.
Надо полагать, что именно благодаря этим факторам в традиции "чтений" наметился серьезный сдвиг. Если на прошлогодней конференции едва ли не основным мотивом были попытки "облагородить" Ильенкова, приспособить его учение к философской и политической моде, редуцировать его идеи до уровня той или иной философской школы прошлого, то в Воронеже таких попыток фактически не было. Здесь не приходилось доказывать, что Ильенков – не просто какой-нибудь "русский философ", а что он – марксист, величина отнюдь не русского масштаба, и даже не только советского, а мирового, что его творчество принадлежит не только истории философии, а что он на самом деле является философом будущего.
На "чтениях" 2004 года в Москве в выступлении философа из Киева Марии Алексеевны Шкепу прозвучало предложение о том, что нужно больше внимания обратить на социальную сторону творчества Ильенкова, актуализировать его. Большинство участников и организаторы охотно поддержали это предложение. И вот в этом году можно констатировать, что оно было выполнено. Подавляющая часть докладов на конференции была посвящена актуальным вопросам современной общественной жизни и анализу исторических перспектив нашего общества. Конечно, на первом месте стояли вопросы образования и формирования личности. С одной стороны, это было обусловлено тем, что именно эти важнейшие стороны общественной жизни сегодня зашли в тупик, с другой – тем, многие педагогические идеи Ильенкова еще только ждут своего осуществления. Подавляющее большинство выступающих сходились во мнении, что осуществление этих идей, а, соответственно, и создание условий для того, чтобы каждый человек мог формироваться как всесторонне развитая, универсальная личность, невозможно в условиях господствующих сегодня рыночных, товарно-денежных отношений.
В тоже время, не может не огорчать тот факт, что докладов и дискуссий, посвященных экономическим проблемам современного общества и политэкономическим взглядам Ильенкова, практически не было. Несомненно, это очень серьезное упущение, требующее немедленного исправления.
Очень точно высказалась о роли философии в современной общественной жизни участница конференции из столицы Калмыкии Элисты. Она не является профессиональным философом. Она, скорее, профессиональный политик, депутат, кандидат в члены ЦК КПРФ (раньше была членом ЦК, но "разжалована" за критику Зюганова). Так вот она сказала, что приехала на конференцию исключительно потому, что без ясного и последовательного диалектического мышления практика бессильна, обречена на все новые и новые неудачи. "Слепые ведут слепых" – так выразилась она о современных политиках, в том числе и тех, которые именуют себя коммунистами, но игнорируют марксизм, пытаясь заменить его разного рода духовными суррогатами.
Как уже было сказано, в Воронеже было меньше именитых участников по сравнению с Москвой. Это был недостаток. Но в этом было и свое преимущество. Волей-неволей, в центре внимания оказалась молодежь. Очень благосклонно отнеслись участники к докладам студентов Киевского политехнического института, два из которых были посвящены педагогическим идеям Ильенкова, один – проблемам соотношения человеческого мышления и искусственного интеллекта.
К сожалению, не все участники конференции успели выступить. Слово предоставляли в первую очередь гостям, поэтому так и не удалось услышать многих молодых ученых и студентов из воронежских вузов. Но этот недостаток с лихвой компенсировался тесным общением молодых участников в кулуарах конференции. Сегодня, в условиях, когда как на Украине, так и в России в молодежной среде активно культивируется национализм под видом патриотизма, такие встречи имеют огромное значение.
Большое дело для ознакомления молодежной аудитории с творчеством Эвальда Васильевича Ильенкова делает профессор из Таганрога А. Д. Майданский. Вот уже несколько лет функционирует в Интернете созданный им сайт caute.orq.ru, который на сегодняшний день представляет собой фактически электронную версию полного собрания сочинений Э. В. Ильенкова.
Интересная деталь, касающаяся Интернета. На "Ильенковских чтениях" в Воронеже с уст некоторых участников, в основном, старшего поколения, звучали весьма пессимистические оценки насчет перспектив распространения марксистской философии в молодежной среде. Думаю, что этот пессимизм не очень обоснован. Конечно, хотелось бы, чтобы молодежь активней интересовалась вопросами философии, но если мы будем сравнивать интерес к марксизму с интересом, который проявляется в обществе к другим социальным учениям, то мы увидим, что активно распространяемые буржуазными СМИ слухи о смерти марксизма явно преувеличены. Несомненно, что интернет является по преимуществу молодежной средой. Так, в поисковой системе "Яндекс" на запрос – Эвальд Васильевич Ильенков – результат был неожиданным: без малого 24 тыс. страниц на 1 328 сайтах.
Для сравнения, имя модного среди профессиональных философов французского мыслителя Дерриды встречается 13 тыс. раз, хваленого Ф. Фукуямы – 6 748, Макса Вебера – 14 134, Ж. Бодрияра – 3 456 раз. Но это еще не все. Имя К. Маркса встречается на 643 704 страницах, а В. И. Ленин присутствует в Интернете 5 426 775 раз. Кстати, Иисус Христос "упоминается всуе" на страницах "всемирной паутины" всего 3 228 452 раза. Если же вспомнить, что по результатам интернет-опроса, проведенного в 2001 году корпорацией Би-Би-Си Маркс оказался самым выдающим мыслителем второго тысячелетия, то картина вырисовывается не такая уж печальная, как может показаться на первый взгляд. Марксизм, очевидно, нужен молодым. Вопрос в том, сумеют ли современные марксисты удовлетворить этот "спрос".
На конференции была развернута большая выставка-продажа философской и психологической литературы различных российских издательств. Но наиболее активно расходились недавно переизданные книги выдающегося философа-марксиста В. А. Босенко "Всеобщая теория развития" и "Воспитать воспитателя". Участники конференции могли познакомиться с журналом "Марксизм и современность" и печатным приложением к Коммунист.ру, бюллетенем "Против течения". Всем желающим воронежские активисты раздавали журнал "Альтернативы" и газеты одноименного движения.
В следующем году чтения планируется провести в Киеве. Организаторы "Ильенковских чтений" полагают, что киевские чтения позволят не только развить и укрепить марксистскую составляющую в ильенковском движении, но и значительно усилить наметившуюся уже тенденцию к его омоложению и дальнейшему развитию интереса к философии Ильенкова в широких кругах молодежи. В некоторых вузах Киева изучение работ Ильенкова уже давно является привычным делом. Более десятка преподавателей разных киевских вузов включают их в планы семинарских занятий по философии, логике, эстетике и т.п. А в Киевском политехническом институте на факультете социологии даже читается курс диалектической логики. В нескольких вузах работают студенческие кружки, в которых изучаются работы Ильенкова. Язык Ильенкова оказывается вполне понятным для современной молодежи. Его идеи оказываются той дорожкой, которая позволяет современному молодому человеку познакомиться с коммунизмом, который предстает не в виде политического "брэнда", нравящегося определенной части электората и позволяющего безбедно существовать некоторому количеству политических проходимцев, а как учение всемирно-мирового масштаба, которое единственное способно дать ответы на вопросы, волнующие любого думающего молодого человека, и которые никакое другое учение не только не разрешает, но даже не решится ставить.